1. Ведение в предмет. Музыкальная азбука – азбука выразительных
средств музыки. Мир музыкального звука в картинках ( в учебнике
«Музыкальная азбука»). Специфика музыкального звука. Звук-интонация в
природе (гром..), в речи (крик, стон…) и в музыке (тембровая интонация
в звуке охотничьего рога…). Звуки окружающего мира как источник
музыкальных звуков. Игры со звуками.
1. Отрывистые и плавные звуки: стаккато и легато в связи с
жизненными ассоциациями. Выразительное чтение стихов с этими приемами,
плавное и отрывистое движение под музыку, театрализация «Дождик».
Детское музыкальное творчество «Дождик грибной и проливной». Песни о
дожде. Слушание музыки по данной теме. Косенко «Дождик» Громкость в
музыке связана с жизненными ассоциациями. Звукоизобразительная
импровизация «Тишина и гром». Звук и цвет: звуки громкие – краски
яркие, звуки тихие – краски бледные. Детское музыкальное творчество:
«Рисуем музыкальное пространство «далеко» и «близко» громкими и тихими
звуками». Выразительное пение с динамическими оттенками Музыкальное
движение под громкую и тихую музыку. Слушание по данной теме.
(Бетховен. 5 симфония – начало). Сборник песен «Владимир Щукин –
детям». Аудиозапись в авторском исполнении «Кисуня и Крысуня Экология
звука».
Прекрасное и безобразное в музыкальном звуке. Звук и смысл. Звук и здоровье человека.
2. Музыка родной природы и природа в музыке. Работа в
музыкально-живописном альбоме (альбом «Музыка родной природы»,
М,»Просвещение», 2001) Искусство слышать и понимать звуки природы.
Отражение звуков природы в музыке, в музыкальном движении, в певческом
голосе, в тембре музыкальных инструментов. Импровизация на детских
музыкальных инструментах «Музыка рождается из звуков природы». Связь
звуком мира с происхождением музыкальных инструментов. Музыка летней
природы в стихах, рисунках, в произведениях композиторов (слушание
музыки по данной теме). Детское музыкальное творчество «Воспоминание о
музыке лета»: звукоподражание импровизации голосом и на музыкальных
инструментах «Лесной концерт».
Слушание записей музыки живой природы, птиц…
Музыка для слушания: .Чайковский «Жаворонок», Э.Григ «Птичка»,
Л.Дакен «Кукушка», Сен-Санс «Куры и петухи» из «Карнавала животных»
О.Респиги «Соловей», Р.Леднев «Лес шумит», «Лесная тропинка», А.Тач
«Облака плывут», Э. Китка «Русские кукушки», «Дятел».
Пение. Песня Г.Струве на стихи школьницы Ирины Исаевой «Музыка». На
выбор учителя: из сборников «Российские композиторы – детям»,
В.Агафонников «Драчун», «Обидели».
3. «Музыкальное московедение». Урок-концерт. Музыкальные
произведения о Москве, стихи, произведения изобразительного искусства о
Москве. Детское творчество.
Новая песня – «Москва моя, красавица» (стихи и музыка Е.Голубевой). песни серии «детская песня ХХ1 века».
4. Музыка нашей речи: тембровые краски речи (гласных и согласных
букв), речевая интонация. Музыка стиха. Стихи в сопровождении музыки.
Ритмизация стиха. Детское музыкальное творчество в музыкально-речевых
формах.
5. Музыкальный тембр. В.Агафонников «Сани с колокольчиками»
(иллюстрации «Масленица») В.Гаврилкин «Тройка» . С Прокофьев.
Симфоническая сказка «Петя и волк». Оркестровые картинки: озвучивание
стихов детскими музыкальными инструментами стихов (по программе 1
класса). Песни о музыкальных инструментах.
Пение. Новая песня. В.Щукин «Маленький кузнечик». 6. Урок
праздник: «К международному дню учителя». Анкета «Если бы я был
учителем музыки» в учебнике-тетради «Музыкальная азбука».
Песни о школе. Старинная школьная песня «Дети в школу собирайтесь» (в учебнике «Музыкальная азбука»).
7. Музыкальная экология. Музыка и шум. Красивое и безобразное в
звуках музыке. инсценировка басни Крылова «Квартет». Мир волшебных
звуков – п. Чайковский. Танец Феи. Драже из балета «Щелкунчик».
Детское музыкальное творчество «красивые и безобразные» звуки. Чрезмерная громкость – это опасно!
Пение. Гретри «Спор» (в сопровождении музыкальных инструментов).
2 четверть (8 часов)
Звуки мира на нотных линейках
9,10,11. Откуда произошли ноты? Как музыкальные ключи открывают
тайну нотной записи? История музыкальной культуры о происхождении
нотной записи. Ноты в буквах на детских металлофонах.
