Автор: Ольга Прохорова, преподаватель хора, музыкального инструмента средняя общеобразовательная школа эстетического воспитания
Педагогика. Для
кого-то это – скучная дисциплина, которую нужно «сдать и забыть». Для
кого-то – стремление найти конкретный ответ на вопрос «как воспитать
моего оболтуса». А
для кого-то, как это ни банально звучит, – дело всей жизни. Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя,
воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта –
колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее
предстоит утверждать нашим детям.
Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и
гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов, и в
частности хора. Необходимость демократизации взаимоотношений между
учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой
предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным
примером, так и заинтересовать их изучением предмета, помочь им
реализоваться как личностям. Поэтому гуманная педагогика, одним из
родоначальников которой и является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей
гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания,
помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком,
его трудом, талантом, творчеством, жизнью.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя,
воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта –
колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее
предстоит утверждать нашим детям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение
нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и
в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и
воспитанников. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но
именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы
видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на
уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и
наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а
урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с
классом.
Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс
критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая
гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению
целей обучения и воспитания школьников.
Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия: 1. необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения. 2. учесть возрастные и психологические особенности учащихся. 3. выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.
Сегодня на вопрос: "Что бы вы изменили в школе?" - многие из
поступающих в вузы отвечают без колебаний: "Отношение учителей особенно к
старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства,
пусть избавятся от предвзятости". Две главные фигуры в школе – учитель и
ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге
становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного
процесса, средством формирования личности школьника.
Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя
стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь – путь
борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто
забывают о таком понятии как личность. Как результат – два
противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя
общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие –
ученики отвергают требования учителей и школы.
Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных
формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более
опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и
взаимопонимание.
В процессе реформирования системы образования на основах демократизации
школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего
личную ответственность за судьбы окружающих. Все начинается с
учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически
целесообразные отношения как основу творческого общения.
У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям,
деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и
ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия,
которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной
работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий
неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих
задач.
Важным моментом в обучении вообще и в обучении хора в частности является
то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения
прочных знаний, но и развития умственных способностей. В процессе
обучения многие ученики добросовестно учат теоретический материал,
формулировки определений, правила, серьёзное внимание обращают на
изучение нотной грамоты, которые необходимы при читке с листа. Но когда
учитель предлагает простое, но необычное задание, далеко не все
школьники его успешно выполняют. В таких случаях иногда даже средне или
слабоуспевающий ученик может значительно быстрее проявить
сообразительность и смекалку по сравнению с хорошо успевающим. Поэтому
хорошая или плохая успеваемость по хору ещё не дает оснований для
выявления и анализа уровня сформированности их соответствующих
способностей.
Из опыта работы
За годы работы в школе, чтобы сохранить преемственность в преподавании
(из урока в урок, из класса в класс), нами была разработана система
ведения уроков хора. Мы работаем с понятийным аппаратом: духовная
красота, экология культуры, единство природы и человека, патриотизм,
гражданская позиция, национальное достоинство. На основе выполнения
учащимися тестов, учителя могут судить об определенном уровне развития
музыкальных способностей своих подопечных. В то же время это вызывает
положительную реакцию и со стороны учащихся, отвлекая их от
определенного ожидаемого стандарта.
Как известно, успех в обучении хоровому пению в значительной мере
определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя
обеспечить активную деятельность учеников на протяжении всего урока.
Вовлечение школьников в учебный процесс путем использования современных
средств обучения и различных организационных форм работы на уроке может
служить важным средством повышения мотивации в обучении музыке.
При подготовке урока, цели стараюсь ставить так, чтобы обеспечить: 1. Активизацию речевой и слуховой активности учащихся на уроке (чтобы каждый ответ не был монологом). 2. Взаимодействие учащихся на уроке (групповая работа, работа по партиям и индивидуальная работа с учащимся). 3. Заинтересованность учащихся в результатах обучения. 4. Наличие обратной связи "учитель-ученик". Подход к постановке урока основываю по принципу сотрудничества.
Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и
учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что
они чего-то не понимают.
Важнейшие аспекты сотрудничества: - умение прислушиваться друг к другу; - принимать совместные решения; - доверять друг другу; - ощущать свою ответственность за работу группы; - возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями; - побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше.
В
ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют
своё время так, что каждый ученик получает помощь в необходимой ему
мере.
Самостоятельность предполагает ясность заданий, реальность сроков их
выполнения, дифференцированность для быстрых и медленных учеников.
При организации самостоятельной работы в классе, при закреплении и
развитии сформированных операционных навыков использую модель
индивидуального обучения.
Индивидуализация является важным аспектом при обучении хора как
составляющая часть демократизации взаимоотношений, ибо безликих учеников
не бывает – каждый человек индивидуален.
Уже с первых минут урока, определив настроение каждого ученика, провожу
беглый повтор теоретического материала в свободной обстановке в виде
непринужденной беседы: "если ты не помнишь, то ничего страшного –
кто-нибудь поможет, а ты вспомнишь". Ключевое направление в образовании
на современном этапе - гуманизация и гуманитаризация обучения. Цель -
раскрепощение ученика, учителя, помощь в реализации и самоутверждении
как личности каждого ребенка. Не должны в нашей школе потеряться, не
получив возможности самореализоваться, будущие Ломоносовы, Пушкины,
Чайковские.
Такое начало урока позволяет организовать дополнительную тренировку и
повторение изученного. В то же время ребята раскрепощаются, снимают
напряжение, которое всегда присутствует перед началом урока. Это
позволяет намного продуктивнее им работать в дальнейшем.
При отборе материала на урок пользуюсь современной литературой. В
данное время я руковожу хоровыми коллективами младшей возрастной группы –
это хоровая группа 5«А», 6«А» и младший хор музыкальной школы.
Произведения выбираю интересные для данной возрастной группы. Такой
подход оправдан, даёт отличный результат. Учащиеся постоянно находятся в
творческом поиске, их знания прогрессируют. Используя такую подготовку,
результат не заставляет себя ждать. Дети на хорошо и отлично сдают
экзамены по хору и фортепиано. Мы принимаем участие во всех школьных
мероприятия и праздниках, что способствует профессиональному росту и
сплочению детей. Самое большое достижение - 2 место в областном конкурсе
хоровых коллективов и 2 место в фестивале патриотической песни.
Большое внимание уделяю подбору материалов для уроков. Использую в
своей практике разнообразные виды уроков. Урок-путешествие,
урок-концерт, урок-конкурс.
Дифференциацию
стараюсь проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Делю учащихся на группы сильную и слабую. Вновь прибывшим учащимся даю
время освоиться в классе и, занимаясь индивидуально догонять класс.
Рассматриваю дифференциацию на своих уроках не как право учителя
сортировать учеников, а как право учащегося не чувствовать себя
ущемленным, потому что он не может петь, как другие дети.
Оценивая детей, использую индивидуализацию и дифференциацию, стараюсь
максимально учитывать личностные качества учащихся, их интересы и
наклонности, особенности межличностных отношений в каждом классном
коллективе.
Помимо работы на хоре с каждым учеником, я занимаюсь с ними
индивидуально на фортепиано. Это очень способствует налаживанию контакта
между учителем и учеником. У нас спокойные, доверительные отношения. За
годы обучения у наших детей меняются классные руководители,
учителя-предметники, а мы их учим с 1 по 9 класс. И поэтому они
воспринимают нас как родных им друзей. Многие, когда оканчивают школу,
приходят, скучают. Часть детей настолько скучают, что продолжают ходить в
детско-юношеский хор при соборе Петра и Павла, где я являюсь
руководителем хорового коллектива.
Считаю, что неудачи с усвоением школьного курса коллективного пения
происходят не из-за отсутствия музыкальных способностей, а из-за
отсутствия привычки систематически работать и доводить познаваемое до
понимания, а не до запоминания.
Если мы хотим научить человека любить музыку, искусство, то и учить
этому надо в условиях. Достичь максимального результата, можно лишь
создав атмосферу психологического комфорта. Только в этом случае
возможен перенос навыков и умений.
Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность,
должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и
общения для него более типичными, т.е. должен владеть навыками
самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения,
органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий
задачам личностного роста педагога и учеников.
В своей книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили выделил такие
слова: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям».
«Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки
педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
«Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить». «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».
«Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в
ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке».
«Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для
школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в
ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов
для встречи с ним в ребенке!
Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к
преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную
среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о
последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и
направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться
самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребенка,
подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое,
важное государственное дело. Не смей в это время смотреть на него
снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай
ему, что он еще ребенок, и не выгоняй его из мира взрослых! Твой долг
заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребенка со всей
серьезностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую
точку над сложным педагогическим i!
Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать
человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную
душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что
учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не
терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни
ребенка.
Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в
которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать
ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому
объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен
внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания
ребенка.
Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для
того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли
его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое
изучение жизни ребенка, движений его души, возможно только тогда, когда
учитель познает ребенка в самом себе. Прожить свое утраченное детство
вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая
допустима в жизни учителя.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя,
воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта –
колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее
предстоит утверждать нашим детям.
Давайте же дарить детям как можно больше подарков!»
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Учительское слово и его место в гуманизации учебно-воспитательного процесса"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.