«Прелюдии» ор. 28 (1836—1839) — одно из величайших творений Шопена,
быть может, его высшее и наиболее оригинальное достижение в области
фортепианной миниатюры. В «Прелюдиях» не только сконцентрировано
типично шопеновское начало в музыке, но своеобразно и на высочайшем
художественном уровне разрешена одна из центральных проблем музыкальной
эстетики XIX века — проблема крупномасштабной формы в инструментальных
произведениях романтического стиля.
Стремления композиторов-романтиков к осуществлению этой задачи
проявлялись в основном в трех направлениях. Во-первых, им удалось найти
свой современный, характерно романтический принцип формообразования, а
именно принцип циклизации миниатюр, который, сохраняя лирическую
миниатюру как основу формы, допускал при этом развитие в большом
масштабе. Песенные циклы Шуберта, фортепианные вариации, циклы и
сборники пьес Шумана разрабатывали именно этот принцип.
Второй путь, движение по которому было чревато многими трудностями и
неудачами, следовал классицистским традициям. Здесь ставилась цель
обновления давно сложившихся циклических сонатно-симфонических жанров.
Программные симфонии Мендельсона, Шумана, Берлиоза свидетельствуют об
исканиях именно в этом направлении.
Наконец, третий путь лежал через создание новых инструментальных
жанров, использующих некоторые общие принципы классицистского
формообразования, но не самую форму в ее неприкосновенных контурах. Эти
принципы разрабатывались в свободном преломлении, часто во взаимном переплетении, в соответствии с новым
образным содержанием романтического искусства. Так были созданы,
например, программные увертюры Мендельсона и Шумана, симфонические поэмы
Листа.
Все три вышеназванных направления были охвачены фортепианным
творчеством Шопена, и все три воплощены в нем ярко, своеобразно и с
большой художественной убедительностью. В балладах и фантазиях свободно
преломились классицистские принципы, послужившие основой для создания
нового типа «поэмной» формы. Сонаты и скерцо являют собой пример
обновления традиционных классицистских жанров. Наконец, в «Прелюдиях»
великолепно воплощен романтический принцип циклизации миниатюр.
На первый взгляд может показаться, что Шопен всецело примыкает здесь
к Шуберту и Шуману. Здесь тот же принцип образования произведения
крупного плана через «нанизывание» отдельных завершенных миниатюр;
здесь, как и у них, композиция целого основывается на законе
контрастного чередования. И, однако, в своих «Прелюдиях» Шопен нашел и
разработал свою особую разновидность романтического цикла, в которой
проявились, с одной стороны, значительно более крайние, чем у Шуберта и
Шумана, романтические тенденции, а с другой — гораздо более
классицистские. Это удивительное равновесие между зыбким, неуловимым,
«призрачным» началом романтического стиля и рационалистической,
лаконичной оформленностью мысли в духе классицистов и придает
«Прелюдиям» Шопена их уникальный характер.
Встает вопрос: почему эти законченные миниатюры носят название
прелюдий? Ведь ни одна из них не играет роль интродукции по отношению к
какому-нибудь другому произведению или части его. А между тем избранное
Шопеном название превосходно соответствует их образному содержанию.
Было бы односторонним свести всю эту проблему к влиянию клавирных
прелюдий и фуг Баха. Как ни заметны в этом произведении следы глубокой
любви Шопена к Баху и как ни очевидны и музыкальные связи между этими
двумя явлениями, отдаленными друг от друга целым столетием, все же
жанрово-выразительный характер шопеновских произведений восходит к еще
более широким историческим традициям.
Понятие «прелюдийности» сложилось в музыке задолго до Шопена,
задолго до Баха, еще в органно-клавирной музыке поздней ренессансной
эпохи. Прелюдирование всегда предполагало нечто свободное, более или
менее импровизационное, антирационалистическое. В той мере, в какой
могло проявиться романтическое начало в музыке предклассицистской и
классицистской эпохи, выразителем такого начала был жанр прелюдии. В
этой связи прежде всего вспоминаются хоральные прелюдии и фантазии Баха.