12. Музыкальные регистры на клавишах и нотах. Регистровые игры.
Звуковысотная лесенка нотного стана. Детское творчество:
звукоподражательная импровизация «кто пищит высоко, а кто рычит низко?»
13,14,15. Нотный алфавит. Нотная читалочка в играх и рисунках. Музыка в нотных рисунках (в учебнике «музыкальная азбука»)
Пение. Нотные песенки (в учебнике «Музыкальная азбука»). Островский «Урок музыки»… 16. Музыкальная экология. Беседа о пении. Охрана детского голоса.
Повторение пройденного материала. Диагностика усвоения нотой грамоты и развития музыкальности младшего школьника. Тестирование.
3 четверть (8 часов)
Музыкальное время: звуки короткие и долгие
17. Метрический пульс в жизненных ассоциациях. Сильная и слабая доли
метрического пульса музыки. Детское музыкальное творчество –
звукоизобразительная импровизация «Часы и часики», «Колокольный
перезвон». Слушание музыки по теме. С Прокофьев. Балет «Золушка» 9сцена
с часами). Колокольные звоны. Глинка Хор «Славься» из оперы «Жизнь за
царя» (колокольные звоны в музыке)…
18,19. Музыкальное время в нотных длительностях в связи с жизненными
ассоциациями «Ноты: ноги и ножки». Медленные и быстрые ноты-ножки.
Алфавит нотных длительностей. музыкальная тематика: счет нотных
длительностей (на примере музыки современных русских композиторов). 20. Дирижирование в двухдольном и трехдольном размере под музыку с выделением сильной доли, с ритмизацией стихов.
21. Ритм в музыке. Рит в речи, поэтический ритм. Ритм имен. Детское
музыкальное творчество – ритмизация шуток, прибауток, считалок…ритм в
изобразительном искусстве.
22, 23. Ритм и музыкальный жанр. Детское музыкальное творчество:
«Ритмический аккомпанемент» к маршу, польке в двудольном размере на
заданную ритмоформулу и ритмический аккомпанемент на вальсовую формулу
в трехдольном размере.
Слушание. В ритме вальса: вальсы И.Штрауса, П.И.Чайковского из
балетов «щелкунчик», «Спящая красавица» и др. Маршевый ритм: марш из
балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, Марш Черномора из оперы М.И.Глинки
«Руслан и Людмила». Турецкое рондо В.Моцарта. танцевальные ритмы:
«Камаринская» - фантазия для симфонического оркестра М.глинки
(фрагмент) П.Чайковский «Неаполитанская песенка из детского альбома».
М.Равель «Болеро» (начальный фрагмент). Музыка
композиторов-современников.
24. Музыкальная экология: ритм и его воздействие на человека.
Повторение пройденного материала. Диагностика усвоения материала и развития чувства ритма.
4 четверть (8 часов)
Музыкальный темп
26, 27 Темп в музыке и в разных видах искусств. Темп в речи и в
музыке. Выразительное чтение стихов, со сменой темпа в соответствии с
поэтическим содержанием.
28,29. Простейшие приемы музыкального исполнения (тремоло,
глиссандо) и их сокращенная запись (аббревиатуры) на бумаге.
Ассоциативные игры: тремоло и глиссандо в музыке, речи, живописи.
Детское музыкальное творчество «Рисуем и озвучиваем свои рисунки».
30. Музыкальная экология. Музыка как духовная «пища». Музыкальные
«напутствия в жизнь»: «Что такое хорошо и что такое плохо» в музыке
вокруг нас. Почему вечен гений Моцарта? Слушание. Симфония В.Моцарта соль минор. Фантазия ре минор.
Пение. Новая песня: «Театр песни «Осень» стихи Сурикова, музыка Е. Голубевой.
31. Повторение и закрепление пройденного материала. Итоги успеваемости.
32. Прощальный урок «Праздник музыки».
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения по программе минимум «для всех»:
1. Музыкально-экологическая просвещенность (музыка и шум. Опасная
громкость, охрана детского голоса). Музыкально-теоретические знания
первоклассников в объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука»
(средства музыкальной выразительности). Умение применять знания.
Музыкальные грамоты в музыкальном осмысленном пении и элементарном
музицировании на детских музыкальных инструментах. Навыки ритмического
аккомпанемента к исполняемой песенке.
2. Музыкально-слуховой запас
(формирующий музыкально-слуховое сознание) согласно репертуарному
списку «слушание музыки» для первого класса.
- знать произведения «золотого фонда музыки» первоклассника – дать
точное названии знакомому прослушанному произведению, назвать имя его
автора.
- С.Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и волк»..
П.Чайковский . Утренняя молитва. В церкви, Болезнь куклы, Новая
кукла. Песня жаворонка. («Детский альбом»). Танец маленьких лебедей из
балета «Лебединое озеро». Марш, Вальс цветов, танец Феи драже из балета
«Щелкунчик», вальс из балета «Спящая красавица», И.Штраус-сын Полька
«Трик-трак», Радецки марш, М.Мусоргский «Детская», Г.Свиридов «Ласковая
просьба», В.Калинников «Грустная песенка», В.Моцарт «Турецкое рондо»,
Симфония соль минор 1 часть, Огинский Полонез «Прощание с родиной»,
Р.Щедрин «Кармен-сюита» (танец Кармен). Г.Гендель Пассакалия,
К.Сен-Сенс «Карнавал животных», Р.Шуман «Смелый наездник» из Альбома
для Юношества. М.Мусоргский «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся
птенцов», С.Прокофьев «Гадкий утенок».
- уметь высказать свое мнение о музыке – «что услышал каждый ребенок
в произведении и какими музыкальными средствами композитор создал
данный образ, на основе которого дети должны различать на слух;
- тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных),
- важнейшие средства музыкальной выразительности (в объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука»).
3. Музицирование:
- петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни.
Патриотическая песня М.Глинки. Старинная школьная песня «Дети в
школу собирайтесь», «Азбука» В.Щукина, Б.Заходера, латвийская песня
«Петушок» , «Маленький кузнечик» В.Щукина-Козлова, Ф.Флис «Спи моя
радость», «Скворушка прощается» Т.Потапенко, театр песни «Осень»
Е.Голубевой, слова И.Сурикова русская песня «Во поле береза стояла»,
«Заинька попляши», «Пусть всегда будет солнце» А.Островского.
- играть на музыкальных инструментах простейшие звукоподражательные импровизации. Озвучивать стихи;
- играть в детском оркестре ритмическое остинато, бурдон. Простейшие мелодии.
4. Музыкальное движение в танцевальных жанрах, простейшая пластическая импровизация.
2 класс
Тема года: «Душа музыки – мелодия»
Музыкальная речь: «Музыка – речь в точных интервалах» (Б,Астафьев).
Интонация в речи и в музыке. Мелодия в речи и в музыке. Мелодический
образ и средства музыкальной выразительности: звукоряд, гамма.
Тональность. Лад в мелодии, мажор и минор. Мелодический портрет (Дебисю
«Девушка с волосами цвета льна»). Вокальная и инструментальная мелодия.
Пессенность, танцевальность и маршевость в мелодии разных музыкальных
эпох и стилей. Многоголосие. Мелодия и гармония звуков музыки.
Аккомпанемент. Времена года в музыке, поэзии, живописи.
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения:
1. Музыкально-экологическая просвещенность: глухота от музыки в
наушниках. Опасный ритм. Музыкально-теоретические знания в объеме
учебника-тетради для второго класса («Душа музыки») – мелодия и
гармония, тональность, лад.
2. Музыкально слуховой запас (формирующий музыкально-слуховое
сознание) согласно репертуарному списку «Слушание музыки» для 2 второго
класса – дать точное название знакомому прослушанному произведению,
назвать его имя, автора .произведения «Золотого фонда музыки»
второклассника:
- И.Бах прелюдия из мажор, шутка, Глюк мелодия для флейты из оперы
«Орфей и Эвридика», Л.Бетховен «Элизе», Моцарт «Лакримозо из реквиема»,
Р.Шуман «Первая утрата из альбома для юношества», П.Чайковский
«Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» («Времена года»),
мелодия для скрипки, вокализ Рахманинова, А.Вивальди «Времена года».
К.Сен-Санс лебедь из «Карнавала животных», увертюра к опере «Руслан и
Людмила», М.Глинки, Паганини «Кампанелла». Э.Григ «Утро», танец Анитры,
песня Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси «девушки с волосами цвета
льна» А.Хачатурян, Адажио, Г.Свиридов, романс из музыки к кинофильму
«Метель» Вилла Лобос, Бахиана.
- дети должны различать на слух: важнейшие средства мелодической выразительности (в объеме учебника для 2 класса)
- тембры отдельных музыкальных инструментов и оркестровых групп (ударных, струнных, духовых, клавишных);
- уметь высказывать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии –
«что услышал каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными
средствами композитор создал данный образ».
3. Музицирование.
- петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни.
Старинная школьная песня «Слети к нам тихий вечер» А.Тома Л.Бетховен
«Сурок», русская народная песня «Ходила младешенькая» В.Щукин «Храм
твой Господи на небесах», «Москва», В.Моцарт «Весенняя песня», русская
народная песня «Как по улице молодчик идет», блины «Турист» Ю.Чичкова
И.Беляева.
- играть на музыкальных инструментах простейшие мелодические импровизации, мелодически и гармонически озвучивать стихи.
