В работе со студентами приходится наблюдать досадное противостояние, как педагогов, так и учащихся, двух «миров»: «хорового» и «сольного».
Задавясь вопросом, каковы же причины такого положения дел в отношении развития и владения голосом, приходишь к необходимости подробного рассмотрения ряда определений (голос, певческая база, профессиональная пригодность голоса к определенному виду деятельности), оперируя которыми можно провести сравнительный анализ техник хорового и сольного пения.
Слушая хорошо поющего человека, невольно хочется воскликнуть: «Какой у него красивый голос!».
Восхищение певцом-исполнителем музыки разных жанров для любителя пения связано, прежде всего, с эмоциональным воздействием. Профессионал — певец или педагог — произнося эту же фразу, использует слово голос как термин, подразумевая следующее:
- у певца «природная постановка голоса»,
- у певца богатая вокальная природа,
- у певца хорошие вокальные данные,
- у певца есть вокальные данные, но много дефектов голосоведения,
- этому певцу с ограниченными вокальными данными повезло
с педагогом и т.д.
Иными словами, в вокальной педагогике термин голос определяется как совокупность физиологически и анатомически обусловленных вокальных данных, музыкальности, артистизма, выучки. Приведенная ниже схема помогает при определении профессиональной пригодности обладателя голоса к той или иной певческой деятельности.
Если брать во внимание только вокальные данные, то разделение голосов на принадлежность к различным видам пения проведено еще раньше на основе экспериментальных данных Р. Юссоном (см. с. 45).
Говорить о полном различии сольного и хорового пения в смысле выработки необходимых приемов академического пения нельзя. Певцы должны:
- владеть нижнереберно-диафрагматическим дыханием (воз
можно применение и других типов дыхания) и опорным пением,
- уметь изменять разговорную артикуляцию на певческую,
- разработать резонаторные ощущения,
- понимать работу связок на разных участках диапазона и уметь
ее воспроизводить,
- иметь голос со сглаженными регистрами и полный двухоктавный или почти полный диапазон,
- приближаться к пению или петь в высокой певческой позиции,
- владеть техникой прикрытия,
- применять все виды атак,
- обладать техникой пения украшений и т.д.
Таким образом, певцы должны иметь единую певческую базу, что также показано в приводимой схеме. Вопрос в том, до какого уровня можно будет развить голосовые возможности учеников, обучающихся как сольные и камерные певцы, артисты хора, дирижеры-хоровики и сколько потребуется на это времени? Разграничение во владении голосом отразится на уровне сложности исполняемых произведений (имеется в виду техническая и выразительная стороны), что, собственно, и должно быть зафиксировано в программах классов «Постановка голоса» и «Сольное пение» вокальных отделений (кафедр).
Как же, исходя из характеристик голоса, восприимчивости к обучению его обладателя, выразительности, артистизма, сценичности, личностных данных, можно подобраться к определению профессиональной пригодности данного голоса к тому или иному виду пения? Иначе говоря, как разграничить понятия: сольный голос, камерный, хоровой (точнее для пения в хоре)? Правда, при этих рассуждениях нужно помнить, что жизнь и характер человека вносят
свои коррективы.
Человек с сольным оперным голосом может заниматься концертным администрированием или петь в хоре (ансамбле). Обладатель же небольшого по силе звучания и заурядного по тембру голоса оказывается активно концертирующим певцом, потому что обладает удивительной музыкальностью и умеет «держать зал». Более того, квалификационные разграничения и система подготовки сольных, камерных, хоровых певцов во многом искусственны. Например, выпускница вокального отделения ГМПИ имени ММ. Ипполитова-Иванова Н. Панферова, артистка и солистка ансамбля старинной музыки «Мадригал», получившая квалификацию «Артист хора и ансамбля», является часто выступающей с сольными программами камерной певицей.
Другой пример — Ю. Вустин, который владеет техникой пения в ансамбле, хоре и участвует также как солист в постановках старинных опер. Многие будущие певцы обучались сначала на дирижерско-хоровых отделениях, а затем — на отделениях сольного пения (Н. Герасимова, С. Мунова).
Сольный оперный певец — комплекс особых голосовых данных и черт характера, это — потенциальный лидер, активный в пропаганде своего творчества человек, обладающий сильным голосом интересного тембра, полного диапазона, полетного, выровненного и технически оснащенного настолько, чтобы исполнять оперные партии композиторов разных стилей и эпох.
Камерный певец — обладатель менее сильного, не всегда особенно красивого тембра, но выразительного, с изящной нюансировкой, проникновенного голоса с основательной технической базой. Это всегда самобытная личность со своим богатым миром и глубокими знаниями об исполняемой музыке, которая за минуты может рассказать о человеческой жизни, о свете и тьме.
Перекрещивается ли деятельность оперного и камерного певцов? Конечно, да.
Великолепный симбиоз качеств сольного оперного певца и камерного исполнителя — неподражаемая З.А. Долуханова, народная артистка Армянской ССР, народная артистка РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор.
Какие же голоса принято называть «хоровыми», хотя это не правильное определение, особенно в стенах специального музыкального учебного заведения? Скорее, нужно сказать: голоса, пригодные Для пения в хоре. Как правило, это голоса людей с бедной тембровой
окраской, с большими дефектами голосоведения, не столь технически оснащенные, как вышеназванные виды голосов, то есть способные исполнять менее сложные с технической и исполнительской стороны произведения. Например, вокальные произведения уровня колледжа сольных отделений поются голосами певцов хора или дирижерами-хоровиками при обучении в высшем звене.
