Добавить компанию




ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ЖАНРЫ
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
ВОКАЛИСТЫ
ХОРЫ
ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
УРОКИ ВОКАЛА
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА
ХОРОВЕДЕНИЕ
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА » ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА




Гигиена голоса. Заболевания голосового аппарата и связок

Просмотров: 72299 | Рейтинг: 3.3/11 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Благополучное развитие и состояние здоровья голоса взрослого певца-профессионала, любителя или ребенка зависит от того, правильно ли пользуется он своим аппаратом.

«Соревнования» в постоянно громком пении, «погоня» за верхами или предельными низами для неокрепшего аппарата мало сказать вредны. Нередко начинающие певцы поют в несвойственной им тесситуре по собственной прихоти или по недосмотру педагога. Успешность занятий и развития голоса зависит от правильной организации занятий, соблюдения гигиенических норм и учета физиологических особенностей. Во время пения в работу включаются многие органы, между которыми у профессионально поющего человека выработана строгая координация. Чрезмерная активность или, наоборот, излишняя пассивность некоторых органов могут повлечь перенапряжение других, которое затем перейдет в заболевание.

 
О режиме занятий и гигиене голоса

У начинающего певца нервно-мышечная нагрузка во время занятий слишком велика и ему непривычна. Режим занятий с начинающими певцами должен строиться с учетом их быстрой утомляемости. Первые индивидуальные занятия не должны превышать 20-ти минут с небольшими перерывами. К каждому начинающему нужно подходить индивидуально, учитывая его природную выносливость. Но в любом случае ученик не должен выходить из класса после урока с усталым голосом и неприятными ощущениями. По мере развития выносливости занятия увеличиваются до 45 минут с перерывами 5-10 минут.

Даже если с голосом у вас всё в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар — необходимо помнить о гигиене голоса. Ведь чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись; ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией.

Нагрузку на связки и весь организм необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно, без признаков сипа. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления, как советуют некоторые певцы, достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на и или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать.

Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше травяной чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то желательно несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата.

 
О психо-эмоциональном состоянии певца

Все изменения, происходящие в организме человека, сказываются на его голосе. Радостное настроение, приподнятый тонус, бодрость — все это залог успешного урока. Общий тонус человека зависит и от режима сна. Известно, что хроническое недосыпание снимает силу и звучность голоса и приводит к быстрой утомляемости, а урок в таком состоянии, скорее всего, не принесет пользу. Сразу после сна голос может не звучать. Говорят, что ему нужно проснуться. Поэтому занятия целесообразно начинать не раньше, чем через час-полтора после сна (впрочем, мы должны помнить, что в обучении пению всё индивидуально). И еще один момент. Имеется в виду психологическая совместимость ученика и педагога, от которой зависит успешность занятий. Этим, отчасти, объясняются долгие поиски «своего» педагога, переходы из класса в класс, нервные срывы, невидимые и видимые миру слезы, «коридорное» обучение.

На звучание голоса влияет и питание. Певцам вредно употреблять в пищу продукты, раздражающие слизистую оболочку — острое, горькое в большом количестве, чрезмерно сладкое или кислое, обжигающе горячую пищу. Употребление алкоголя приводит к покраснению слизистой оболочки, отеку и выделению большого количества слизи. После приема алкоголя может наступить охриплость. Аналогично действует и курение. Есть мороженое и пить холодную воду не следует сразу после пения, поскольку ткани работавших мышц наполнены кровью и разогреты.

Переохлаждение их может привести к воспалительным заболеваниям. Только что стоявшая у станка балерина не выбежала бы босыми ногами на снег. Ей последствия такого поведения ясны. Спортсмен перед центральной частью тренировки обязательно разогреет мышцы и сделает упражнения на их растяжку, а после тренировки — заминку. Только сейчас все чаще приходится сталкиваться с почти полной безграмотностью и халатностью очень многих обучающихся по отношению к своему здоровью в целом, голосовым данным и работе голосового аппарата. Отсутствие воспалительных процессов и их профилактика многим просто не знакомы.

