Эпохой
древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень
большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента
возникновения Русского государства (IX в.) до петровских реформ (конец XVII
в.).
Она
подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической
классификацией: а) Киевская Русь, б) Новгород и другие города в борьбе с монголо-татарским
нашествием, в) централизация феодальных
княжеств вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет свои ярко выраженные
особенности музыкальной культуры. Вместе с тем они объединены принципиально
общими чертами.
Развитие
русского музыкального искусства до XVII в. происходило в двух противостоящих
друг другу областях — народной и церковной музыки.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
К
числу древнейших видов народного искусства принадлежали обрядовые и трудовые песни. Практически все
события жизни человека — рождение, детские игры, свадьба, проводы зимы,
весенний сев, сбор урожая и т. д. — сопровождались пением и плясками. В
народной среде выделился слой профессиональных музыкантов — скоморохов, которые
ходили от одной деревни к другой, пели, играли на музыкальных инструментах,
устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому-нибудь
князю, иногда в своих путешествиях становились также и купцами. Так, например,
к числу первых принадлежал киевский сказитель Боян, воспетый в поэме А. С.
Пушкина «Руслан и Людмила» и одноименной опере М. И. Глинки. Фигура этого
легендарного сказителя встает перед нами и во вступительных строках «Слова о
полку Игореве» — замечательного памятника древнерусскойлитературы XII в.:
У Бояна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк в степи, бежала,
Поднималась к облакам орлом...
Но не десять соколов взлетали,
А Боян персты на
струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал. (Перевод Н. И. Рыленкова.)
Из
скоморохов-купцов выделялся новгород-кий гусляр Садко, послуживший прообразом
главного героя оперы Н. А. Римского-Корсакова. Уже в наши дни археологи при
раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших
когда-то скоморохам. Среди них есть духовые — свистулька, сопель, дуда, труба,
рог, а также один из предшественников народной скрипки — гудок.
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА
Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без
инструментального сопровождения (см. Хоровая музыка). Музыкальные инструменты в
православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры
на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона,
перезвона, трезвона и т. д. Колокола среднего и большого размера часто получали
собственные имена: из них особенно известны «Царь-колокол» (Московский Кремль),
«Сысой», «Лебедь», «Баран» (Ростовский Кремль).
Церковное
пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных
формах в практической и теоретической системе, которая получила название
«система осмогласия», т. е. чередования групп напевов по периодам в восемь
недель. Древнерусские песнопения — стихиры, тропари, кондаки — по вдохновению,
профессионализму исполнения и силе художественного выражения не уступают
ансамблям древнерусского зодчества, фрескам Феофана Грека и Андрея Рублёва.
Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная, в те времена не
записывалась, она передавалась по традиции от поколения к поколению. Русское
культовое пение записывалось особыми знаками, получившими название знамен, из
которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные
рукописи называют знаменными или крюковыми. Их расшифровка составляе-одну из
сложных и увлекательных задач современной науки. Крюковые рукописи XI—XVI вз в
большинстве своем еще не расшифрованы В начале XVII в. были введены в практику
киноварные пометы — специальные значки, выполненные красной краской; они дают
возможность сравнительно точно переводить напевы этой эпохи на современную нам
систему нотной записи.
ХОРОВАЯ МУЗЫКА
Высокого
уровня достигла музыкальная, особенно хоровая,
культура нашей страны в XVII в. Наряду с развитием традиционных видов
музыкального искусства в это время в России бурно протекает процесс замены
старых форм и жанров новыми. Обязательное дотоле одноголосие уступает место
многоголосным сочинениям. Нотная запись вытесняет крюковую и возникает стиль
«партесного пения», как тогда. называлось пение по нотам кантов и хоровых
концертов. Последние представляли собой важную переходную ступень от церковной
к профессиональной светской музыке.
Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины
природы, восхваление выдающихся исторических личностей, выражение различных
человеческих чувств — любви, скорби, торжества и т. п. Пели их маленьким
вокальным ансамблем на три голоса, причем в областях близ Москвы обычно без
инструментального сопровождения, а на Украине и в Белоруссии такое пение
сопровождалось часто игрой на бандуре, колесной лире, скрипке и других
инструментах.