Впрочем, примеры прошлого говорят о том, что голоса певцов хора были развиты настолько благодаря вокальным методикам и профессионализму педагогов, что М.М. Ипполитов-Иванов приглашал певцов хора для пения в опере. А еще раньше для хоров отбирались обладатели природной постановки голоса или близкой к тому. Музыкальная память и слух претендентов проверялись особо изощренно.
Есть ли общее в пении в хоре и сольном пении? Анализ вокальных упражнений, употребляемых хормейстерами для распевания хора и для работы с индивидуальным голосом, показывает много сходства с теми, которые применяются в классах «Постановка голоса» или «Сольное пение». Цели, которые ставит знающий опытный хормейстер и педагог по вокалу перед пением конкретного упражнения, одинаковы: упражнения для выработки высокой позиции, для развития работы мягкого нёба, для выравнивания гласных и т.д.
Употребляемая вокальная терминология при этом аналогична. Однако есть и различия. В приведенной таблице упрощенно приведены сравнительные характеристики сольного и хорового пения.
При составлении таблицы сравнивались представители студенческих хоров дирижерско-хоровых и сольных отделений. В жизни и те, и другие выпускники будут стоять в одних партиях, что повышает требования к владению голосом дирижеров-хоровиков.
Наблюдая сегодня за абитуриентами, поступающими на дирижерско-хоровые отделения, невольно приходишь к выводу, что 45-минутные занятия раз в неделю лишь в незначительной степени позволяют овладеть вышеописанными приемами голосоведения, не говоря уже о развитии музыкальности студента. Однако даже мало интересный со всех точек зрения голос может быть развит приемами академического вокала, если между учеником и педагогом возникает взаимопонимание, и ученик восприимчив к занятиям этим видом пения. В специальных музыкальных учебных заведениях на дирижерско-хоровых отделениях учатся студенты с весьма неоднородными вокальными данными. Одна из главных задач класса «Постановка голоса» — обретение необходимых приемов пения в академической манере, которые должны быть отработаны на пении несложных произведений и перенесены на пение хоровых партий. Именно в этом классе возможен индивидуальный контроль за выполнением указаний педагога, который в хоре осуществляется в гораздо меньшей степени.
Остановимся еще на одном вопросе: на основе чего зачастую с точки зрения вокальной педагогики достигается ансамбль и хоровой унисон? Как приходится слышать, это происходит на основе обеднения тембра, высокой опоры, почти флажелетного звука, пения на горле, округления звука путем его заглубления, неумения микстовать, а, значит, и отсутствия техники прикрытия, пения не «своим голосом» в «не своей партии» (высокое сопрано, поющее в альтах, и наоборот). Последствия такого обращения с голосом известны: родившийся новый термин для нераскрытого голоса, неизвестного типа — «дирижерский голос» — на самом деле скрывает отсутствие необходимой в любом виде пения базы. В стенах специальных музыкальных учреждений недопустимо отношение к дирижерам-хоровикам как к «безголосым», и поэтому не нуждающимся в обучении.
Принято считать, что люди с более выраженными голосовыми данными от природы и так запоют, а остальным и малого умения хватит, они ведь не певцы-вокалисты. От развитости голоса и его качеств зависит красота звучания хора.
В отношении развития голоса как инструмента есть немало парадоксов. Не научив человека ряду приемов пения, голос начинают эксплуатировать, предлагая ему исполнять завышенный по трудности репертуар. Никого не удивляет, что прежде чем стать за дирижерский пульт, человек учится по принципу «от простого к сложному» игре на музыкальном инструменте, получая квалификацию, соответствующую оконченному отделению. Такое же отношение должно быть и к голосу: не владеющему определенными приемами голосоведения, диапазоном, силой звучания и тембром голосу нельзя браться за пение произведений, написанных (как видно из партитуры) для взрослых, развернутых, богатых тембральными красками голосов и для хора большого состава с плотно звучащей фактурой. Всему свое время.
Человеческий голос — инструмент уникальный, требующий к себе бережного отношения. Стертые голосовые краски, данные матушкой-природой, не восполняются, а новые связки-струны не вставляются.
Профессиональное отношение к голосам дирижеров-хоровиков является одной из черт комплексного подхода как инновации в современном музыкальном образовании. Истинным музыкантом можно называть человека, обладающего многими профессиональными знаниями и умениями. Владение голосом только повысит степень его самореализации. Еще в музыкальных учебных заведениях средних веков комплексный подход использовался в воспитании музыканта. В результате выпускник мог играть на органе и на других инструментах, знал композицию, умел импровизировать, пел в хоре, в опере или в ансамбле, дирижировал, преподавал, писал научные труды (Дж. Каччини, К. Монтеверди).
Многие примеры музыкантов современности только подтверждают правильность комплексного подхода к образованию, поскольку в результате они владеют искусством дирижирования, являются постановщиками оперы (оперетты), владеют игрой на ряде музыкальных инструментов, пишут музыку и поют (Ю. Башмет, В. Спиваков, Л. Бернстайн, Д. Ливайн, П. Доминго).
Творческая деятельность музыкантов высокого уровня профессионализма доказывает, что всестороннее развитие всех природных данных студентов повышает их конкурентноспососбность и расширяет область реализации возможностей не только как дирижера, хормейстера, но и как певца и педагога.
Источник:И. Бараш Поэма о человеческом голосе
Грядет веселая свадьба или долгожданное торжество? Вы хотите запечатлеть на долгие годы минуты радости и счастья? Тогда обязательно пригласите на мероприятие свадебного фотографа и видеографа из Петербурга. Заказав свадебное фото в Фото-Видеостудии "PetroVideo", вы получите уникальный красочный альбом с вашими свадебными фотографиями. Мы также готовы предложить вам видеосъемку вашего торжества. Вы останетесь довольны!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Родство и различие сольного и хорового пения"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.