Временем рождения инструментального concerto grosso историки считают 70-е годы XVII века, а его родословную ведут либо от вокально-инструментального концерта и во многом близкой ему органной и оркестровой канцоны XVI-XVII веков, либо от ансамблевой сонаты, сложившейся в XVII веке. Названные жанры наряду с оперой воплотили основные черты нового музыкального стиля - барокко...
На столь же широкой
интернациональной основе, как и оперная реформа Глюка, в XVIII веке
происходило интенсивное развитие инструментальной музыки. Его
осуществляли дружными усилиями композиторы многих европейских стран. Они постепенно формировали
новые жанры циклических инструментальных произведений — такие, как
классическая симфония, классическая соната, классический струнный
квартет.
XVIII век, особенно его середина и
вторая половина, — время больших перемен во всех областях европейского
музыкального искусства. С наступлением этого столетия в итальянской
опере постепенно обособились два жанра — опера-сериа (серьезная) и
опера-буффа (комическая).