АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB.

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ЛИЦА ЭПОХИ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Электронная музыка

Просмотров: 3307 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

Время электронной музыки, о которой так мечтали деятели «первого авангарда», наконец-то пришло. Уже к началу 1960-х гг. электроника стала обычной областью классического музицирования: был разработан ее основной инструментарий, способы работы со звуком, основные типы композиций.

В основе работы сочинителя электронной музыки лежит фундаментальное разделение звуков на «произведенные (синтезированные) и "воспроизведенные, то есть предварительно записанные на магнитофон. Синтез звука может осуществить осциллятор, синтезатор, генератор шума.

Дж. Кейдж в своей знаменитой композиции "Воображаемый пейзаж №4" (1951) забавно соединил эти два начала. Эта строго выписанная "партитура" предназначена для 12 радиоприемников. Исполнители, соблюдая ритмические указания Кейджа, включают и выключают аппараты, меня- ют каналы вещания, частоты которых они впрочем, выбирают сами. Получившаяся строго алеаторическая музыка состоит из произведенных приемниками звучностей, которые сами по себе могут быть записями музыки, беседы и т. д.

На магнитофон могут быть записаны и музыкальные звуки, и шумы ударных, а также любые звучания окружающего мира. Последние являются материалом так называемой "конкретной музыки», которая состоит только из обработанных естественных звуков.

Магнитофон в то время давал весьма большие возможности звуковых преобразований: изменение скорости воспроизведения, проигрывание "обратным ходом» (электронный ракоход), а также наложения нескольких записей при перезаписи, или использования монтажа. Последняя техника нарезки и склеивания кусочков ленты была сверхвиртуозно освоена композиторами, эти сочинения эффектны и сегодня. Заметим, что монтаж звука, который сейчас можно сделать несколькими нажатия- ми клавиш компьютера, тогда занимал недели и месяцы упорного труда.

Музыка "произведенная" и «воспроизведенная» может звучать в чисто электронном виде, но также в сочинении могут использоваться и обычные инструменты. Э. Варез, один из идеологов и творцов "электронной среды» в возрасте 71 года пережил свой поздний триумф с одночастной пьесой «Пустыни» (1954) - первым в истории сочинением для ансамбля инструментов и магнитофонной ленты. Этот тип композиции в дальнейшем получил широкое распространение. Изобретенные дармштадцами новые техники (сериализм, алеаторика, сонористика) свободно применимы и в области электронного звука, изменился только материал и форма работы - вместо инструментов - магнитофоны и приборы, вместо партитур - схемы и графики.

В электронике стал более явным пространственный аспект "новой музыки". В синтезированных звучаниях можно тонко контролировать параметр громкости и высоты, создавая у слушателей эффект приближения-удаления, понижения-повышения. При воспроизведении звука также важно расположение динамиков, создающее уже реальные пространственные эффекты.

Электронная музыка 1950-1960-х гг. создавал ась в стенах музыкальных студий, которые были центрами акустических исследований и экспериментов, местом, где изобретались и опробовались новые инструменты, и местом работы композитора (он же часто и акустик, инженер, музыкальный психолог и т.д.).

Пионерами французской электроники стали друзья и коллеги Пьер Шеффер (1910-1995) и Пьер Анри (1927). В 1948 г. с их участием была создана группа музыкальных исследований (при Французском радио).

В этой студии родилась "конкретная музыка". Удивительный слух и чувство звука позволили композиторам создавать не только отдельные пьесы, но и масштабные "конкретные" композиции, такие, как «Симфония для одного человека» (1950), оперы для голоса и магнитофонной ленты "Орфей 51" (1951), "Орфей 52" (1952).

Пьер Булез в 1970 гг. при содействии президента Жоржа Помпиду основал Институт акустика-музыкальных исследований и координаций (lRCAM). Важной частью деятельности этого центра музыкальной науки и творчества стало изучение и поддержка мировой электронной музыки. К. Штокхаузен способствовал в 1963 г. организации студии электронной музыки Западно-германского радио (Кельн). Он пропагандировал «чистую» электронную музыку (синтезированную) как высшую ступень современной композиции. Центр электронной музыки университетов Принстона и Колумбии (1958, Нью-Йорк) стал форпостом электроники в Америке.

Талантливые и самобытные композиторы Владимир Усачевекий (1911- 1990) и Отто Люэнинг (1900-1996) сочиняли, используя самые передовые модели синтезаторов и магнитофонов. Быстро добился успеха творец электроники, бельгийский композитор, педагог и музыкальный деятель Анри Пуссер (1929). Его значительные сочинения появились в Италии, в миланской Студии музыкальной фонологии (1955) которую основали выдающиеся дармштадтцы Бруно Модерна (1920-1973) и Лучано Берио (1925-2003).

Среди обширного электронного наследия отметим "Микрофонии I, II" (1964-1965), «Процессию» (1967), «Телемeзыкe» (1966) К. Штокхаузена; «Пьесы для магнитофона» (1956) и "Метаморфозы" (1957) В. Усачевского; "Звуки новой мизыки» и "Фантазию в космосе» (1952) О. Люэнинга; «Сейсмограммы» (1954) и "Три вида Льежа» (1961) А. Пуссера; "Краанерг" (1969) и "Персеполис" (1971) я. Ксенакиса; Митании» (1955) и "Перспективы" (1957) Л. Берио и др.

Электронная музыка обладает неисчерпаемыми возможностями звуковой изобразительности и выразительности. Возможно, поэтому она так востребована в кино (особенно фантастическом.) Так, в знаменитом научно-фантастическом фильме «Запретная планета» (1956, режиссер Б. Дж. Стюарт) использованы исключительно электронные звучности (композиторы Л. и Б. Бэррон).

Серьезная электронная музыка послужила также источником развития многих направлении массовой музыки (индастриал, электропоп, эмбиент, хаус, драм-н-бас и др.). Музыка послевоенного авангарда недолго оставалась радикальным течением. Уже к началу 1970-х гг. она вошла в мировую музыкальную культуру как "новая классика" и "академический aвангард". Последователи первого поколения дармштадцев образовали мейнстрим. современной серьезной музыки.

Среди них - итальянец Франко Донатони (1927-2000), выдающийся немецкий новатор Хельмит Лахенман (1935), гениальный шведский композитор Клас Хубер (1924), американец Мортон Фелдман (1926-1987), венгр Дьёрдь Куртаг (1926) и многие другие.


Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Электронная музыка" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2013-04-30


Теги: СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ, МУЗЫКА ХХ-ХХI веков, электронная музыка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz