Тема:«Храмовая культура Губкинского района Белгородской области как явление духовной культуры и как средство познания жизни». «Животворящая святыня»
План-конспект урока «Художественная культура России»
Тема урока: Храмовая культура Губкинского района Белгородской области как явление духовной культуры и как средство познания жизни.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с памятником архитектуры Губкинского района - Успенским храмом. Изучить историю создания храма. 2. Через восприятие Успенского храма определить духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим. Способствовать воспитанию гармонически развитой личности. 3.Способствовать развитию у учащихся: а) чувства прекрасного; 6) монологической речи; в) умению определять архитектурные особенности, художественные достоинства памятника, давать его описание.
Тип урока: итоговый урок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка учебных пособий, выставка работ по декоративно-прикладному искусству местных мастеров, магнитофон, аудиокассета с духовной музыкой.
Вступительное слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого гражданина нашей планеты Николая Константиновича Рериха: «Помни о Красоте, не изгоняй ее облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания».
Мне бы хотелось приобщить вас к великой красоте, чтобы вы через эту красоту осознали, что мы с вами, живущие на этой маленькой, хрупкой планете Земля составляет единый союз с поколениями ушедшими и с грядущими.
Мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и чувства эти передали своим будущим детям и внукам.
Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва. (А. Пушкин)
Чтобы вам легче было вникнуть в тему, ощутить дыхание эпохи Древней Руси, прослушайте историческую справку о времени, в которое были созданы бессмертные памятники архитектуры, о которых мы будем вести сегодня разговор.
Историческая справка № 1 (сообщение ученика). Утвержденным образцом для строительства в странах православного христианства к концу XI — началу XII вв. стал крестовокупольный храм с четырьмя или шестью столбами внутри. Столбы, разделяя внутреннее пространство, как бы вписывают крест в прямоугольник храма, они делят внутреннее пространство на три продольных и три поперечных коридора (галереи), называемые нефами. Центральные нефы шире боковых. На столбах держится барабан с куполом, на них же опираются полуцилиндрические своды, выходящие на фасады в виде завершающих их арок. Так называемых закомар.
С восточной стороны здания примыкают три алтарных полукружья, называемые абсидами. Это сильно выступающие на плоскости стен полуцилиндры. Внутри купола изображали всесильного Бога, и это было символом мира небесного. Постройка церкви была рассчитана как на то, чтобы поразить воображение современников, сделать церковное здание и местом храмового действа, богослужения, и школой познания новой религии, так и на то, чтобы быть долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. Исследователи образно называют средневековые храмы «глубинной книгой» эпохи: зодчий организует архитектурную форму; мастера фресковой живописи расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел куют. отливают и чеканят паникадила и церковную утварь; иконописцы пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и миниатюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому, действительно, каждый такой церковный комплекс является показателем уровня мудрости и мастерства.
Учитель. Итак, основу храма составляет подкупольный квадрат, образованный четырьмя столбами. Столбы делили здание на три нефа. Центральный неф был заметно шире боковых, его пересекал широкий поперечный неф, так что на плане четко выделялся крест. В центре креста находился купол, поэтому вся система получила название крестово-купольной.
Решением теста проверим, как вы усвоили строение православного храма. Христианский храм служит высокой цели – здесь происходит приобщение к Святым Божественным тайнам, здесь верующие очищаются духовно. Поэтому христианские храмы высоки и праздничны, их купола сияют золотом и яркими красками, колокольный перезвон – благовест – прекрасен, нарядны ризы священнослужителей.
(звучит колокольный звон)
Ребята, у нас с вами было выездное занятие по изучению архитектуры православного храма на основе храма в селе Успенка. Давайте закрепим знания, полученные в этой поездке.
Храм – это специально построенное и освященное епископом здание, состоящее из 3 частей, предназначенное для общественного богослужения. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в столицу Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа). Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому в структуре храма должен быть запечатлен главный символ христианства – крест.
В восточной части храма располагается алтарь (от латинского – возвышенный жертвенник, жертвенное место). В средней части алтаря, напротив Царских Врат, находится престол, особо освященный квадратный стол, на котором лежит антиминс – шелковый платок с изображением Иисуса Христа во гробе, а также Евангелие и крест для святого причащения верующих. Престол является главной принадлежностью алтаря и служит местом совершения евхаристии, на котором происходило пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы).