Самой
сложной формой русского музыкального искусства XVII в. считается «духовный концерт
для хора». Слово «концерт» обозначает, как известно, «соревнование»,
или на языке той эпохи — «борение». Кто же соревновался в пении, какие группы
людей творчески противоборствовали? Иногда из общего числа певчих выделялся
ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. В других случаях
одна хоровая партия как бы вступала в спор с какой-либо другой — альты с
дискантами, тенора с басами или же высокие детские голоса с низкими мужскими
(вариантов противопоставления было очень много). Но чаще всего композиторы той
поры сочиняли концерты, в которых состязались несколько хоров между собой.
При
исполнении концертов певчие обычно выстраивались похорно в каком-либо помещении
(дворцовом зале, храме) или на открытом воздухе; один хор на небольшом
расстоянии от другого. Хоровое звучание охватывало слушателей со всех сторон,
создавая впечатляющий стереофонический эффект, тогда он именовался антифонным
пением (дословно «противо-звук»). Композиторы 2-й половины XVII в. Н. П.
Дилецкий, В. П. Титов и другие писали свою музыку для состава 3 четырехголосных
хоров. Встречаются произведения и для более значительного числа голосов, вплоть
до 24, т. е. для 6 четырехголосных хоров.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
XVI—XVII
века — период зарождения русского музыкального театра. Из его
многочисленных истоков можно выделить два наиболее тесно связанных с
отечественными традициями профессионального и хорового пения — это ритуал
«пещного действа» и вертепный кукольный театр.
«Пещное действо» представляло собой инсценировку древнего сказания о трех
отроках, которые не пожелали отдать поклон золотой статуе Навуходоносора и были
брошены по его приказанию в горящую печь (пещь). В качестве положительных
персонажей в действе участвовали отроки, в качестве отрицательных — слуги
Навуходоносора халдеи. Кроме того, инсценировка сопровождалась хоровым пением
различных стихир, тропарей, кондаков и «росных стихов» (стихотворный текст,
повествующий о росе, которая чудесным образом погасила печь). В «пещном
действе» эпизоды грубо-комедийные, почти балаганные по характеру (диалоги
халдеев) чередовались с поэтически-возвышенными (пение отроков), а также со
сценами, решенными символически.
Большой
любовью в народе пользовались вертепные музыкальные представления. Вертеп —
кукольный ящик с двухъярусной сценой — носили по домам, где под пение кантов
разыгрывали один и тот же неизменный спектакль о жестоком царе Ироде и его
смерти.
В последней трети XVII в. в России появляется уже и настоящий музыкальный театр
— со зрительным залом, сценой, декорациями, многочисленными актерами, а иногда
и с оркестром. Такие театры существовали в Москве, Киеве, Новгороде, Астрахани,
Тобольске, Иркутске и других крупных городах; назывались они школьными,
поскольку в большинстве случаев организовывались при учебных заведениях. Тексты
для пьес нередко писали известные драматурги, в том числе Симеон Полоцкий,
Дмитрий Ростовский. Музыкальное оформление основывалось на всех бытовавших
тогда жанрах. В этом смысле спектакли школьных театров явились итогом развития
всего древнерусского искусства и одновременно связующим звеном с русским
искусством XVIII в.
В
наши дни неуклонно возрастает интерес к древнерусской музыке не только среди
специалистов-музыковедов, но и в самых широких кругах слушателей. Многие из
старинных произведений издаются (в частности, в серии «Памятники русского
музыкального искусства»), записываются на грампластинки, звучат по радио и на
концертных эстрадах в исполнении хоровых коллективов. В Московском камерном
музыкальном театре в 1982 г. состоялась премьера возрожденной музыкальной пьесы
Дмитрия Ростовского «Рождественская драма». Учеными и мастерами художественного
слова успешно ведется работа над реконструкцией музыкально-распевного
исполнения «Слова о полку Игореве». Лучшие образцы древнерусской музыки по
праву становятся достоянием современной музыкальной культуры.
Купить качественные авто шины и диски для вашего автомобиля по самой привлекательной цене можно в интернет-магазине
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.