Добавить компанию




АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB.

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ЛИЦА ЭПОХИ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Электронная музыка

Просмотров: 3158 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Время электронной музыки, о которой так мечтали деятели «первого авангарда», наконец-то пришло. Уже к началу 1960-х гг. электроника стала обычной областью классического музицирования: был разработан ее основной инструментарий, способы работы со звуком, основные типы композиций.

В основе работы сочинителя электронной музыки лежит фундаментальное разделение звуков на «произведенные (синтезированные) и "воспроизведенные, то есть предварительно записанные на магнитофон. Синтез звука может осуществить осциллятор, синтезатор, генератор шума.

Дж. Кейдж в своей знаменитой композиции "Воображаемый пейзаж №4" (1951) забавно соединил эти два начала. Эта строго выписанная "партитура" предназначена для 12 радиоприемников. Исполнители, соблюдая ритмические указания Кейджа, включают и выключают аппараты, меня- ют каналы вещания, частоты которых они впрочем, выбирают сами. Получившаяся строго алеаторическая музыка состоит из произведенных приемниками звучностей, которые сами по себе могут быть записями музыки, беседы и т. д.

На магнитофон могут быть записаны и музыкальные звуки, и шумы ударных, а также любые звучания окружающего мира. Последние являются материалом так называемой "конкретной музыки», которая состоит только из обработанных естественных звуков.

Магнитофон в то время давал весьма большие возможности звуковых преобразований: изменение скорости воспроизведения, проигрывание "обратным ходом» (электронный ракоход), а также наложения нескольких записей при перезаписи, или использования монтажа. Последняя техника нарезки и склеивания кусочков ленты была сверхвиртуозно освоена композиторами, эти сочинения эффектны и сегодня. Заметим, что монтаж звука, который сейчас можно сделать несколькими нажатия- ми клавиш компьютера, тогда занимал недели и месяцы упорного труда.

Музыка "произведенная" и «воспроизведенная» может звучать в чисто электронном виде, но также в сочинении могут использоваться и обычные инструменты. Э. Варез, один из идеологов и творцов "электронной среды» в возрасте 71 года пережил свой поздний триумф с одночастной пьесой «Пустыни» (1954) - первым в истории сочинением для ансамбля инструментов и магнитофонной ленты. Этот тип композиции в дальнейшем получил широкое распространение. Изобретенные дармштадцами новые техники (сериализм, алеаторика, сонористика) свободно применимы и в области электронного звука, изменился только материал и форма работы - вместо инструментов - магнитофоны и приборы, вместо партитур - схемы и графики.

В электронике стал более явным пространственный аспект "новой музыки". В синтезированных звучаниях можно тонко контролировать параметр громкости и высоты, создавая у слушателей эффект приближения-удаления, понижения-повышения. При воспроизведении звука также важно расположение динамиков, создающее уже реальные пространственные эффекты.

Электронная музыка 1950-1960-х гг. создавал ась в стенах музыкальных студий, которые были центрами акустических исследований и экспериментов, местом, где изобретались и опробовались новые инструменты, и местом работы композитора (он же часто и акустик, инженер, музыкальный психолог и т.д.).

Пионерами французской электроники стали друзья и коллеги Пьер Шеффер (1910-1995) и Пьер Анри (1927). В 1948 г. с их участием была создана группа музыкальных исследований (при Французском радио).

В этой студии родилась "конкретная музыка". Удивительный слух и чувство звука позволили композиторам создавать не только отдельные пьесы, но и масштабные "конкретные" композиции, такие, как «Симфония для одного человека» (1950), оперы для голоса и магнитофонной ленты "Орфей 51" (1951), "Орфей 52" (1952).

Пьер Булез в 1970 гг. при содействии президента Жоржа Помпиду основал Институт акустика-музыкальных исследований и координаций (lRCAM). Важной частью деятельности этого центра музыкальной науки и творчества стало изучение и поддержка мировой электронной музыки. К. Штокхаузен способствовал в 1963 г. организации студии электронной музыки Западно-германского радио (Кельн). Он пропагандировал «чистую» электронную музыку (синтезированную) как высшую ступень современной композиции. Центр электронной музыки университетов Принстона и Колумбии (1958, Нью-Йорк) стал форпостом электроники в Америке.

Талантливые и самобытные композиторы Владимир Усачевекий (1911- 1990) и Отто Люэнинг (1900-1996) сочиняли, используя самые передовые модели синтезаторов и магнитофонов. Быстро добился успеха творец электроники, бельгийский композитор, педагог и музыкальный деятель Анри Пуссер (1929). Его значительные сочинения появились в Италии, в миланской Студии музыкальной фонологии (1955) которую основали выдающиеся дармштадтцы Бруно Модерна (1920-1973) и Лучано Берио (1925-2003).

Среди обширного электронного наследия отметим "Микрофонии I, II" (1964-1965), «Процессию» (1967), «Телемeзыкe» (1966) К. Штокхаузена; «Пьесы для магнитофона» (1956) и "Метаморфозы" (1957) В. Усачевского; "Звуки новой мизыки» и "Фантазию в космосе» (1952) О. Люэнинга; «Сейсмограммы» (1954) и "Три вида Льежа» (1961) А. Пуссера; "Краанерг" (1969) и "Персеполис" (1971) я. Ксенакиса; Митании» (1955) и "Перспективы" (1957) Л. Берио и др.

Электронная музыка обладает неисчерпаемыми возможностями звуковой изобразительности и выразительности. Возможно, поэтому она так востребована в кино (особенно фантастическом.) Так, в знаменитом научно-фантастическом фильме «Запретная планета» (1956, режиссер Б. Дж. Стюарт) использованы исключительно электронные звучности (композиторы Л. и Б. Бэррон).

Серьезная электронная музыка послужила также источником развития многих направлении массовой музыки (индастриал, электропоп, эмбиент, хаус, драм-н-бас и др.). Музыка послевоенного авангарда недолго оставалась радикальным течением. Уже к началу 1970-х гг. она вошла в мировую музыкальную культуру как "новая классика" и "академический aвангард". Последователи первого поколения дармштадцев образовали мейнстрим. современной серьезной музыки.

Среди них - итальянец Франко Донатони (1927-2000), выдающийся немецкий новатор Хельмит Лахенман (1935), гениальный шведский композитор Клас Хубер (1924), американец Мортон Фелдман (1926-1987), венгр Дьёрдь Куртаг (1926) и многие другие.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Электронная музыка" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2013-04-30


Теги: СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ, МУЗЫКА ХХ-ХХI веков, электронная музыка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0