Как научить петь самых маленьких? Как привить любовь к пению? Как разучивать мелодии с детьми? Как развить музыкальный слух? Ответы на эти и другие вопросы о музыкальном воспитании шестилеток читайте в нашей статье.
Первооснова начального вокального воспитания – подражательное пение. Ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, учить его умению слушать эти образцы, повторять услышанное, сравнивать свои «копии» с оригиналами, исправлять недостатки.
Образцы должны удовлетворять высоким требованиям и по чистоте интонирования, и по выразительности, образности. Вместе с тем, они не должны превышать возможности ребенка по своей тиссетуре, по продолжительности фраз (то есть дыхания), по ритмической и ладовой сложности.
Каждый вокальный образец должен звучать многократно, но не в неизменном виде, а в разнообразных вариантах. Например, следует показывать одни и те же мелодии, попевки в различных тональностях, различных темпах и в исполнении не только самого педагога, но и отдельных детей с хорошо развитым слухом, голосом, общей музыкальностью; целесообразно также играть мелодические образцы на разных инструментах.
Нужно почаще показывать вокальные образцы без сопровождения. Это приучит детей ценить одноголосное пение; раз они видят и слышат, как педагог поет без аккомпанемента, они сами охотнее и легче будут учиться петь без всякой музыкальной поддержки.
Вполне обоснованно желание педагога показывать песни сразу же в их полном виде, что производит наилучшее художественное впечатление. Однако и в этом случае мы рекомендуем начинать собственно разучивание с одноголосного «рабочего» показа – выразительного, художественного, но освобожденного от аккомпанемента.
Очень важно, чтобы при первом показе чего бы то ни было – песни, мелодии, попевки, интонации, даже ритмической фигуры – абсолютно необходимо, чтобы дети слушали молча, с сосредоточенным вниманием, но без малейших попыток подражания. Такой внутренней активности нужно детей учить, ибо инстинкт подражания побуждает их соучаствовать в исполнении образца. Вначале от этого нужно воздерживаться, так как ошибки одних детей мешают как их собственному восприятию, так и правильному восприятию других.
Детей нужно приучать к повторению вокальных образцов без музыкальной поддержки. При обычном, весьма неровном составе класса целесообразно попросить сначала одного или двух «запевал» повторить услышанное. Это будет дополнительным образцом для остальных детей, причем более близким, более легким для подражательного повторения, чем пение взрослого человека.
Если вы считаете нужным дать музыкальную поддержку ребенку со слаборазвитым слухом, вызывайте его совместно с одним из «запевал». Чем реже педагог сам подпевает или подыгрывает пению детей, тем лучше. В любом случае музыкальная поддержка должна звучать не громче, чем пение самого ребенка. Если "поддержка" заглушает его голос, то есть если он собственного голоса не слышит, то он, конечно, не может исправлять свои ошибки.
Рекомендуем педагогам систематически пользоваться приемом «беззвучного пения»: при почти полной задержке дыхания имитировать ритмически точное произнесение слов попевки (песни), представляя себе звучание мелодии. Этот прием полезен для всех. Учащиеся сосредотачивают свое внимание в полной тишине на своеобразном исполнении попевки, следя в то же время за педагогом. Благодаря этому приему хорошо усваиваются слова, улучшается дикция, четче становится ритм.
В этот момент учитель может тихонько подыгрывать мелодию на инструменте или напевать с закрытым ртом. Благодаря совпадению беззвучной имитации пения с исполняемой вами мелодией, интонации будут восприниматься детьми значительно яснее, чем при простом слушании. Это очень важный шаг ко «внутреннему пению». Чередуйте беззвучное пение с музыкальной поддержкой и пение вслух без поддержки – положительные результаты не замедлят сказаться.
Умение петь беззвучно особенно важно для детей с узким диапазоном голоса. Для таких ребят можно придумать особый условный знак на начальном этапе занятий. Заранее договорившись, при исполнении мелодий с более широким диапазоном, по условленному знаку «выключать звук» - в этот момент данные ребята должны будут перейти на "беззвучное пение".
Для целей вокально-хорового развития класса очень важна коллективность в работе. Пусть дети привыкнут внимательно слушать не только учителя, но и друг друга. В общую работу вовлекаются все дети, получая дифференцированные задания в соответствии с различным уровнем своего развития. Это необходимо и вполне возможно также и при разучивании песен.
Разучивайте мелодию обязательно по фразам. В простых детских песнях фраза – это небольшая часть мелодии, которая поется на одно дыхание и соответствует одной строке стихотворного текста. Ребенок должен уметь правильно фразировать, брать дыхание между фразами, а не середине фраз. Он должен уметь выделить из общего контекста любую фразу, если понадобится исправить в ней ошибку.
Однако, вычленение фразы из песни вначале непростая задача для ребенка. В повседневной жизни он слышит музыкальные произведения, в том числе песни целиком. Мы ему показываем песню, предназначенную для разучивания, тоже в целом; она так и запечатлевается в его представлении в качестве нерасчлененного целого, пока еще неясного в деталях. И вполне естественно, что он старается учить её идя «от печки» до конца. А фраза – это для ребенка слишком маленькая часть песни, которую ему хочется дополнить, развить, закончить.
Ввиду этого сознательное (уже не просто подражательное) разучивание мелодии мы начинаем с того, что поручаем детям исполнение одной фразы, в то время когда педагог исполняет все остальные фразы.
Вычленение фразы должно быть естественным и осмысленным. Для этого нужно, во-первых, выбрать такую фразу, текстом которой служит стихотворная строка с законченной мыслью. Очень хорошо, если это – главная мысль произведения.
Суть этого элементарного приема заключается в том, что ребенок исполняет одну фразу, но активно слушает целую мелодию и участвует в ее исполнении, учит ее.
Более сложный прием – распределить отдельные фразы мелодии между несколькими исполнителями таким образом, чтобы были наглядно показаны важнейшие свойства структуры целого, в особенности тождество и различие фраз.
Например, исполнение мелодии со следующей структурой (a + b) + (a + b1). На начальном этапе разучивания подобной песни исполнение тождественных фраз удобно поручить детям, в то время как им «отвечает» каждый раз по-другому -педагог. Затем исполнение можно организовать таким образом, чтобы первую и третью фразы пел один исполнитель или группа класса, а вторую и четвертую – другие ребята. Это наглядно, привлекательно и полезно.
Источник:П.Ф.Вейс «Ступеньки в музыку»
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "О вокальном воспитании шестилеток. Как научить ребенка петь?"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.