Инструментальное искусство XVIII века культивировало прелюдии также и
как элемент, оттеняющий и подчеркивающий, по принципу обостренного
контраста, логическую оформленность и жанровые ассоциации самого музыкального произведения. Вспомним
импровизационные вступления к полифоническим или танцевальным частям в
оркестровых концертах Корелли или Генделя. Вспомним свободные медленные
интродукции к некоторым сонатным аллегро симфоний Гайдна, пленяющим
своей четкой структурой и ясным тематизмом танцевального склада.
Гармонические резкости, ползучий ритм вступления C-dur'нoro квартета
Моцарта, тональные блуждания, интимная атмосфера вступительного Adagio к
Четвертой симфонии Бетховена, за которыми следует солнечный, игривый,
полный действия и движения мир основных частей — как и множество других
прелюдий и интродукций, — постепенно формировали определенные
выразительные жанровые ассоциации прелюдий. Даже у Баха прелюдии и
вступительные токкаты к его органным фугам дают максимальное контрастное
противопоставление отвлеченного «романтического» и «трезвого»
рационального начал.
Но если в классицистском искусстве жанр прелюдии был неизбежно
обречен на подчиненную, вспомогательную и эпизодическую роль, то в XIX
веке именно те его особенности, которые были антагонистичны
господствующей образной системе классицизма — свободно импровизационный
облик, субъективные лирические черты, выражающие созерцание, а не
действие, — стали соответствовать ведущим тенденциям музыки нового
романтического стиля. Шопен уловил эту образную направленность жанра
прелюдии, почувствовал его художественную актуальность и право на
самостоятельное существование в новое время. В наиболее последовательной
форме он воплотил идею «прелюдийности» не в рассматриваемом нами цикле,
а в отдельной прелюдии ор. 45 (1841). Тональное блуждание,
калейдоскопическая смена гармонических красок, господствующая роль
колористического пианизма — все это создает впечатление предельно
свободной импровизационности, которая и определяет сущность
«прелюдийности» (26):
Но в прелюдиях ор. 28 Шопен дал несколько иную трактовку этого
понятия. От него остался характерный облик невесомости, «призрачности»,
как будто в каждой прелюдии воплощен не реальный образ внешнего мира, а
быстро преходящее воспоминание о нем, его жизнь в сознании, а не в
осязаемой реальности. Отсюда их удивительная афористичность, краткость,
«эскизность».
Вместе с тем столь сильное у Шопена тяготение к классицистской
логичности и ясности взяло верх над «прелюдийкыми» тенденциями к
импровизационной бесформенности. В этом отношении, вне всякого сомнения,
путеводной звездой для Шопена служили прелюдии из «Хорошо
темперированного клавира».
Подобно тому как прелюдии из баховского произведения образуют своеобразную энциклопедию всех музыкальных жанров той эпохи,
так в прелюдиях из шопеновского цикла воссозданы, в аспекте
психологической реминисценции, каждый из жанров или стилей, охваченных
творчеством самого автора или культивируемых в музыке XIX века в целом в
области камерной миниатюры. Так, например, нетрудно в тринадцатой и
девятнадцатой прелюдиях распознать жанровые признаки ноктюрна, в
двадцатой — похоронного марша, в седьмой — мазурки, в семнадцатой —
«песни без слов», во второй — трагической декламации в духе
шубертовского «Двойника», в шестой — виолончельной кантилены, в
двадцать третьей — романтизированной пасторали. Восьмая, двенадцатая,
шестнадцатая, девятнадцатая воссоздают типы технических этюдов самого
Шопена, двадцать четвертая сродни его «революционному» этюду,
четырнадцатая — финалу его будущей b-moll’ной сонаты, и т. д.
От композиции баховского цикла Шопен воспринял и принцип тональных
связей, хотя и в новой закономерности (здесь движение по квинтовому
кругу, а не по хроматической гамме, как у Баха, и параллельный, а не
одноименный минор, то есть С-dur, a-moll; G-dur, e-moll; D-dur, h-moll и
т. д.) (27). Подобно Баху, он
раскрыл свои представления об эмоциональном колорите каждой из двадцати
четырех ладотональностей. Однако, в отличие от «Хорошо темперированного
клавира», прелюдии Шопена не написаны в развернутой форме. Они скорее
дают сущность каждой формы, намекая на ее характерные особенности, чем
показывают ее в ясном развернутом изложении. Даже ясные жанровые черты
этих миниатюр показаны не четко выведенными контурами, а скорее как
эскиз или воспоминание, в несколько «нереальном», отвлеченно
созерцательном плане. Предельная, беспрецедентная лаконичность
прелюдий, которые иногда ограничиваются буквально несколькими тактами
(например, № 2, 7, 20, 23), создает ощущение быстро преходящего, почти
неуловимого «мига сознания» (Асафьев).