В русских православных храмах алтарь отделяется от остального помещения иконостасом – стеной, украшенной иконами, и преградой в виде невысокой резной решетки. В иконостасе три двери: центральная, двустворчатая (Царские Врата) и две боковые (диаконские). Иконы на иконостасе размещены в строгом порядке. На Царских Вратах изображается Благовещение Богородицы и четыре Евангелиста, над ними – «Тайная Вечеря». Слева – икона Божией Матери, справа – Спасителя, затем того праздника или святого, кому посвящена церковь. Завершается наверху крестом – символом жертвы Христа для спасения человечества. Средняя часть храма – для верующих. Здесь иконы, перед которыми возжигаются масляные лампады и восковые свечи.
Перед иконостасом, имеется невысокое возвышение в одну-две ступени – солея, место для священнослужителей. По ее краям находятся клиросы, в которых во время службы располагается хор. В центре солеи небольшой выступ – амвон, откуда читается Евангелие и произносится проповедь. Перед амвоном стоит узкий высокий столик с покатой столешницей – аналой, на котором лежит праздничная икона, посвященная данному дню. Во время службы на аналой кладутся богослужебные книги.
Западная часть храма – притвор. В притворе стоит невысокий стол с распятием – канунник. Перед ним совершаются панихиды (заупокойные службы) и некоторые другие богослужения; стоят люди, получившие епитимью (с греческого наказание) от священника, женщины после родов, а также те, кто не считает себя принадлежащими Церкви. В притворе находится «свечной ящик» - место для продажи свечей, крестиков, икон, молитвенников.
Структура храма символизирует место человека во вселенной. В центральном куполе Христос-Вседержитель, ниже – Архангелы, посредники между Богом и человеком. В парусах, на которых покоится купол – четыре евангелиста, записавшие учение Христа. На южной и северной стенах храма – апостолы, основатели православного вероучения, отцы Церкви, святые. Здесь же сцены из истории Ветхого и Нового Заветов. На западной стене над дверями – сцена Страшного суда (напоминание о грехе).
Православные церкви, как правило, все посвящались Спасу – Христу Спасителю, и престол ее есть престол Божий (поэтому и называются они «Храм Божий»). Но кроме этого общего названия каждая церковь имеет еще особое название. Храмы на Руси строились и посвящались какому-либо памятному событию или в честь какого-либо святого, особо почитаемого.
Вопрос учителя.
Кому, или какому событию посвящены храмы в г. Губкине? Ответы детей.
Учитель Храм – место богослужения, общения человека с Богом. Посещение его с целью экскурсии – пока нет службы. При этом нужно соблюдать этические нормы в поведении и одежде. -У. В первой исторической справке было сказано что храм «глубинная книга» и в храмовой культуре сочетаются разные виды искусств – это не только архитектура, но и живопись, музыка. Об особенностях иконописи мы уже говорили, а как зарождалась духовная музыка, нам сообщит Соколова Юля.
Историческая справка №2.
С принятием с конца 10-го века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы русского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы. Отличаются исключительной вокальностью. Они были заимствованы из Византии. Византийское влияние определило характер русской церковной музыки.
Певческие жанры русской церковной музыки отражают сложность и богатство византийской гимнографии. Среди них-стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, ирмосы, припевы, антифоны, величания, каноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Слушание фрагментов духовных произведений.
-У. А кто из композиторов Белгородской области известен духовной музыкой? -Д. Ломакин. Степан Аникеевич Дегтярёв (1766-1813) . -У. Как богата наша Белгородская область мастерами прикладного искусства! Их работы передают всю красоту православных храмов. Об этом нам расскажет зав. отделом по традиционной культуре Завьялова Ирина Геннадьевна. (Комментарий выставки прикладного искусства местных мастеров.) -У. В завершении нашей встречи мы подведём итог занятия решением кроссворда, в котором ключевое слово подтвердит слова Рериха, сказанные мной в начале урока.
«Помни о Красоте, не изгоняй ее облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания».
Лучшие клипы онлайн бесплатно смотреть. Музыка на любой вкус
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Храмовая культура Губкинского района Белгородской области как явление духовной культуры и как средство познания жизни"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.