Добавить компанию




МУЗЫКА XIX ВЕКА

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА XIX ВЕКА » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ




ТЕМА ЛЮБВИ У П.И. ЧАЙКОВСКОГО ("Пиковая Дама", "Евгений Онегин")

Просмотров: 11485 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!



Текст: Елена Серова


Материалы по теме:

Тема любви - одна из самых вечных и волнующих тем в искусстве с момента его зарождения. В музыке эта тема была, есть и будет неким философским камнем, притягивающим композиторов. Любовь многогранна и эта многогранность отражена в самых разных музыкальных жанрах.

Прежде всего оперный жанр, как жанр синтетический, как никакой другой даёт возможность воплотить сложные любовные коллизии, передать глубину чувств и переживаний героев. Предлагаемую работу, мы посвятили двум любовным сценам из опер Чайковского "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".

В качестве материала для работы мы выбрали типологически сходные в сюжетном отношении сцены объяснения в любви. В связи с целями, поставленными в данной работе, наше внимание было сосредоточено, прежде всего, на работах, связанных с особенностями оперной драматургии вообще, и оперного творчества Чайковского, в частности. Проработаны труды Ярустовского, Друскина, Шольп, которые касаются непосредственно проблемы драматургии. Среди работ, посвящённых интонационному анализу более подробно остановились на трудах Асафьева, Красинской, Альшванга. в связи с текстовыми аспектами ознакомились с работами Климовицкого, Бонфельда, Раку. Проблема диалогических сцен освещена в работах Беленковой: "К проблеме диалога в опере", "Диалог в лирической опере Чайковского". В них рассматривается диалог как форма общения, которая определила некоторые черты сценического искусства и некоторые особенности оперной формы. Также автор определяет влияние диалога на драматургию жанра.

Нас заинтересовал аспект, который не затронут в этих трудах, а именно проблема сравнительного анализа этих двух сцен. Поэтому мы обращаемся к ней в нашей работе. Взяв две типологически сходные сцены, мы попытались развернуть их последовательный подробный анализ, представить их в сравнении на самых разных уровнях - от сюжетного до тембрового. Соответственно выделили основные параметры по которым происходило сравнение: драматургический, композиционный, тематический, интонационный, ладотональный, гармонический, тембровый. Это дало возможность выявить общие закономерности в музыкальном воплощении диалогов, в их драматургическом строении.

Обе сцены масштабны: в "Евгении Онегине" - это вся седьмая картина, а в "Пиковой даме" большая часть второй картины. Они включены в диалогические линии одной пары, любовные отношения которой развиваются от начала до конца оперы (Татьяна - Евгений, Герман - Лиза).

Данные сцены, не смотря на все различия, схожи в том, что они являются не просто любовными диалогами (согласия, разногласия), а сценами объяснения, изначально содержащими конфликтный момент, который герои пытаются разрешить.

В "Евгении Онегине" встреча персонажей в финальной сцене - это разрешение конфликта с драматическим, фатальным исходом для двух персонажей. Этот последний, решающий поворотный момент в судьбе главных героев Чайковский обозначает как "последнее трагическое свидание", которое является кульминационным финалом вообще всех "лирических сцен". В "Пиковой даме" сложная психологическая коллизия разрешается благополучно. Старания Германа завоевать Лизу оказываются не напрасными, в отличие от Онегина, и, как следствие торжествует апофеоз любовной страсти. Эта сцена завершает экспозицию героев в опере.

На драматургическом уровне в "Онегине" сцена объяснения - развязка сюжетной линии, связанной с взаимоотношениями героев, а в "Пиковой даме" - завязка любовной линии. Исход сцены в первом случае решает Татьяна, во втором - Герман, хотя последнее слово остаётся за Лизой. Они здесь являются главенствующими персонажами, сильными звеньями по отношению к своим избранникам. Воля и сила духа подчиняют себе судьбы их возлюбленных и решают дальнейший исход объяснения.

Оба диалога являются кульминационными вершинами в развитии любовных отношений героев, в становлении внутренней и внешней коллизии.

Друскин определяет последнюю картину "Евгения Онегина" как высшее достижение Чайковского в развитии действенного типа дуэта. Он называет эту сцену "поединком- собеседованием", "дуэтом-диалогом", так как в нём оба участника охарактеризованы полно и ярко. Интересующую нас сцену в "Пиковой даме" он определяет как "монологичный" дуэт, так как в центре Герман, покоряющий Лизу.