 
О заболеваниях

К здоровью певца предъявляются повышенные требования. Человек, выбравший такую профессию, должен быть всегда в форме. ОРЗ, ОРВИ, грипп, воспаление миндалин (тонзиллит), фарингит, гайморит, воспаленные аденоиды, трахеит, бронхит, воспаление легких, бронхопневмония — эти заболевания тяжело переносятся людьми, далекими от певческого искусства, а для профессионально поющих представляют определенную угрозу их инструменту.

Рассказ об этих заболеваниях носит ознакомительный характер. Цель этой главы — описать опасности, которые могут подстерегать певца при неграмотном использовании своего голосового аппарата.

Ринит (насморк). Самое частое заболевание — воспаление слизистой оболочки носа. В первые день-два при насморке голос вроде-бы звучит. Певцы даже говорят, что при этом лицевые резонаторные ощущения ярче проявляются. Но через некоторое время воспаление может спуститься по слизистой ниже. Отечная слизистая глотки и гортани — плохой помощник в пении. Певец и зрители начнут слышать отчетливый гнусавый призвук, изменится тембр голоса из-за проблем резонирования в ротоглоточном канале в связи с состоянием слизистой. Развитие заболевания и его лечение будет зависеть от диагноза, который певцу поставит врач. Скажем лишь, что после выздоровления, которое констатирует врач, певцу нужно обратиться к оторинолярингологу и фониатру, получив от них разрешение приступить к занятиям.

Фарингит — воспаление слизистой оболочки задней стенки глотки. Различается острый и хронический. Острый фарингит сочетается с ринитом (воспаление слизистой оболочки носа). Пение при фарингите не только не показано, но и затруднено, так как это заболевание полностью и сильно нарушает состояние слизистой задней стенки глотки. На ней появляются набухшие покрасневшие участки слизистой с гнойными налетами, выступают в виде ярко-красных зерен отдельные фолликулы, отмечается отечность слизистой, гипе-ремия (увеличение кровенаполнения) язычка, у человека поднимается температура 37—37,5е С, его бьет озноб, глотание становится затрудненным, и обычный разговор (не то, что пение) оказывается болезненным. Более того, хронический фарингит считался заболеванием, которое не дает возможности профессионально заниматься пением. Хронический фарингит имеет несколько разновидностей: катаральный, гипертрофический и атрофический. Лечение фарингита назначает врач. Заметим лишь, что полоскание народными средствами — травами, согревающие компрессы, ингаляции, снятие голосовой нагрузки певцу, наверняка, придется сделать в случае острого фарингита. В случае хронического фарингита запрещается голосовая нагрузка, острая и пряная пища, курение, алкоголь. Врачом назначаются щелочные полоскания. При гипертрофическом фарингите применяют смазывание слизистой глотки 1-2% раствором нит-рата серебра, при атрофическом — раствором Люголя (сейчас есть и более современные средства).

Тонзиллит — воспаление миндалин. Острый тонзиллит имеет и другое название - ангина. В этом случае назначается промывание лакун раствором фурацилина, йода, цитраля с помощью специального шприца. Назначают процедуры с УФ-облучением, УВЧ-терапию, «общение» с аппаратом «Витязь». Ангина вызывает также набухание шейных лимфатических узлов. При хроническом тонзиллите отмечается субфебрильная температура (около 37-ми градусов). Если не помогает консервативное лечение, то назначают операцию по удалению миндалин.

Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани. Часто сопровождает фарингит. Осипший, охрипший голос, быстрая его утомляемость — один из показателей этого заболевания. Во всех медицинских справочниках указано, что пение во время ларингита — путь к несмыканию. Различаются острый и хронический ларингит. Острый ларингит может возникнуть параллельно с респираторным заболеванием, в результате перенапряжения голоса, при вдыхании загрязненного пылью воздуха. При остром ларингите слизистая отекает, гиперемирована. Отмечается утолщение и неполное смыкание голосовых связок, появляется сначала сухой, а затем и мокротистый кашель. Диагноз ставится врачом и им же назначается лечение, которое включает снятие голосовой нагрузки, физиотерапевтические процедуры, прижигания вышеуказанными средствами. Заболевшими применяются также полоскания, согревающие компрессы, ножные ванны, противокашлевые средства; они должны придерживаться диеты в еде.

