Скоморохи,
странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители
сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль:
«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр,
промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник,
медвежатник, ломака, шут».
Известны с 11 в., особую популярность получили в
15–17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.
Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных
поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда
весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи
плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа,
черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет» и
др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской
летописи как участники княжеской потехи.
До сих пор не выяснено значение и
происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом
«скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии
перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут.
А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от
византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Эту точку зрения
отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли
из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в
народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на
Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным
представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто
бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами,
импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и
Эфрона (1909).
В средние века при дворах первых германских
властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные
греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в
труппы – «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с
шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами. Обычно они
являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных
праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был
бродячий образ жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на
место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных,
многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как
византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские
города. О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало
свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести
временных лет (1068). На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли
артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла.
«Независимо от
того, пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, –
подчеркивал Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной
жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление, акклиматизировавшееся
и принявшее здесь самостоятельное развитие с учетом местных условий и характера
русского народа». Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном
боярские и княжеские. Именно последним многим обязана народная комедия.
Скоморохи являлись также в виде кукольников. Представления кукольной комедии,
постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все
время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с
обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой
импровизированной занавески показывал свое представление. Позже кукольники
инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и
разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была попыткой оригинальной переработки
разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии или
занесенных извне. «У нас тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои
мейстерзингеры-«калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и
песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о
гибели Степана Разина» (М.Горький, О пьесах, 1937).
Другая версия о происхождении термина «скоморох»
принадлежит Н.Я.Марру. Он установил, что, согласно исторической грамматике
русского языка, «скоморох» – множественное число слова «скомороси» (скомраси),
которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский
корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова
«scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун,
комедиант. Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох»,
существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных
комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское
«скарамуш». Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в
искусствоведении положением о том, что мимы – явление международного порядка.
Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра позволяет говорить о
самобытном возникновении их на основе профессионализации участников языческих
религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением,
плясками.
Скоморохи упоминаются в различных русских
былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян
(венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т.е. гусли. О гуслях как
непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и
былинах Владимирова цикла. В историческом аспекте скоморохи известны прежде
всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они
становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок,
выступают в боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность. Как
свидетельствует направленное против скоморохов постановление Стоглавого собора
1551, их ватаги достигают «до 60–70 и до 100 человек».
Княжескую потеху
изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три
пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них либо
пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с
платком в руке. На другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на
гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по
которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом. На
фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с
ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром – князь и княгиня и их
свита, публика в ложах. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили
конные состязания и травля зверей. Ипподром художник изобразил, желая придать
своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления
скоморохов объединяли разные виды искусств – и драматические, и цирковые.
Известно, что еще в 1571 набирали «веселых людей» для государственной потехи, а
в начале 17 столетия скоромошья труппа состояла при Потешной палате,
сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 в.
скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др.
Скоморохи князя Пожарского часто ходили по деревням «для своего промыслишку».
Как средневековые жонглеры делились на жонглеров при феодалах и жонглеров
народных, так же были дифференцированы и русские скоморохи. Но круг
«придворных» скоморохов в России остался ограниченным, в конечном счете их
функции свелись к роли домашних шутов.
Основной массив русских скоморохов составили
народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом,
они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси
считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя
еще в 9 в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях
сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли
себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками
оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих
инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии.
Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими
выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов.
По ходу своих выступлений
они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В
этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской
народной драмы. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в
1630-х годах, в своем знаменитом Описании путешествия в Московию...
рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают
всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных
представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки
медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же
могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью
кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее
сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят
по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».
К рассказу
Олеария приложена картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных
комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь
Петрушке». Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах Севера.
Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет которой в том, что скоморохи зовут с
собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин
приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к
их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить,
что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и
певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами
были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей
Будимирович, Садко.
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски
увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в
женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек,
от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Царь
Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со
скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы,
исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в. бродячие
ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее
переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский
лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды
его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так,
скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям
зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе – в
лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге.
Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок
превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются
народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.
Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего
искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в
артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Свою
книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами: «Как бы ни было грубо и
элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно
представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих
веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу,
новейшие сценические зрелища. Скоморохи... были древнейшими в России
представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и
единственными представителями светской музыки в России...»
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "СКОМОРОХИ, СТРАНСТВУЮЩИЕ АКТЕРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.