Композиция обеих сцен выстраивается из ряда эпизодов: в первом случае их 7, во втором - 3. Динамика развития сцен волнообразна, но целенаправленна. В "Евгении Онегине" каждый следующий эпизод - это неспешное развитие к достижению кульминации в заключительном, седьмом, эпизоде. В "Пиковой даме" каждая новая волна развивается в динамическом нарастании, развитие идёт поступенно, и в конечном итоге приводит к генеральной кульминации всей сцены. В обеих сценах есть эпизоды, приостанавливающие, тормозящие динамику развития, становления основной идеи. Это дуэт-элегия о возможности счастья в "Евгении Онегине" (третий эпизод) и момент вторжения Графини в "Пиковой даме" (во втором эпизоде).

Поскольку обе сцены являются любовными объяснениями, закономерным становится введение в них любовных тем. Вполне логично, что эти темы адекватно отображают развитие соответствующих сюжетных линий, повороты во взаимоотношениях героев: в "Онегине" любовь между героями уже невозможна, поэтому тема распадается, никнет; от неё остаются лишь отдельные преобразованные интонации. В "Пиковой даме", наоборот, отношения героев на начальной стадии развития, следовательно, любовная тема тонко реагирует на каждый поворот в сознании героев (особенно Германа), чётко отображает градацию чувств персонажей; она постепенно вызревает, расцвечиваясь разными средствами: тонально, темброво, развивается вариационно.

Любовным темам сопутствуют интонации обречённости, скорби, грусти. В данных сценах они воплощаются через общую тональность ми-минор, обобщающий мелодический оборот нисходящей секунды (в виде задержаний), через уменьшённые гармонии и т. д. Но в "Пиковой даме" они преодолеваются: сцена заканчивается утверждением темы любовного признания в ми-мажоре. В "Онегине" же эти интонации главенствуют, закрепляются; ми-минором заканчивается вся сцена.

Не менее важны в обеих сценах вводнотоновые тяготения, которые являются важной особенностью ладотональных связей и способствуют интенсивности развития диалогов. В "Евгении Онегине" вводнотоновые переходы скрепляют основную триаду тональностей сцены (до-диез минор, си-бемоль минор и ми-минор). В сцене из "Пиковой дамы" подготовка тональности каждого нового эпизода происходит также через вводнотоновость; но здесь она проникает и в интонационное, и в гармоническое развитие, таким путём смыкаются особенности мелодического и гармонического развития.

Вариационное развитие тематизма характерно для сцен в обеих операх: в "Онегине" два проведения темы дуэта "Счастье было так возможно" образуют лаконичный, но содержательный вариационный цикл, в котором нашли своё проявление связи с традициями песенно-романсовой культуры. Принцип вариационности используется в теме любви во второй картине "Пиковой дамы". Это способствует симфонизации темы - ведь именно вариационный принцип композитор обычно широко использует в развитии лирико-любовных тем в своих симфонических произведениях.

Тембры труб, тромбонов, кларнетов, фаготов используются в обеих сценах в наиболее драматических моментах. В конце седьмой картины ими озвучен септаккорд на четвёртой повышенной ступени, выражающий крах любви, отчаяние, перед заключительной фразой Онегина: "Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!" Во второй картине "Пиковой дамы" после ухода Графини в партии Германа аналогичный тембровый и гармонический приём выражает его предчувствия смерти; в оркестровом, си-минорном, эпизоде, который обобщает реплику Германа: "О, страшный призрак смерть, я не хочу тебя" тромбоны на фоне лейтритма эмоционально насыщают ужасом образ Германа.

Итак, мы попытались выработать определённые принципы сравнительного анализа на примере музыкального воплощения двух диалогических сцен объяснения в любви. Это раскрывает дальнейшую перспективу исследования: обнаружив какие-либо общие закономерности в сценах интересно проверить: сработает ли этот принцип сравнения в других схожих сценах в операх Чайковского, а может этот метод можно будет применить к аналогичным ситуациям в операх других композиторов?

 



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ТЕМА ЛЮБВИ У П.И. ЧАЙКОВСКОГО ("Пиковая Дама", "Евгений Онегин")" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2009-11-12


Теги: МУЗЫКА XIX ВЕКА, ЧАЙКОВСКИЙ, Пиковая дама, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, опера

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0