Трахеит — воспаление слизистой оболочки трахеи. При остром трахеите возникает першение в горле и за грудиной, сухой кашель, который провоцирует глубокий вдох, смех, перемена температуры окружающей среды (вдыхание холодного уличного воздуха). Выздоровление наступает через одну-две недели. Врач назначает теплое щелочное питье, паровые ингаляции, противокашлевые и отхаркивающие средства. Трахеит также может быть острым и хроническим. Хронический трахеит сочетается, как правило, с бронхитом. Трахеит в зависимости от стадии болезни может почти не мешать процессу пения, однако надо иметь в виду, что работа голосового аппарата при любом воспалительном заболевании рано или поздно скажется на работе голосовых связок.

Бронхит — воспаление бронхов с преимущественным поражением слизистой оболочки. Острый бронхит нередко сопровождает ОРВИ, трахеиты, ларингиты, ринофарингиты. Бронхит столь серьезное заболевание, что при первом подозрении на него, при появлении затяжного глубокого кашля надо немедленно обратиться к терапевту. Скажем лишь, что для занимающихся пением голосовая нагрузка должна быть полностью исключена, так как пение с таким заболеванием приведет к длительной потере голоса и к связочным заболеваниям.
 
Пневмония — воспаление легких и бронхопневмония. По той же причине, что в случае бронхита, мы не будем описывать симптоматику этих заболеваний. Это — задача врача. Скажем лишь, что следует немедленно обратиться к врачу и прекратить работу голосом. Верный диагноз может быть поставлен поздно. Такие случаи известны, особенно в среде певцов, поющих в театрах, где тяжелые костюмы, пыль и сквозняки в кулисах, резкое переохлаждение представляют опасность для организма исполнителя. Мне доподлинно известен случай потери голоса певицей, ныне преподающей в одном московском музыкальном учебном заведении, с которой это неожиданно случилось прямо во время спектакля. Перенесенное на ногах вирусное заболевание, напряженная работа, несвоевременно поставленный диагноз явились причиной последующего длительного лечения. Скажем для обучающихся пению, что во избежание подобных случаев, обращаться нужно в места, где давно и серьезно работают врачи с поющими людьми и потому, как говорят, знают, где надо искать болезнь и на что обращать внимание. Этой певице повезло: после продолжительных мытарств наконец ее заболевание было диагностировано как бронхопневмония, пение во время и после которой и привели к потери голоса. Автор этих строк тоже познакомился с подобной проблемой и несвоевременным диагнозом, а потому считает своим долгом предостеречь особенно начинающих петь от работы связками в больном состоянии и рекомендовать найти «своего» врача.

Гайморит — воспаление гайморовых пазух. Даже без описания симптомов и причин этого заболевания поющему уже ясно, что воспалительный процесс и заполнение гнойными выделениями пазух лишает возможности лицевого и головного резонирования, болезненные ощущения в области головы делают процесс пения практически невозможным, а в начальной стадии изменяют голос, добавляя к нему мощный носовой призвук.

Аденоиды — сильное изменение в результате длительных воспалительных процессов глоточной миндалины, которое происходит в результате перенесенных инфекционных болезней — ринита, ларингита и т. д. Увеличенная и воспаленная глоточная миндалина вызывает в организме многочисленные изменения, нарушает нормальное дыхание, а для поющего это заболевание означает прекращение занятий пением и немедленное обращение к врачу до полного выздоровления.

