Добавить компанию




ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ЖАНРЫ
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
ВОКАЛИСТЫ
ХОРЫ
ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
УРОКИ ВОКАЛА
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА
ХОРОВЕДЕНИЕ
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА » ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА




Акустические свойства певческого голоса

Просмотров: 24371 | Рейтинг: 3.7/3 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Известный итальянский педагог, преподававший в России, Камилло Эверарди говорил, что весь секрет правильного преподавания пения заключается в ухе педагога, которое должно слышать и чувствовать малейшее отклонение голоса от правильного пути. 


Иными словами, он утверждал — и с этим нельзя не согласиться, — что педагогом может стать только тот, кто обладает от природы или развил в себе вокальный слух — умение переводить звук голоса в мышечные ощущения, то есть способен на слух анализировать функции голосового аппарата. Например, если в голосе ученика слышится зажатость или форсировка, то нужно суметь понять, какие мышцы вокального аппарата мешают голосу звучать свободно, непринужденно, легко. На практике оказывается, что в одном случае голосу мешает звучать зажатая челюсть, в другом — напряженный язык и т.д. Еще Ламперти учил, что даже к однотипным голосам нельзя применять одну и ту же систему преподавания. Как характер и темперамент каждого человека отличаются своими особенностями, так и физиология и анатомическое строение аппарата голоса не у всех людей одинаковы, а потому каждый голос требует индивидуальной постановки.

Каков же идеал пения — выразительного и правильного с точки зрения академического вокала? Несмотря на индивидуальные качества, голоса профессиональных певцов обладают некоторыми общими чертами:
- высокая позиция певческого звука, обогащенного обертонами;
- свободно льющийся, незажатый звук (без напряжения в области гортани), хорошо опертый на дыхание;
- хорошая техническая обработка, позволяющая петь без видимого затруднения кантиленные и быстрые арии, легко пользоваться голосом по всему диапазону;
- развитая техника беглости;
- богатство нюансов и интонаций;
- четкая дикция при сохранении вокальной линии.

Отмечалось отличие между разговорным и певческим голосами. Певческие голоса людей имеют свои индивидуальные, подчас уникальные, неповторимые, особенности. Нота, взятая разными голосами, окрашивается по-разному. Мужские и женские голоса звучат на разной высоте. Есть ли некие параметры, которые позволили бы характеризовать голоса и сравнивать их друг с другом, определяя принадлежность к определенному типу, указывая на положительные моменты голосоведения и недостатки? Часто не любимая учащимися в школе наука «Физика», которая многими студентами музыкальных учебных заведений и не изучается в полном объеме школьного курса, поскольку поступление в средние музыкальные учебные заведения начинается с 14-ти лет, дает возможность не только ввести ряд характеристик певческого голоса, но и объяснить звуковые явления, возникающие при голосообразовании. Понимая, что есть некоторая неподготовленность аудитории, для которой в первую очередь и пишется сей труд, следует уделить внимание ряду понятий раздела физики «Акустика» и с их помощью анализировать процесс голосообразования.


Надставная труба 

Говоря о голосе как об акустическом явлении, определим некий объем, в котором возникает первичный звук и происходит его преобразование. Под, ротогло точным рупором, или надставной трубой, понимается резонаторное пространство, ограниченное снизу поверхностью голосовых связок, с боков и сзади — стенками гортани, глотки, щек, сверху — мягким и твердым нёбом, спереди зубами и губами. Внутреннюю конфигурацию рупора можно менять языком, высотой гортани, высотой мягкого нёба, положением нижней челюсти, что отразится на резонаторных свойствах надставной трубы. Устройство и работа рупора очень сложны акустически и зависят от физиологии и анатомии. 


Теперь введем акустические понятия: длина волны, частота колебания, амплитуда. Источник певческого звука — голосовые связки. Их колебания приводят к появлению сгущений и разрежений воздуха под связками. Колебания распространяются по всему человеческому телу и выходят в окружающее его пространство. Расстояние между ближайшими сгущениями или разрежениями воздуха называют длиной волны.

Высота звука

Частые периодические колебания воздуха соответствуют высокому звуку, редкие — низкому звуку. Итак, высота звука определяется частотой колебаний. Частота колебаний обратно пропорциональна длине волны. Их произведение равно скорости звука — 346 м/сек (в зависимости от среды распространения).

