При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая.
Сидеть на краешке стула, опираясь на ноги.
Корпус держать прямо без напряжения, руки свободно лежат на коленях.
Сидеть, положив нога на ногу, недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.
2. Певческое дыхание.
Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
В условиях хора после вдоха рекомендуется сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки.
Особое внимание необходимо уделять правильному вдоху. Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с полного выдоха. Затем, выдержав паузу, надо дождаться момента, когда захочется вдохнуть. Только в этом случае вдох будет органичным: достаточно глубоким и оптимальным по объему.
На первом этапе работы над дыханием целесообразно выполнять дыхательную гимнастику см. приложение.
3. Звукообразование.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная ( но нефорсированная) подача звука, выработка высокого головного звучания наряду с использованием микстового (смешанного) и грудного регистра, в особенности у низких детских голосов, для которых грудной регистр является естественным. В возрасте до десяти лет верхние звуки детского голоса имеют фальцетное звучание, которое по мере развития организма переходит в смешанное.
Важным при голосообразовании является положение гортани. При пении форма ротоглоточной трубы изменяется в зависимости от оптимального для данного певца рабочего положения гортани. Полости ее расширяются, значительно увеличивается объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти и поднятия мягкого неба. Постоянно слегка расширенный отдел глотки и умеренно приподнятое мягкое небо создают наилучшие акустические условия для округления гласных. Поэтому рот при пении открывается больше, чем когда человек просто говорит.
4. Дикция.
Дикция (греч.) произношение. Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоения содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных и губных мышц, а также кончика языка. Для активизации артикуляционного аппарата можно использовать разные скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит и тд.
Разучивание песни.
Показ песни. Первое знакомство детей с песней ставит своей целью заинтересовать детей, вызвать у них желание разучить ее, чтобы петь самим. Поэтому показ должен быть художественным, выразительным.
Беседа о песне, ее характере, содержании не должна быть многословной; ее основная цель – уточнить художественный образ песни. Начиная с 3-его класса можно разобрать с учащимися средства музыкальной выразительности ( лад, темп, динамика) которыми раскрывается характер песни.
Разучивание песни – самый важный раздел урока. С чего начинать разучивание? Некоторые учителя предлагают учить сначала текст песни – по листкам или с плаката, а уж потом переходить к мелодии. Однако текст в песне неразрывно связан с мелодией, в совокупности они и создают единый художественный образ. Поэтому песню лучше учить по мелодическим фразам. Понятие о фразе дети получают на уроках чтения, закрепляется оно при разучивании песни, при выполнении требования « петь фразу на одном дыхании», « не брать дыхания посреди фразы» или при разборе строения песни ( повторность фраз или их контрастность, схожесть). Выяснение повторности или изменения фраз требует внимания к движению мелодии, ее звуковысотному и ритмическому рисунку. Движение мелодии хорошо усваивается при ее показе рукой. Если мелодия песни сложная, то наиболее трудные фразы целесообразно пропеть на слоги да, ба, ля. Пение без сопровождения помогает выработке более сосредоточенного внимания поющего к звучанию своего голоса и хора в целом. Поэтому учитель должен широко использовать в классе практику пения без сопровождения как один из методов разучивания песен, пусть даже написанных с аккомпанементом. При разучивании песни темп берется немного медленнее заданного композитором, это касается быстрых песен.
Работа над выразительностью исполнения сопровождает весь процесс разучивания песни, с самого его начала. С целью закрепления разученной песни можно пропеть ее по рядам, затем отдельно девочки, отдельно мальчики и тд. В зависимости от трудности песни на первом уроке достаточно разучить один куплет, но качественно.
Значительную трудность в области певческой работы составляет включение песен двухголосного склада. Сложность освоения их не в пении этих голосов, а в слышании их. Работу над 2-х голосием можно начинать со второго класса, одновременно развивая гармонический слух учащихся при пении 2-х голосных распеваний, простейших канонов, песен с эпизодическим двухголосием.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Основные методические установки вокально-хорового обучения."
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.