 
О заболеваниях связок

Фонастения — ослабленное смыкание связок может возникнуть при голосовой перенагрузке в результате усталости нервной системы. Врач не увидит изменений в состоянии слизистой носоглотки, но у певца возникнут жалобы на першение, осиплость, плохо звучащее форте и невозможность петь пиано. Это — функциональное заболевание, которое может устранить непродолжительный отдых, хороший сон и усиленное питание. Заболеваниями связок занимается фониатр. Часто повторяющаяся фонастения может перейти в устойчивое несмыкание. Первая причина — неправильное пение, а потому быстро наступающая и повторяющаяся, хроническая усталость связок. Другая причина несмыкания — это пение в больном состоянии (например, при ларингите или при остаточных явлениях после перенесенного гриппа), когда инфекция глубоко проникает в мышцы, сводящие голосовые связки. В голосе появляется сиплый призвук, возникающий даже после непродолжительного пения, становиться нечистой интонация, голос перестает держать тесситуру, далее возникает усталость в мышцах шеи и в области связок. Лечение хронического несмыкания может длиться несколько месяцев. Первое лекарство — полное молчание. У женщин несмыкание и даже полная потеря голоса (афония) может возникнуть из-за сильного стресса.

Кровоизлияние в связки. В момент сильного напряжения голоса (при крике, форсировке, при плохо взятой верхней ноте) может произойти разрыв кровеносных сосудов в связках - кровоизлияние. Появляется внезапная хрипота. Осмотр показывает, что связка залита кровью. В этом случае предписывается полное молчание. У женщин при пении в менструальные дни может также произойти кровоизлияние в связки. Кровеносные сосуды в эти дни становятся ломкими, голосовые складки (связки) и вся слизистая набухают и становятся розовыми, покрываются комочками слизи. Поэтому пение в менструальные дни должно быть запрещено, даже и в том случае, когда певец настаивает, что голос хорошо звучит. Голос одних певиц действительно может звучать в эти дни, у других — нет, он становится полностью неуправляемым. Правда, в концертной жизни певцов бывают критические положения, когда петь приходится - гастроли, пение в ансамбле, когда партию исполняет один человек и его некем заменить. И все-таки, это нужно делать только в самых крайних случаях.

Певческие узелки. Частые кровоизлияния могут привести к образованию узелков на голосовых связках, как, впрочем, и неправильное использование голосовых данных и неправильные навыки пения (пение с пересмыканием связок и с форсировкой, например). Узелок не дает смыкаться голосовым связкам. Певческий голос может исчезнуть совсем. Если при длительном молчании узелок не рассасывается, то его удаляют оперативным путем.

 
Закаливание

Общему укреплению организма способствует закаливание и занятия спортом. Певцам особо показаны плавание, художественная гимнастика, фехтование, гребной спорт, теннис.

Почти все специальные предметы, входящие в учебный план музыкально-педагогических учреждений, связаны с пением: пение в хоре, в классах дирижирования, на сольфеджио, в классе ансамбля и постановки голоса, подготовка домашних заданий. Расписание необходимо составлять так, чтобы голос между занятиями мог отдохнуть.

Рассуждая о заболеваниях и их последствиях, обратимся к экспериментальным данным. Пение в профессиональных и в самодеятельных коллективах в случае несоблюдения гигиенических правил голоса может повлечь за собой тяжелые расстройства голосового аппарата. Данные обследований певцов говорят в пользу необходимости врачебного контроля. Из 300 певцов самодеятельных хоров Тарту (Эстония) 85,3% страдали расстройствами голоса, причем 73% из них имели патологию гортани, установленную ларингоскопией и стробоскопией. У 145-ти человек было хроническое воспаление гортани.

У не занимающихся систематически частота воспалительных заболеваний была в 2 раза меньше. Голосовое перенапряжение, курение, гипертрофия миндалин — факторы, вызывающие воспалительное состояние гортани. У 1 142-х певцов обнаружились функциональные расстройства — у 121-го человека дефект закрытия голосовой щели, у 2-х — неравномерное движение обеих связок, у 19-ти — оба вида нарушений. Дефект закрытия голосовой щели в передней ее части имелся чаще у более высоких голосовых групп, в задней части — у более низких. Описанные явления можно объяснить переутомлением определенных мышц двигательной системы гортани из-за не подходящей для соответствующих голосовых групп тесситуры. Пение не в своей тесситуре — один из шагов к быстрой утомляемости связок, а затем и к заболеваниям. Подготовка исследуемого коллектива к участию в Международном конкурсе, как показали исследования, привела к увеличению случаев патологии.

