Программа составлена с учетом возрастных особенностей
первоклассников, с целью не упустить уникальную возможность младшего
школьного возраста в освоении музыкального языка как родной речи, что в
более позднем возрасте невосполнимо интеллектуальное мышление у детей
развивается позже, поэтому в программе сделан акцент на музыкальной
деятельности - на ведущем для данного возраста ее игровом типе. Курс
имеет практическую направленность – теоретические сведения включены
лишь в той мере, в какой необходимы для навыков выразительного
музыкально-осмысленного пения и практического музицирования на
музыкальных инструментах. Размышления о музыке предложено в таких
доступных детям темах и формах. Которые способны заинтересовать их
лично.
ПРОГРАММА 1-4 КЛАССЫ
32 ЧАСА
(программа максимум)
1. Музыкальная грамотность. Музыкальная культура и образованность
школьника предполагает умение постигать духовный опыт искусства на
основе понимания специфики его выразительных средств, подробно
описанных в учебнике-тетради «Музыкальная азбука». Основы музыкальной
грамотности, составной частью которой является знание нотной грамоты,
должны формироваться в связи жизненным опытом школьников и в
практической музыкальной деятельности. Основные темы: звуки окружающего
мира как источник музыкальных звуков. Звуки и краски мира в музыке
(тембр, громкость, высота, длительность). Музыка природы. Музыка речи.
Тембр голоса и музыкальных инструментов. Ноты как звуки мира на нотных
линейках. Музыкальная азбука (в объеме учебника-тетради «Музыкальная
азбука»): нотный стан, ключи, ноты, нотные длительности, динамические и
исполнительские оттенки, метр и ритм, приемы исполнения в их
сокращенной записи(аббревиатуры: тремоло глиссандо), в связи с
историческими сведениями, жизненными ассоциациями и в практическом
музицировании.
Музыкальная каллиграфия– красивое нотное письмо. (В объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука»)
Музыкальная экология. Музыка как шум и как речь. Опасная громкость.
Воздействие музыкального ритма на человека. Культура технического
использования музыки: шизофония и шизофрения. Музыка в наушниках и
глухота. Музыкальная наркомания.
2. Слушание и адекватное понимание музыки. Формирование
музыкально-слухового сознания первоклассников на основе адекватное
замыслу композитора восприятия музыкального произведения предполагает
понимание и слуховое освоении специфики музыкального языка, его
смысловыразительных элементов в ассоциативных связях с жизнью.
Прогрмамма по слушанию музыкальных произведений подчинена тематическому
планированию уроков (списки по темам – в Приложении).
Учащийся должен уметь определять средства музыкальной
выразительности. Которыми композитор создает образ и высказывает
суждения о характере музыки, ее образном содержании, о своем отношении
к прослушанному произведению.
3. Умения. Учащиеся должны уметь двигаться в соответствии с
характером музыки, владеть певческим голосом, петь хором и музицировать
на детских инструментах (подражательская, звукоизобразительная
импровизация, ритмизация стихов, сочинение мелодии на текст) в объеме
программы дошкольных учебных заведений. Качественный уровень этих
умений определяется индивидуальными способностями каждого ученика.
Л.Н. АЛЕКСЕЕВА
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЛЕКСЕЕВА Л.Н. МУЗЫКА В ШКОЛЕ. ПРОГРАММА 1-4 КЛАССЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.