«Прелюдийные» традиции этих миниатюр проявляются и в особенной
смелости выразительных средств. Так, аккомпанемент в а-moll’ной
прелюдии, с его монотонным обыгрыванием диссонанса малой септимы,
создающего эффект скованности и мрачности, перекликается с
гармоническими приемами более позднего времени:
В каждой прелюдии жанровые и формообразующие элементы идеально
соответствуют образному замыслу. В некоторых из них (в № 1, 3, 5, 8, 10,
23), где господствует невесомая, «призрачная» образность, композитор
тяготеет к фактурно-пианистическим импровизационным приемам. В других
(например, в № 13, 15, 17, 21, 24) больше мелодической и гармонической
полновесности самого тематического материала, соответственно более
развернута и музыкальная форма. Как в шопеновских этюдах, но с большей
лаконичностью и отточенностью деталей, в прелюдии затронут и раскрыт
только один образ. Почти каждая прелюдия воплощает только одно
психологическое состояние, каждая — замкнутый в себе мир. Но зато
вместе они образуют гамму, состоящую из двадцати четырех «чистых»
эмоциональных тонов. Разнообразнейшие оттенки настроений, состояния
человеческой души отражены в этих быстро сменяющихся психологических
картинах. Тут и зловещая мрачность а-moll’ной прелюдии, и
воздушная идилличность F-dur'ной, и страстное трагическое возбуждение
d-moll’ной, и гимнические тона Е-dur'ной, и светлое ликование
Еs-dur'ной, и воспоминание о танце в «мазурочной» А-dur'ной, и
драматический порыв в g-moll’нoй — все выражено с предельной
индивидуализацией настроения, отточенностью и детализацией средств
выражения, соответствующих стилю подлинной миниатюры.
Шопен располагает прелюдии в таком порядке, чтобы каждая из них в
максимальной степени оттеняла выразительные особенности соседствующей.
Эффект этот достигается при помощи предельно заостренных контрастных
сопоставлений. В композиции цикла господствует ритм «прилива и отлива».
«Этюдные» технические прелюдии врываются между кантиленными, быстрые
темпы сменяются медленными, светлые, спокойные картины окаймляются
драматическими эпизодами. В кульминационном моменте цикла, насыщенном
страстным, мятежным, трагическим духом, две вершины вздымающейся волны,
двадцать вторая и двадцать четвертая прелюдии, как бы рассечены
«отливом» идиллической двадцать третьей. Тем сильнее воздействие
финальной миниатюры — наиболее развернутой, «весомой» и эмоционально
напряженной, которая воспринимается как «девятый вал» в картине движения
сменяющихся душевных состояний.
25 Подобные
«прелюдийные» тенденции в дальнейшем не только сохранились в
западноевропейской музыке, но в известном смысле даже стали играть роль
типического начала в инструментальных произведениях второй половины и
конца XIX века. Уже вступление к опере «Лоэнгрин», по существу, является
оркестровой прелюдией. Новое в импрессионистском симфонизме Дебюсси, в
частности в его «Послеполуденном отдыхе фавна», определяется именно
чертами «прелюдийности».
26 Не
углубляясь в анализ жанровых связей прелюдий «Хорошо темперированного
клавира», укажем, что, например, es-moll'ная из I тома воспроизводит
стиль баховских ариозо из пассионов; D-dur'ная близка торжественным
вступлениям французской увертюры; В-dur'ная напоминает органную
токкату; Fis-dur’ная -жигу; G-dur’ная из II тома — итальянскую сонату, и
т. д.
27 Тенденция к подобным тональным связям между отдельными миниатюрами наметилась уже в первой тетради шопеновских этюдов ор. 10.
Источник:Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. С 1789 года до середины XIX века. Издание пятое. - М.: Музыка, 1981. - С. 484-490.
Самая красивая этническая музыка - грузинская, индийская и, конечно же, арабская. Все ценители этно любят экзотические музыкальные инструменты варган и диджериду, а также захватывающий танец лезгинка.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Фредерик Шопен. Прелюдии"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.