Хронической патологией страдали участники самодеятельных мужских, смешанных и женских хоров. Введенный «индекс повреждений» именно в мужской хоровом коллективе был максимальным. Среди первых теноров количество воспалительных заболеваний превышает число функциональных расстройств в 1,5 раза. Среди вторых басов — в 2 раза. Наиболее низкий индекс повреждений — в женском хоре. Курящих среди них не было. Но по количеству функциональных расстройств женский хор не уступал мужскому. В группе вторых сопрано, например, индекс повреждений оказался вдвое выше, чем у вторых альтов. Смешанный хор занимал среднее положение между мужским и женским хорами по индексу повреждений.

Патологии у певцов со стажем меньше пяти лет нарушений было больше, чем у более долго поющих. С одной стороны, это объясняется тем, что умение приходит с годами. С другой — этот эффект можно объяснить тем, что из коллективов со временем уходят люди с более слабыми голосовыми возможностями.

Результаты обследования одного профессионального коллектива мало отличались от результатов обследования самодеятельных певцов. В профессиональном коллективе — 80 певцов. Из них у 26-ти — дефект закрытия голосовой щели, у 4-х — дискинезия связок, у 6-ти — оба дефекта. В группе из 21-го человека наиболее высоко профессионально подготовленных певцов оказалось, что у них в.2-2,5 раза выше количество повреждений голосового аппарата. По-видимому, подготовка этих певцов в музыкальных учреждениях г. Таллина была явно недостаточной.

Важно отметить, что большинство обследованных певцов начало заниматься пением еще в школе. Очень вероятно, что именно там они уже получили серьезные расстройства.

Вокально-хоровой работе должны сопутствовать:
-  врачебный контроль,
- повышение уровня вокально-педагогической работы в общеобразовательных школах, самодеятельных коллективах и профессиональных учреждениях.

Приведенные здесь описания заболеваний и их последствий не означают, что каждая болезнь наносит вред голосу. Мы лишь ставили цель — предостеречь от преждевременных потерь красоты голоса вне зависимости от того, является ли этот голос оперным или камерным, великолепны ли природные данные у обучающегося петь или скромны. Потерянная красота тембра уже не восстанавливается никогда. Вспомните пример эстрадной певицы — Г. Великановой, которая в результате неверного лечения (рядом не было ее постоянного лечащего врача) и при необходимости петь (гастроли в Прибалтике) потеряла свой естественный тембр и даже начинала судебную тяжбу против лечившего ее врача.

Выдающийся певец Большого театра А. Ворошило потерял голос после перенесенного гриппа. Конечно, его жизнь изменилась, и он нашел достойное себя место в ней. Но кто знает, что творится в его душе, когда он слышит свежие красивые голоса других. Конечно, эти примеры не означают, что всех и каждого поразит недуг, если он будет петь во время болезни. В истории певческого искусства есть немало примеров, когда гастролирующий певец не мог снять концерт, ощущая даже сильное недомогание. Не всех их постигла участь потери голоса. Но спасало мастерское владение голосом, знание возможностей своего организма и, конечно, контроль своего лечащего врача. Далеко не все поющие могут похвастаться сочетанием всех этих обстоятельств.

Испытываемые неудобства при голосоведении после перенесенных и недолеченных заболеваниях или пение во время течения заболевания особенно для начинающих певцов (детей, студентов вокальных или дирижерско-хоровых отделений) наносят не только физический вред всему организму, поскольку процесс пения включает в работу практически весь организм певца, но и приводит к психологическим травмам, вылечивание которых зачастую бывает еще более продолжительным.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Гигиена голоса. Заболевания голосового аппарата и связок" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
2016-05-18


Теги: преподавание вокала

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0