Длинные волны и низкие частоты — низкий звук, короткие волны и высокие частоты — высокий звук. Человеческий голос принято называть высоким, если в нем преобладают высокие частоты, ана-логично и для низких голосов. Понятие «высокий голос» обозначает и объединяет определенную группу типов голосов так же, как и низкий и средний голоса (см. раздел «Классификация голосов»). 


Ухо человека слышит звуки в диапазоне 16-20000 Гц. Звуковой диапазон певцов 60-70 Гц (у басов) — 1200-1300 Гц (высокие ноты сопрано), в длинах волн — 5,7-4,8 м — 0,28-0,26 м. Для примера приведем акустические характеристики некоторых нот в разных ти-1 пах голосов:
- ми-бемоль большой октавы (басовое) — 75 Гц, 4,5 м.
- до второй октавы (тенор) — 512 Гц, 60 см — длина волны.
- до третьей октавы (сопрано) — 1024 Гц, длина волны — 30 см.

Из курса физики известно, что звуковые волны могут преодолеть препятствие, если их длина больше размеров препятствия. Эффект отражения же звуковой волны возникает тогда, когда длина волны сравнима с размером препятствия. Таким образом, мы можем говорить об отражении звуковой волны и ее концентрации, если длина волны звука будет равна 10 см или меньше при размерах надставной трубы 8-15 см.

Такая длина волны будет соответствовать частоте! 2800-3200 Гц. Звук, имеющий такую частоту, сможет многократно отражаться и имеет малую потерю энергии. Следовательно, исходя из частотных характеристик голоса, можно определить цель постановки голоса: научить работать организм певца так, чтобы в его го-1 лосе появились такие высокие частоты.

Сила звука

Понятие силы звука связано не с частотой звуковых колебаний, а с их амплитудой. Силу звука определяет подсвязочное давление. Но наружу выходит лишь одна десятая — одна пятидесятая доля звуковой энергии. Основную часть звука поглощает человеческое тело. Учитывая это акустическое свойство звука, можно иначе определить цель предмета «Постановка голоса»: при минимальных физических затратах организма поющего человека получать максимальный акустический эффект, то есть звук большей силы, чем у неподготовленного певца, причем сила голоса при правильной работе с ним будет расти. Классификацию певческих голосов с точки зрения их силы звучания и пригодности для определенного вида деятельности сделал Рауль Юссон путем измерения давления и силы голоса у голосовой щели.

Приведем результаты этих измерений в условных единицах силы звука — децибелах:
- оперный голос: 120-150 дБ,
- голоса комической оперы: 100-110 дБ,
- оперетточные голоса: 90—100 дБ,
- камерные голоса: 80-90 дБ,
- микрофонные голоса: ниже 80 дБ.
Таким образом, сила звучания голоса уже определяет его предназначение.

Тембр. Спектр

Разговор и пение разных людей отличаются на слух. Об услышанном голосе можно сказать так: «Говорит светло, как будто улыбается», или «Какой мрачный, темный голос! Гудит, как в трубе», или «Сколько колокольчиков звучит в этом голосе, какой серебристый!», или «Сколько бархата в этом голосе, какое красивое грудное звучание!». В вокальной педагогике есть термин, который связан с окраской голоса — тембр. В переводе с греческого тимпане означает окраску и характер звука. Тембровая окраска зависит от строения голосового аппарата, длины и толщины голосовых связок, формы и расположения резонаторных полостей, нёба. Даже состояние слизистой оболочки гортани может менять тембр, особенно этот эффект заметен при респираторных заболеваниях и при изменении состояния задней стенки гортани, например, при фарингите.

Форманты. Полетность. Вибрато.
О высокой позиции. Диапазон.
Тесситура. Примарные тоны
С точки зрения акустики тембр голоса представляет собой спектр, состоящий из основных тонов — формант — и производных тонов — обертонов. Для того чтобы лучше понять эти акустические понятия, следует рассмотреть колебания струны. Натянутая! и закрепленная с двух сторон струна (например, фортепиано), может колебаться с наибольшим размахом, т.е. всей длиной, своей, по-ловиной, третями, четвертями и т.д. Частота таких колебаний в 2, 3,1 4 раза больше, чем частота колебания всей струны. Амплитуда тaких колебаний уменьшается по мере увеличения частоты обертона.  Обертон, частота которого в два раза выше, чем основная, отстоит на октаву и называется октавной гармоникой. Если частота обертона на в три раза выше, то звучит квинта по отношению к основному тону и так далее. Эти колебания, кстати, называются гармоническими. Если отложить по одной оси величины час-тот, а по другой их амплитуды, то получим спектр голоса.

Для анализа спектра голоса существует так называемые спектрометры или спектроанализаторы. Изучению тембра голоса человека и процессов, его формирующих, посвящены исследования Г. Гельмгольца. Он впервые поставил эксперимент с полыми шарами, каждый из которых мог резонировать на определенную частоту. Сравнивая по слуху эти частоты с тембром звучания того или иного инструмента, он понял, как и из каких частот складывался их неповторимый тембр. Тембр человек можно менять, используя атаку, грудное или головное резонирование либо форму и размеры резонансных полостей.

Форманты гласных

Первичный звук возникает на голосовой щели. Оказалось, что он совершенно не похож на те звуки, которые мы слышим в пространстве. У этого звука нет ни тембра, ни формы гласного или согласного. В формировании привычных речевых звуков, узнаваемых на слух, явно главная роль принадлежит ротоглоточному каналу. Именно в нем — благодаря изменению его формы и проявлению резонансных эффектов — и происходит окончательное формирование формы звуков и их тембра.

Каждая гласная имеет ротовую и глоточную форманты. Их присутствие в спектре гласных, которые произносят разные люди и на разной высоте тона, и дает возможность нашему уху воспринимать их именно в такой форме. Эти форманты принято называть формантами гласных, то есть главными, определяющими эти гласные частотами. Остальные обертоны, присутствующие в тембре голоса говорящего или поющего, составляют его индивидуальную краску.

Приведем примеры ротовой и глоточной формант гласных:

- и — полость рта мала, гласная резонирует на высокой частоте 3200 Гц, которая приближается к высокой певческой форманте и потому применяется вокальными педагогами для высокого светлого тона, глоточная форманта — 370 Гц;

- у — глотка широко растягивается, поэтому резонирует на низкой частоте — 900 Гц и рекомендуется педагогами для нахождения грудного резонирования, частота ротовой форманты — 400 Гц;

- о — частота глоточной форманты — 1000 Гц, ротовой —700 Гц. Весь объем рупора становится как бы однородным, поэтому педагоги по вокалу рекомендуют эту букву для выработки округлого звука;

- а — близка к гласной О, имеет частоты соответственно 700 Гц и 1000 Гц;

- e - 700 Гц и 1400 Г.

Положение артикуляционных органов при произнесении речевых гласных по рентгенограммам и спектры этих гласных. Объем ротовой полости увеличивается в последовательности: и- е- а- о-у. Объем глоточной полости уменьшается примерно в той же последовательности. 

Высокая и низкая певческие форманты

К профессиональному академическому голосу применимы следующие определения: звучит ярко, с большим количеством «металла» или «серебра», округло, мягко, объемно, с «бархатом». Путем анализа спектра голоса удалось установить, что «блеск», «металличность», «серебристость» определяется наличием в голосе так называемой высокой певческой форманты, т. е. наличием высокочастотной области, в которой сосредоточено 30-35% звуковой энергии голоса. Для низких голосов эта высокочастотная область находится около 2500-2800 Гц, для высоких голосов — 3200 Гц.

В вокальной педагогике существует также понятие низкой певческой форманты в области 517 Гц. С помощью аппаратуры было определено, что от этой формантной области зависит «мясистость», «бархатистость» голоса. У профессионального певца голос выровнен с точки зрения регистрового строения и умения формировать гласные так, чтобы сохранялись области высокой и низкой певческих формант. Вот так с позиций акустики можно объяснить тезис итальянских педагогов: «Ставь грудь на голова, голова — на грудь».

Полетность

От наличия высоких певческих формант зависит способность голоса пробивать зал, перелетать через оркестр — полетность голоса. Если с помощью приборов вырезать из голоса эту высокочастотную область, то голос теряет блеск, становится глухим, далеким, заметно уменьшается по силе. Эта высокая форманта соответствует фа четвертой октавы.

Рентгенологические исследования процесса пения профессионалов показали, что у певца образуется сужение при входе в гортань. Размер этой полости равен 2,5-3 см, и соответственно она резонирует на частоте 2500-3000 Гц.

Высоких обертонов много бывает и в голосе, когда певец применяет твердую атаку. Если атака вялая, то голос носит «несобранный» характер.
Итак, первичный тембр, возникающий на голосовых связках, изменяется за счет резонанса в трахее, гортани, глотке, рту. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, в глотке и во рту — форманты гласных.

