Тема любви - одна из самых вечных и волнующих тем в искусстве с момента его зарождения. В музыке эта тема была, есть и будет неким философским камнем, притягивающим композиторов. Любовь многогранна и эта многогранность отражена в самых разных музыкальных жанрах.
Прежде всего оперный жанр, как жанр синтетический, как никакой другой даёт возможность воплотить сложные любовные коллизии, передать глубину чувств и переживаний героев. Предлагаемую работу, мы посвятили двум любовным сценам из опер Чайковского "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".
В качестве материала для работы мы выбрали типологически сходные в сюжетном отношении сцены объяснения в любви. В связи с целями, поставленными в данной работе, наше внимание было сосредоточено, прежде всего, на работах, связанных с особенностями оперной драматургии вообще, и оперного творчества Чайковского, в частности. Проработаны труды Ярустовского, Друскина, Шольп, которые касаются непосредственно проблемы драматургии. Среди работ, посвящённых интонационному анализу более подробно остановились на трудах Асафьева, Красинской, Альшванга. в связи с текстовыми аспектами ознакомились с работами Климовицкого, Бонфельда, Раку. Проблема диалогических сцен освещена в работах Беленковой: "К проблеме диалога в опере", "Диалог в лирической опере Чайковского". В них рассматривается диалог как форма общения, которая определила некоторые черты сценического искусства и некоторые особенности оперной формы. Также автор определяет влияние диалога на драматургию жанра.
Нас заинтересовал аспект, который не затронут в этих трудах, а именно проблема сравнительного анализа этих двух сцен. Поэтому мы обращаемся к ней в нашей работе. Взяв две типологически сходные сцены, мы попытались развернуть их последовательный подробный анализ, представить их в сравнении на самых разных уровнях - от сюжетного до тембрового. Соответственно выделили основные параметры по которым происходило сравнение: драматургический, композиционный, тематический, интонационный, ладотональный, гармонический, тембровый. Это дало возможность выявить общие закономерности в музыкальном воплощении диалогов, в их драматургическом строении.
Обе сцены масштабны: в "Евгении Онегине" - это вся седьмая картина, а в "Пиковой даме" большая часть второй картины. Они включены в диалогические линии одной пары, любовные отношения которой развиваются от начала до конца оперы (Татьяна - Евгений, Герман - Лиза).
Данные сцены, не смотря на все различия, схожи в том, что они являются не просто любовными диалогами (согласия, разногласия), а сценами объяснения, изначально содержащими конфликтный момент, который герои пытаются разрешить.
В "Евгении Онегине" встреча персонажей в финальной сцене - это разрешение конфликта с драматическим, фатальным исходом для двух персонажей. Этот последний, решающий поворотный момент в судьбе главных героев Чайковский обозначает как "последнее трагическое свидание", которое является кульминационным финалом вообще всех "лирических сцен". В "Пиковой даме" сложная психологическая коллизия разрешается благополучно. Старания Германа завоевать Лизу оказываются не напрасными, в отличие от Онегина, и, как следствие торжествует апофеоз любовной страсти. Эта сцена завершает экспозицию героев в опере.
На драматургическом уровне в "Онегине" сцена объяснения - развязка сюжетной линии, связанной с взаимоотношениями героев, а в "Пиковой даме" - завязка любовной линии. Исход сцены в первом случае решает Татьяна, во втором - Герман, хотя последнее слово остаётся за Лизой. Они здесь являются главенствующими персонажами, сильными звеньями по отношению к своим избранникам. Воля и сила духа подчиняют себе судьбы их возлюбленных и решают дальнейший исход объяснения.
Оба диалога являются кульминационными вершинами в развитии любовных отношений героев, в становлении внутренней и внешней коллизии.
Друскин определяет последнюю картину "Евгения Онегина" как высшее достижение Чайковского в развитии действенного типа дуэта. Он называет эту сцену "поединком- собеседованием", "дуэтом-диалогом", так как в нём оба участника охарактеризованы полно и ярко. Интересующую нас сцену в "Пиковой даме" он определяет как "монологичный" дуэт, так как в центре Герман, покоряющий Лизу.
