Выражение в звуках экспрессии - некоего
крайне эмоционального или необычного психического состояния человека - было главной
идеей этого влиятельного музыкального течения. Эмоциональность
романтической музыки здесь обретает новые качества. Сила передачи
эмоций такова, что музыка часто имеет характер крайней напряженности, ее звучания почти физиологически ощутимы.
Образы и эмоции музыкального экспрессионизма возникли не только под влиянием
экспрессионистской литературы и живописи. Философия экзистенциализма, основанная на осознании крайних состояний человеческого бытия, и подъем психоанализа З. Фрейда, который открыл в душе и разуме человека некую темную бездну бессознательного, также
во многом определили особенности мышления музыкантов этого направления.
Состояние бреда, кошмарного сна, безумия, смертельный
страх (angst - нем.), ужас, тревога и ожидание катастрофы, ненависть, зависть, дикая любовная страсть и похоть, ирония И сарказм -
настроения и содержание этой музыки потрясли изысканную европейскую публику.
Музыка экспрессионистов перестала быть искусством прекрасного, но В то же время она имеет свою эстетику и изысканность, не превращаясь в голый звуковой натурализм. Эта музыка крайне диссонантна, полна контрастов и неожиданных смен, звучание часто фрагментарно или течет неуправляемым потоком. Мелодии часто лишены
плавности, а ритмы - регулярности. Оркестр, инструмент или человеческий голос нередко звучат на пределе своих возможностей. Привычные музыкальные жанры, формы, способы музыкального письма
часто пародируются или гротескно искажаются.
Экспрессионизм явил
миру новую негармоничную, разорванную, несчастную душу современного человека. Во многом это мироощущение предчувствует надвигаroщуюся военную катастрофу европейской цивилизации. Неслучайно, что композиторы ХХ в. В дальнейшем часто прибегают к приемам экспрессионизма в сочинениях, связанных с военной тематикой.
Наиболее влиятелен был музыкальный экспрессионизм в Германии и Австрии. В творчестве Р. Штрауса особо выделяются сочинения его экспрессионистского периода. Это о первую очередь масштабные оперы: «Электра» (1903), созданная в содружестве с Г. фон Гофмансталем, и «Саломея» (1905) по пьесе О. Уайльда, В центре этих
драм - отрицательные персонажи: библейская распутница, дочь царя
Ирода Саломея, погубившая христианского пророка Иоанна Крестителя, и античная царица Электра из драмы Софокла, одержимая жаждой мести и убийства. Вместо привычных для оперы лирических героинь и любовных линий здесь выступают «роковые женщины. и жестокие интриги.
Герои давних времен выражают свои мысли и эмоции
крайне современным языком Невиданная доселе свободная трактов-
ка античных и библейских сюжетов и образов, равно как и крайне
диссонантный музыкальный язык этих сочинений вызывали скандалы при их премьере, их авторов обвиняли в варварстве, хулиганстве
и аморальности. Близка по стилистике экспрессионизму и симфоническая поэма Штрауса "Дон Жуан".
Ранний период творчества классика ХХ в. Арнольда Шенберга
(1874-1951) также связан со стилистикой экспрессионизма. Будучи
талантливым художником, он активно участвовал в деятельности художественного объединения Синий всадник, Принципы экспрессионистской драмы крика. ярко воплощены им в одноактной монодраме «Ожидание» (1909), где одинокая женщина в болезненной тревоге
бродит ночью по опушке леса, ей чудятся страшные видения, ее душу
охватывает ужас, и, наконец, в лунном свете она находит бездыханное
тело своего любимого и погружается в пучину безумия, ненависти
и ревности к разлучнице.
"Библией экспрессионизма" называют мелодраму для голоса и ансамбля инструментов «Лунный Пьеро" (1912). Эти 4ТРИЖДЫ семь стихотворений известного бельгийского экспрессиониста Альбера Жиро описывают фантасмагорические похождения и переживания Пьеро, одного из излюбленных персонажей эпохи. Нервную и тонкую
душу, свои страхи и разочарования герой прячет под маской иронии
и сатиры. Для передачи необычных душевных Состояний и образов
стихов Шенберг изобретает особую манеру «речевого пения» (Sprechgesang), в которой обычное пение превращается в своеобразную
полудекламацию, напоминающую шепот, крик, визг или стон. Эмоциональное напряжение сочетается здесь с удивительной красотой и
тонкостью. Гротескные, резкие и одновременно изящно-лирические
образы этой музыки производят на слушателя почти гипнотическое
впечатление. «Лунный Пьеро» - это пограничное для искусства сочинение. В нем сконцентрирована вся традиция позднего романтизма
и намечены новые пути в развитии музыки.
Новизна музыкального языка экспрессионистов связана 13 первую
очередь с радикальным преобразованием тональности, традиционной
системы высотной организации европейской музыки. Изменения тональности и даже отказ от нее по своей важности можно сравнить
с постепенным исчезновением предметности в живописи, или трансформациями принципа сюжетности в новаторской литературе. Свободные сочетания гармоний, произвольные переходы из одной тональности в другую, одновременное звучание нескольких тональностей
характерны для стиля Р. Штрауса. А. Шенберг развивает в это время
свою эстетику избегания (или "отрицания"): в музыке не должны
быть явственно слышны привычные, традиционные сочетания звуков, ритмы, формы или способы организации музыкальной ткани.
Результатом этих поисков стала его концепция атональности (или
пантональности - всетональности), в которой в принципе возможны
любые сочетания звуков. Первыми атональными сочинениями Шенберга стали "Три пьесы для фортепиано» (опус 11) и «Пять пьес для
оркестра> (опус 16) (1909).
Шедевром позднего музыкального экспрессионизма является опера
Альбана Берга (1885-1935), ученика А. Шенберга, "Воццек" (1921),
созданная по мотивам пьесы Г. Бюхнера. Это про изведение не имеет
среди героев ни одного положительного персонажа. Берг показывает
трагедию маленького человека - солдата Воццека, над которым издевается его Капитан, ставит садистские опыты Доктор, которому изменяет любимая жена Мари. Убив ее в приступе ревности, полубезумный Воццек кончает жизнь самоубийством. Музыкальный язык
оперы очень богат, в ней есть и новаторские атональные фрагменты,
характеризующие внутреннее состояние главных героев, и отголоски
классической и романтической музыки в лирических сценах, бытовые
эпизоды, где композитор пародирует популярную музыку. В опере
нет привычных арий, речитативов, ансамблевых сцен, но Берг использует для организации музыкального действия старинные и классические инструментальные формы: сюиту, пассакалью, рондо, сонатную
форму. Острая социальная проблематика сочинения, впечатляющая
и оригинальная музыка Берга оказали большое влияние на дальнейшее развитие жанра оперы.
Хотите сделать оригинальный и приятный подарок любимой девушке или ребенку? Ночник-черепаха - это как раз то, что вам нужно. Черепашка спроецирует настоящее звездное небо на потолок вашей квартиры под умиротворяющие звуки природы и просто порадует глаз своим очаровательной мордашкой. Ваши близкие булут в настоящем восторге от такого сувенира.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальный экспрессионизм"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.