Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах
Одна из задач музыкального образования – привить элементарные
вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом
классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции
дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на
активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в
доступной детям форме: если нет голоса – можно играть на колокольчике,
барабане…, - в школьном оркестре всем найдется место. Дети очень любят
петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для
творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов,
импровизации и подыгрывании пению. Вспомним на каком высоком уровне
поставлен шумовой оркестр в детских садах. А как незаслуженно (в силу
материальной бедности школ) эта прекрасная традиция коллективного
музицирования прерывается, нанося неоценимый вред для психики детей.
Ведь трудно что сравнить с радостью, которую дети получают при
совместной игре в ансамбле. Эмоционально-положительный контакт делает
их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».
Развитие певческих навыков и охрана детского голоса
Учите детей пению без крика и форсирования звука. Начинайте
кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание и ,
добиваясь одновременного всеми детьми начала и окончания фраз.
Объясните детям, что, значит петь хором – петь дружно. Следите за
правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией.
Особое внимание обратите на спокойное дыхание (через нос рот) и на
смену дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в 1 классе от до
первой октавы до ре второй октавы у вокальных детей. К каждому ребенку
необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той
тесситуре, которая доступна его голосу. Помните: учитель музыки несет
ответственность за здоровье голоса каждого ребенка. Работу над
выразительным пением следует связывать с темами «музыкальной азбуки»
(приемы исполнения – в теме «звуки отрывистые и плавные», ритм и темп
также в соответствующих разделах) – это способствует грамотному и
музыкально-осмысленному интонированию. Исполнение песен тренирует
музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток,
каждый урок – новую песенку. Но не следует переутомлять детей долгим
разучиванием трудной песни, умейте быть снисходительными к малым
достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки.
Выбирайте песенный материал по силах детского хора. Песни, которые вы
предлагаете детям, должны быть непременно красивыми и интересными –
дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей работы.
Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального
восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его
нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем
певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и
вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие
причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще всего
бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей
крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить
себя и найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном
оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки
в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для
каждого»!
Задачи метроритмической работы в первом классе: сформировать
ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм,
ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных
размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и
исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной
ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых
ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов к
стихам, подтекста ритмических рисунков.
Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке.
Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в
ритме (прибауток, потешек, загадок). развивать чувство поэтического
ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким
образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла
– чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные
слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.
Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, на данный ритм слов.
О детском музыкальном творчестве
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом,
который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной
отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники
начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями
творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность
иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает
накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на
занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и
эвристическую.
Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности
детей. Поэтому на основ предполагаемой методики – творческие формы
воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык
музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию…
Музицирование по слуху ( в начальном донотном периоде обучения) с
последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов
музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный
материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка,
которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого
гуления – певческая импровизация у детей предшествует речи!) . В
программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития
учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного
образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества.
Задачи уроков музыки как уроков творчества:
1. Формирование самостоятельной музыкально-созидательной
деятельности на основе эстетического переживания и соотворческого
восприятия искусства.
2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.
3. Основой детского музыкального творчества является импровизация,
на основе которой развивается образное мышление, формируется
музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к
музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма
музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои
творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального
мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост
ребенка.
4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств
активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным
свойствам « (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и
творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное
мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно
образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения
жизненных проблем.
5. Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного творческого опыта.
Игровое обучение музыке
Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра
позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует
творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры
бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и
развивающими. Используйте творчески-развивающие игры, предложенные на
страницах учебно-методического комплекта.
Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни.
Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить
творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой
цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги
мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное
выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической
движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из
покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения
профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу
грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только
знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного
жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение,
изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные
пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация как древнейший и генетически первичный вид музыкального
творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала
на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось
воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем,
слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования.
Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова.
Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, , что
даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже
проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что
ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном
случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения
музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации
(вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии
музыкальных способностей, так и личности в целом.
О музыкальном достижении
Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная
зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым
подготавливая школьников к музыкальному достижению 9здесь коренится
стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят.
Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым
любимым для учеников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук.
Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа,
координации движений в соответствии с музыкой.
На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим
количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые
приходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанию
музыки, закрепить в слуховом сознании средств в музыкальной
выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение
руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений.
Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов,
эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр.
Музыкальная театрализация
Этой формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным
воспитанием. Где музыкальные спектакли – неотъемлемая часть жизни
ребенка в дошкольных учреждениях. Театральные формы удивительно
многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый,
мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым
школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр.
Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует
деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая
зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук
(см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук
способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок,
исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно
облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того,
чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда,
легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям.
Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными
пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое
сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где
музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы
на постановку рук при игре на фортепиано.
Межпредметные связи
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными
дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться
выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из «
Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов
даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для
музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато.
Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и
математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь
дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами
искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях
(конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром
(инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В
разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые
учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение
школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни
человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе
является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со
школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка
родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о
внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего
духовно невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному
мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой
целостности.
Заповеди школьного учителя музыки
1. Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви
к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло,
против человека.
2. Развивайте в детях все сразу: красоту поведения. Основанную на
нравственности и духовности, которая непременно отражается в детском
музыкальном творчестве, певческий голос и музыкальный слух, пластику
движений и артистичность.
3. В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все граи
природного музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях
любовью к музыке.
4. с первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам
музыкальной импровизации и сочинению – важен не результат, а сам
творческий процесс. Активизирующий музыкально-слуховую память,
внутренний слух., мышление.
5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах – игра повышает
интерес к обучению, помогает лучше сосредоточится и благотворно влияет
на эмоциональное состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми
музыкальные игры по образцам предложенных в конспектах уроков.
6. Предлагайте детям зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет –
сильный эмоциональный фактор восприятия – используйте его для лучшего
усвоения школьниками теоретического материала.
7. открывайте у школьников музыкальные таланты и развивайте их.
8. Берегите детский голос.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения.
Музыкальное образование школьников предполагает более высокую
ступень музыкального развития по сравнению с дошкольным образованием.
Естественно, что требования к первоклассникам должны отталкиваться от
требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования.
1. Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на основе музыкальной деятельности.
2. Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских музыкальных инструментах.
3. Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах.
4. Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука, его высота, интонация, мелодия, лад, ритм).
5. Узнавание звучания музыкальных инструментов.
6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.
7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства.
8. Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.
Все эти требования включены в Программу предлагаемого курса как
повторение, с тем, чтобы дети, не посещавшие дошкольные учреждения
смогли освоить необходимый минимум знаний и навыков, положенных
дошкольнику стандартом образования.
Требования к первоклассникам:
1. Знать определять на слух те выразительные средства музыкального
языка (тембр музыкальных инструментов, громкость, высота, темп, ритм
простейших жанров – марша, танцев: вальса, польки). Которыми композитор
создает музыкальный образ, увязывать музыкальные звуки со смыслом.
2. Осознанно различать на слух простейшие музыкальные жанры: песню,
танец и марш на основе знаний отличительных музыкальных признаков
каждого жанра (общий характер в связи с особенностями темпа, метра
(двух или трехдольный), ритмический рисунок.
3. Уметь ритмизовать стихи, повторить простейший ритм. Очинить
простейший ритмический аккомпанемент к стихам или мелодии, распеть
текст простейшей мелодией, придумав для него подходящее движение или
жест.
4. Научить внимательно слушать и адекватно композиторскому замыслу
(на основе анализа выразительных средств) понимать музыкальное
произведение. Запомнить название произведения и имя автора.
5. Определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов (барабан. фортепиано, скрипка, флейта).
6. Выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов.
Понимать дирижерские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и
стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттеками в голосе,
владеть тембром голоса. Знать элементарные правила пения: положение
корпуса, дыхание, приемы формирования певческого звука. Уметь
воспроизвести метрическую пульсацию песни.
Л.Н. АЛЕКСЕЕВА
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЛЕКСЕЕВА Л.Н. МУЗЫКА В ШКОЛЕ. ПРОГРАММА КУРСА (ЧАСТЬ 2)"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.