Акустика также объясняет наличие носового призвука. Если мягкое нёбо опущено, то в носоглотке образуется канал, в котором поглощаются частоты порядка 2000 Гц. Отсутствие этих частот в голосе и воспринимается ухом слушающего как носовой призвук.

Направленность певческого голоса вперед, на зрителя, зависит от наличия в нем высокой певческой форманты. Акустика показывает, что такие шипящие, как с, ц, ш, щ и др., имеют в своем спектре много высоких частот, поэтому в вокальной педагогике уделяется особое внимание произнесению согласных такого типа с точки зрения дикции и близкого звука.

О вибрато

Тембр певческого звука определяется спектральным составом во-первых, а во-вторых, он зависит от вибрато. На слух при наличии естественного вибрато голос воспринимается свободно льющимся, теплым. При вибрато с частотой 6-7 колебаний в секунду меняются все характеристики звука: высота, сила, тембр. При более редких пульсациях в голосе появляется эффект «качки». При более частых колебаниях говорят, что в голосе слышится «барашек» или «тремоляция». Голос в процессе вибрато изменяется по высоте на 1/2 тона, т.е. он вибрирует около средней частоты, которая воспринимается как основной тон. В голосе ребенка вибрато слабо выражено Различают вибрато высоты, тембра (т.е. на одной и той же высоте характер звука изменяется от более светлого к более темному) и вибрато силы звука.

О высокой позиции

С умением настраивать работу организма так, чтобы в голосе возникала область высокой певческой форманты и именно в ней шла концентрация энергии певческого голоса, связана высокая позиция звука. Это понятие можно определить как физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной силы звучания голоса при минимальных затратах энергии. Именно поэтому устремления педагогов по вокалу таковы, что они работают в первую очередь над высокой позицией звука, а не над его силой.

Диапазон. Тесситура. Примарные тоны

Диапазоном голоса называется расстояние от самого низкого звука до самого высокого, взятых без применения неестественных приемов звучания. Диапазон может быть рабочим и включать лишь те звуки, при пении которых звук сформирован правильно с точки зрения академического вокала, и может не совпадать с полным диапазоном голоса. Диапазон профессионального оперного певца не может быть меньше двух октав.

Второе понятие — тесситура — связано с частью диапазона, на котором голосу приходится звучать длительное время при исполнении вокальных произведений и с понятием примарные тоны (введено М.И. Глинкой), которым называются наиболее легко, без напряжения звучащие в голосе звуки. В процессе занятий с педагогом по вокалу примарные тоны так же, как и тесситура, могут изменять свое положение (подниматься или опускаться в зависимости от возраста певца и выявляющегося типа его голоса). Можно ввести еще одно, быть может, более бытовое определение понятия тесситуры — как «центра тяжести» вокальной партии. При верно подобранной тесситуре голос правильно развивается, красиво звучит и не испытывает неудобства и быстрого утомления. В связи с этим принято говорить об удобной, подходящей данному типу голоса тесситуре и завышенной или заниженной.

Различают тесситуру высокую, среднюю, низкую. Понятия тесситура и диапазон неизбежно употребляются и в курсе хороведения, например, для определений тесситуры сопрано как высокой, тесситуры альтов как средней и т.д. Но в курсе вокальной педагогики эти термины имеют более широкий смысл, так как для одного и того же голоса тесситура может быть и высокой, и низкой. Так, например, в оперной партии Эболи требуется от голоса выдерживание высокой для меццо-сопрано тесситуры и полного сопранового диапазона. Определить тесситуру и ее пригодность Для исполнения данным голосом можно опытным глазом и графически. По оси ординат отложите в условном масштабе высоту нот, по оси абсцисс — длительности нот в условных единицах. Горизонтальными линиями отметьте длительность звучания нот разной высоты по всему произведению или партии. График покажет, на каких нотах и какой высоты нужно будет голосу звучать длительное время.

Однако при таком подходе нужно будет учесть еще и такой факт, что тесситура — например, для среднего голоса — будет пригодна для! работы над произведением начинающему сопрано. Анализируя арии оперных героев, следует обращать внимание и на указания композитора, который использует возможности конкретного типа голоса для раскрытия образа. Диапазон и тесситура — взаимодополняющие характеристики при выборе вокального произведения. Причем главную роль играет тесситура.

 



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Акустические свойства певческого голоса" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
2011-01-01


Теги: преподавание вокала

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0