Композиция обеих сцен выстраивается из ряда эпизодов: в первом случае их 7, во втором - 3. Динамика развития сцен волнообразна, но целенаправленна. В "Евгении Онегине" каждый следующий эпизод - это неспешное развитие к достижению кульминации в заключительном, седьмом, эпизоде. В "Пиковой даме" каждая новая волна развивается в динамическом нарастании, развитие идёт поступенно, и в конечном итоге приводит к генеральной кульминации всей сцены. В обеих сценах есть эпизоды, приостанавливающие, тормозящие динамику развития, становления основной идеи. Это дуэт-элегия о возможности счастья в "Евгении Онегине" (третий эпизод) и момент вторжения Графини в "Пиковой даме" (во втором эпизоде).
Поскольку обе сцены являются любовными объяснениями, закономерным становится введение в них любовных тем. Вполне логично, что эти темы адекватно отображают развитие соответствующих сюжетных линий, повороты во взаимоотношениях героев: в "Онегине" любовь между героями уже невозможна, поэтому тема распадается, никнет; от неё остаются лишь отдельные преобразованные интонации. В "Пиковой даме", наоборот, отношения героев на начальной стадии развития, следовательно, любовная тема тонко реагирует на каждый поворот в сознании героев (особенно Германа), чётко отображает градацию чувств персонажей; она постепенно вызревает, расцвечиваясь разными средствами: тонально, темброво, развивается вариационно.
Любовным темам сопутствуют интонации обречённости, скорби, грусти. В данных сценах они воплощаются через общую тональность ми-минор, обобщающий мелодический оборот нисходящей секунды (в виде задержаний), через уменьшённые гармонии и т. д. Но в "Пиковой даме" они преодолеваются: сцена заканчивается утверждением темы любовного признания в ми-мажоре. В "Онегине" же эти интонации главенствуют, закрепляются; ми-минором заканчивается вся сцена.
Не менее важны в обеих сценах вводнотоновые тяготения, которые являются важной особенностью ладотональных связей и способствуют интенсивности развития диалогов. В "Евгении Онегине" вводнотоновые переходы скрепляют основную триаду тональностей сцены (до-диез минор, си-бемоль минор и ми-минор). В сцене из "Пиковой дамы" подготовка тональности каждого нового эпизода происходит также через вводнотоновость; но здесь она проникает и в интонационное, и в гармоническое развитие, таким путём смыкаются особенности мелодического и гармонического развития.
Вариационное развитие тематизма характерно для сцен в обеих операх: в "Онегине" два проведения темы дуэта "Счастье было так возможно" образуют лаконичный, но содержательный вариационный цикл, в котором нашли своё проявление связи с традициями песенно-романсовой культуры. Принцип вариационности используется в теме любви во второй картине "Пиковой дамы". Это способствует симфонизации темы - ведь именно вариационный принцип композитор обычно широко использует в развитии лирико-любовных тем в своих симфонических произведениях.
Тембры труб, тромбонов, кларнетов, фаготов используются в обеих сценах в наиболее драматических моментах. В конце седьмой картины ими озвучен септаккорд на четвёртой повышенной ступени, выражающий крах любви, отчаяние, перед заключительной фразой Онегина: "Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!" Во второй картине "Пиковой дамы" после ухода Графини в партии Германа аналогичный тембровый и гармонический приём выражает его предчувствия смерти; в оркестровом, си-минорном, эпизоде, который обобщает реплику Германа: "О, страшный призрак смерть, я не хочу тебя" тромбоны на фоне лейтритма эмоционально насыщают ужасом образ Германа.
Итак, мы попытались выработать определённые принципы сравнительного анализа на примере музыкального воплощения двух диалогических сцен объяснения в любви. Это раскрывает дальнейшую перспективу исследования: обнаружив какие-либо общие закономерности в сценах интересно проверить: сработает ли этот принцип сравнения в других схожих сценах в операх Чайковского, а может этот метод можно будет применить к аналогичным ситуациям в операх других композиторов?
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ТЕМА ЛЮБВИ У П.И. ЧАЙКОВСКОГО ("Пиковая Дама", "Евгений Онегин")"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.