Сериализм исходит из "аналитического" подхода к музыкальному звуку, выделяя в нем отдельные параметры. Совершенно иной способ предлагает метод сонорики (сонористики). В ее основе лежит представление о музыкальном звуке как о сложном и целостном комплексе его отдельных малых частей - тонов.
Традиционный музыкальный звук имел определенную высоту, ему противопоставлялся шум, таковой не имевший. В новых звучаниях эти две стороны звука сливаются, образуя «сонорики, которые характерны, прежде всего, своей окраской - тембром. Музыкальные «объекты - сонары различных масштабов (точки- пучки звучностей, небольшие музыкальные «тела», длящиеся «пласты» ) движутся В звуковом пространстве, взаимодействуя друг с другом.
Выдающийся музыковед Ю. Н. Холопов считал, что сонорика образует трехмерное музыкальное пространство, в отличие от первоначального европейского одноголосия (горизонтали), затем двух- мерных пространств многоголосия и гомофонии (мелодия с сопровождением), где гармония составила вертикаль. Композитор превращается в звукового архитектора-устроителя этого пространства. Принципы сонорики, таким образом, близки пространственной модели композиции Э. Вареза. Одним из первых шедевров "сономузыки" стали «Моменты» (1962) К. Штокхаузена.
Выдающимся творцом сонорики являлся венгерский композитор и музыковед Дъёрдь Лигети (род. 1923). Его оркестровые «Видения» (1959) и «Атмосферы» (1961) прославились свой «статической» сонорностью. Внутри «неподвижного звукового массива происходят микроизменения звуков. Композитор применяет так называемую "микрополифонию" - множество «роящихся» голо- сов, вступающих на самом близком расстоянии, организованных по старинным правилам контрапункта, по-новому примененных Лигети.
Необычные, яркие и в то же время изящные звучания музыки Лигети весьма популярны у публики. другой вариант «музыки звучностей представлен в сочинениях выдающегося польского композитора Кшиштофа Пендерецкого (1933). Он автор множества композиций, созданных в различных жанрах и стилях. В частности - 5 опер, 8 симфоний, десятков оркестровых композиций. множества духовных и светских сочинений для хора и др.
Однако мировую известность ему принес «Плач памяти жертв Хиросимы» (1960) - картина огненного хаоса и выражение крайнего ужаса перед катастрофой атомной бомбардировки. 52 струнных инструмента производят весьма жесткие звучания (музыканты, к примеру, играют обратной стороной смычка, колотят им по корпусу и Т. д.).
Звуковые "пучки" (кластеры) и звуковые массы возникают здесь как средство крайней экспрессии. Небывалые в своей массивности и энергетике звучности сочинений Яниса Ксенакиса (1922-2001) становятся для многих самым потрясающим опытом слушания авангардной музыки.
Уникальный слух и гениальная творческая интуиция позволили этому музыканту создать совершенно особый мир звука. Экстраординарен и его метод творчества, соединяющий в себе и рациональность, И строгость сериализма, и свободу алеаторики. Коенакис вслед за Э. Варезам стал творцом «научного искусства». Выдающийся греческий композитор был также талантливым архитектором, работал вместе с Ле Корбюзье, а значит - профессионально изучал математику и физику, также интересовался современной биологией, логикой, философией, лингвистикой - всем кругом прогрессивных наук своего времени.
В основу своей композиционной процедуры Ксенакис положил мeтод познания и моделирования случайных процессов, которое известно как математическая теория вероятностей. Среди самых известных «стохастических. композиций Ксенакиса "Метастазись (1954), "Питопракта" ("Действие вероятности", 1956) «Номос Альфа» «Закономерноcть Альфа», 1966), «Стратегия» (1963). Композиция "Стратегии" для двух оркестров со стоящими друг к другу спиной дирижерами основана на случайном или гадательном (карты) вы- боре нескольких «тактик» - звуковых конструкций из 361 возможной. Ди- рижеры соревнуются - кто быстрее исполнит заданное число тактик или их наибольшее число в данное время. При этом соревновании присутствуют даже судьи (или следящий компьютер).
Победителю «музыкального матча» могут быть вручены медаль или кубок. Сонорная композиция - наиболее радикальная техника послевоенного авангарда. Ее огромные перспективы оценили не только серьезные музыканты, но и деятели массовой музыкальной культуры (рок- музыканты, творцы экспериментального рока, сочинители музыки «эмбиенг» и др.).
Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Сонорная композиция - новый способ музыкального мышления"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.
OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.
Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!