АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB.

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ЛИЦА ЭПОХИ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Музыкальный импрессионизм. Клод Дебюсси

Просмотров: 12085 | Рейтинг: 2.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ


Этот значительный музыкальный стиль, возникший во Франции, был назван по аналогии с художественным движением. Так же, как и в живописи, композитор-импрессионист желал передать звуками скорее свое впечатление, чем выразить некую содержательную идею. Само впечатление двояко - это конкретные и точные зрительные, слуховые, осязательные и даже обонятельные ощущения и, одновременно, изменчивые и часто неясные душевные ощущения-восприятия.

Поэтому и в музыке - «осязаемость и ясность общей формы, яркая изобразительность и даже звукоподражание сочетаются с необычными, изменчивыми гармоничными и непривычными нерегулярными ритмами. Критики импрессионизма часто осуждали эту музыку за отсутствие деления на привычную "мелодию" и «сопровождение». Звучности располагаются широкими, плывущими «пластами или дробятся во множестве красочных музыкальных «точек». Важнее устойчивости в этой музыке ощущение движения и неожиданного изменения, важнее строгой логики развития - характер самого звучания, которое часто ошеломляло слушателей - ведь столь необычно красочного и сложного оркестра и столь тонкого и разнообразного использования возможностей сольных инструментов публика до сих пор не слышала.

Импрессионистское сочинение, как правило, имеет программу-название, в музыке часты образы природы. но важны также и впечатления от произведений искусства. Музыка импрессионизма - это искусство прекрасного. Утонченность, чувственность, красота и особая благозвучность этой музыки снискали ей большую популярность у слушателей.

Клод Дебюсси (1862-1918) родился в предместье Парижа, в семье торговцев китайскими товарами. Вся свою жизнь прожил в Париже. В 10 лет был принят в Парижcкую консерваторию, которую окончил как пианист и композитор в 1884 г., получив высшую награду - Римскую премию.

В 1881-1882 П. в качестве домашнего пианиста известной меценатки Н. Ф. фон Мекк Дебюсси посетил Россию, в ее архиве он работал с рукописями многих русских композиторов. Во второй половине 1880-х гг. он знакомится с Ф. Листом, а также посещает Байрейт (Германия), где слушает вагнеровские оперы. Хотя первые оригинальные сочинения композитора не были одобрены его учителями и тогдашними музыкальными авторитетами, с начала 1890-х гг. его музыка имеет всевозрастающий успех. В настоящее время музыка Дебюсси - классика ХХ в. Сочинения: 3 оперы, 3 балета, кантаты, поэма для солистов с оркестром, оркестровые композиции, сочинения для инструментальных ансамблей, циклы фортепианных пьес - прелюдии, сюиты, этюды, песни и романсы, музыка к драме, а также знаменитая книга "Месье Крош-антидилетант" (1921), статьи, беседы и рецензии.

Интересно, что Дебюсси, ставший зачинателем музыкального импрессионизма, резко отрицал свое родство с этим художественным течением. Но он всегда утверждал, что ищет "новые пути" в музыкальном искусстве. Тем не менее, его новаторство никогда не было отказом от достижений прошлого. Он был воспитан как романтический композитор, пройдя «немецкую школу» в консерватории, испытав и влияние французского романтизма с его интересом к характеру музыкального звука и к старинным ладам и жанрам. Необычно глубоко он знал русскую музыку, особенно уважал творчество Мусоргского. Конечно же, испытал он и влияние Вагнера.

Посетив в 1889 г. Всемирную выставку в Париже. он был потрясен экзотическим звучанием гамелана - национального оркестра с острова Явы, что открыло-перед ним возможность иных музыкальных миров. Его поиски увенчались оглушительным успехом - премьера Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894) по мотивам поэмы Ст. Малларме вызвала громкие дебаты и даже скандалы. Небольшая пьеса для камерного оркестра (ансамбля) стала символом нового на- правления в музыке. Изображая прекрасные и волнующие картины, проплывающие в дремлющем сознании отдыхающего античного божества, Дебюсси достиг полнейшего слияния музыкального звучания и образности этой знаменитой символистской поэмы.

Горячо любимы публикой и 3 симфонических эскиза «Море» (1905), сюита «Образы» (1912), но особенно популярны его «Ноктюрны» (1905), в финале которых изображаются мифические античные сирены  их пение, для чего к оркестру присоединяется необычный женский хор, поющий без слов, в сказочно и экзотично звучащем целотонном ладу. В репертуаре каждого пианиста есть фортепианные пьесы Дебюсси, прихотливые мелодии и необычные гармонии которых возникают как бы в облаке призвуков и эхо. Поэтичные названия и образы пьес «Шаги на снегу», "Девушка с волосами цвета льна" также создают тон- кое впечатление и настроение у слушателя. Мировым шедевром стала и опера Дебюсси «Пелеас и Мелизанда» (1902) по культовой  в то время символистской драме М. Метерлиика.

Влияние музыки Дебюсси было огромным и повсеместным.
Во Франции наиболее значительным "дебюссистом". стал друг и соратник Дебюсси Поль Дюка (1865-1935), прославившийся блестящей симфонической "шуткой" - Скерцо «Ученик чародея. (1897). Музыка Дебюсси важна и для творчества А. Рисселя (1869-1937), Ж. Рож - Дюка (1873-1954), Ф. Шмита (1870-1958). Импрессионистические звучания слышны и у испанца М. де Фальи, и у русских композиторов С. Рахманинова и А. Лядова, и у чеха Л. Яначека. в творчестве финского классика Я. Сибелиуса, в музыке итальянца О. Респиги (1879-1936) и у многих других современников композитора. Его музыка вдохновила и поиски многих последующих музыкальных новаторов.

Мечтаете классно отдохнуть на море, полежать под пальмами и понежиться на теплом песочке? Тогда к вашим услугам первоклассные туры в Египет. Самые хорошие путевки уже ждут своих туристов. Понравившийся вам тур вы сможете приобрести онлайн на сайте teztour.ua. Покупка или бронирование на сайте компании это быстро, современно и главное - безопасно. Заказывайте путешествие уже сейчас!


Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Музыкальный импрессионизм. Клод Дебюсси" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2013-01-21


Теги: МУЗЫКА ХХ-ХХI веков, СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz