Катастрофа человеческой цивилизации во Второй мировой войне (1939-1945) была столь непостижима для художников, что всерьез встал вопрос о «возможности искусства после Освенцима». Эта проблема - одна из центральных в творчестве философа Т. Адорно, который утверждал, что писать стихи после ужасов концлагерей безнравственно.
Однако сама история серьезной музыки:дала ответ на этот вопрос: в самом сердце концлагеря звучал сочиненный в плену «Квартет на конец времени» (1941)
военопленного Оливье Мессиана; блокадники Ленин града, умирая от
голода, исполняли' и' слушали Седьмую симфонию (1941) Дмитрия
Шостаковича; десятки премьер классической музыки звучали в еврейском городе-гетто концлагере Терезин (1941-1945). Эти свидетельства силы творческого начала человека показали и возможность,
и даже необходимость существования высокого искусства перед лицом бесчеловечной машины смерти.
Пронзительными звуковыми памятниками войне стали пьесы «Уцелевший из Варшавы» (1947) Арнольда Шенберга. «Плач памяти жертв Хиросимы» (1960) Кшиштофа
Пендерецкого (род. 1933), опера "Пассажирка" (1968) Моисея Вайнберга (1919-1996) и сотни других сочинений.
Перед классическими музыкантами, пережившими войну, снова,
как и в середине 1910-х ., возникла проблема самоопределения. Кем
должен быть музыкант: жителем «башни из слоновой кости, творцом «высокого искусства», не нуждающимся в публике, или активным участником общественной жизни, который своим искусством пытается влиять на окружающую его действительность? Один из крайних ответов - широко бытующее в среде серьезных музыкантов (как
академических, так и авангардных) - представление о музыкальном
искусстве как о «своем деле», «высоком ремесле», «элитарной» области человеческого бытия, «музыке для музыкантов».
Планируется грандиозное мероприятие или праздник? Вам обязательно понадобится аренда звука, а также прокат сценического и светового оборудования. Техническая поддержка мероприятий любой сложности гарантирована.
Другой крайностью стали многочисленные явления так называемого «социально ангажированного искусства, связанные как с политическими идеологиями (социализмом, коммунизмом, либерализмом,
национализмом) так, к примеру, и с идеологией «поп-арта». Такие
музыканты сознательно и, как правило, добровольно используют свой
талант для выражения каких-либо важных для общества идей, воздействие которых музыка должна многократно усилить.
Во многом изменился и способ бытования музыки. Усиление роли
государства во всех сферах жизни, формирование и закрепление государственных ( «бюрократических» ) или общественных структур управления, небывалое развитие частного предпринимательства в области
искусства в развитых капиталистических или посткапиталистических
странах - все это изменило социальное положение музыкального искусства. Возникли многочисленные государственные и частные консерватории, институты, университеты, музыкальные училища и школы, конкурсы и фестивали, общественные и частные фонды, премии, гранты и т. д.
Музыканты получили возможность постоянной социальной поддержки и даже некоторые гарантии трудоустройства в своей профессии, ранее же для многих музыка оставалась областью личного риска и инициативы - они были свободными художниками».
Технический прогресс позволил добиться широкого распространения практически любой музыки (радио- и телетрансляции, грампластинки, ноты), а также привел к появлению ряда новых музыкальных
профессий (звукорежиссер или звукоинженер, музыкальный редактор, конструктор электронных музыкальных инструментов и др.).
Стала активно развиваться новая область - электронная музыка. Появились новые отрасли науки о музыке - музыкальная акустика, музыкальная психология, социология музыки.
В области композиторского творчества идея прогресса стала особенно сильна. Более того, композиторы-новаторы теперь нередко представляют себя музыкальными «учеными» - экспериментаторами и
изобретателями, им часто более близки актуальные естественнонаучные, математические и логические, философские, социологические,
психологические концепции, чем новаторские явления других искусств. Эта небывалая смена образных ориентиров, а также мощное
развитие разнообразных «прогрессивных» музыкальных техник вскоре создала у самих музыкантов и их публики представление о «втором авангарде" как о «Новой музыке».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальное искусство после Второй мировой войны"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.