- играть в детском хоре ритмическое остинато, бурдон., простейшие мелодии.
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
3 класс
Тема года: «Как рождались музыкальные жанры?» Музыкальные жанры в
народном творчестве. Музыка Древней Руси. Искусство скоморохов на Руси.
Песенные жанры (обрядовые, трудовые, былины, духовные). Народные
музыкальные инструменты (музыкальные игрушки, свистульки, гусли и др.)
Зимние народные праздники. Масленица, весенние заклички. Русская
народная музыка в творчестве русских композиторов.
«Золотой фонд» песен мира. От песни до симфонии: краткая история
музыкальных жанров. Музыкально-экологическая просвещенность:
музыкальная наркомания (история и современность).
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу третьего года обучения:
1. Музыкально-экологическая просвещенность. Музыкальная наркомания.
Опасный ритм. Теоретические знания в объеме учебника для третьего
класса «Музыкальные жанры».
2. Музыкально-слуховой запас (формирующий музыкально-слуховое
сознание) согласно репертуарному списку «слушание музыки» для 3 класса
произведения «Золотого фонда музыки» третьеклассника.
Детские песни «Заинька попляши», «Как пошли наши подружки», русские
народные песни, «Во поле березка стояла», «Вижу чудное приволье», «Как
у наших у ворот», «Как на тоненькой ледок», «На море утушка», «Степь да
степь кругом», «Узник», песня Садко «ой ты, темная дубравушка» из оперы
«Садко» Римского Корсакова, «Вставайте люди русские!» хор и финал из
кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, былина «Про Добрыню».
Песни стран мира: «Песня про татарский полон», белорусская песня
«Перепелочка», украинская «Веснянка», молдавский народный танец –
модаванеска, осетинский – лесгинка, грузинская песня – «Сулико»,
«Цыплята» - Г.Гусейнли, стихи Т.Мутталибова.
Мазурка 43 и 47, полонез до минор Ф.Шопена, П.Ноктюрн, Ф.Листа
«грезы любви» и рапсодия 2 баркарола П.Чайковского из цикла «Времена
года», рондо-каприччио Л.Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша»
Г.Гендель Пассакалия, вариации «Думка» П.Чайковского Ф.Шопен мазурки №
43 и № 47.
Дети должны различать на слух:
- тембры музыкальных инструментов в оркестровом звучании сочетания
тембров различных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных),
- важнейшие средства мелодической выразительности (в объеме учебника для 3 класса);
- уметь высказать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии –
«что услышал каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными
средствами композитор создал данный образ»,
- дать точное название знакомому прослушанному произведению, назвать имя его автора.
3. Музицирование:
- петь соло и хором в своей текстуре голоса выученные песни;
- играть на музыкальных инструментах простейшие жанровые мотивы
играть в детском оркестре ритмическое остинато, бурдон, простейшие
мелодии.
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
4 класс
Тема года: От оперы до симфонии: крупные музыкальные жанры. Опера
К.Глюка «Орфей и Эвридика», М.Глинка балет «Руслан и Людмила», опера
«Жизнь за царя», произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого
класса. Балет П.Чайковского «Щелкунчик», опера Н.Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», симфония
Л.Бетховина №5, П.Чайковского №6. Путешествие в страну опера: рождение
оперы, на оперных меридианах, Шнитке «Фауст» (фрагмент).
Основные знания, умения и навыки к концу четвертого года обучения:
1. Музыкально-экологическая просвещенность: «живая и мертвая» музыка
(музыка электронных инструментов). Теоретические знания в объеме
учебника для четвертого класса (крупные музыкальные жанры и формы,
оперный спектакль и симфония).
2. Музыкально-слуховой запас согласно репертуарному списку «слушание
музыки» для 4 класса , произведения «Золотого фонда музыки» для
четвертого класса».
М.Глинка опера «Руслан и Людмила», увертюра, марш Черномора, опера
«Жизнь за царя» - заключительный хор «Славься» П.Чайковский – балет «
«Щелкунчик», марш, вальс цветов, танец Феи драже, Н.Римский-Корсаков
«Полет шмеля» из «Сказки и царе Салтане». Песня Садко и гостей из оперы
«Садко», Л.Бетховен 5 симфония (экспозиция первой части). 6-я
«Пастольная симфония» «У ручья» П.Чайковский;
- дети должны различать на слух:
певческие голоса, состав хора, тембры музыкальных инструментов в
оркестровом звучании, сочетания тембров различных инструментов
(ударных, струнных, духовых, клавишных);
- важнейшие средства музыкально-сценической выразительности в оперном спектакле (в объеме учебника для 4 класса);
- уметь высказать свое мнение о музыкальном произведении в целом
«что услышал каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными
средствами композитор создал данный образ»,
- дать точное название знакомому прослушанному произведению, назвать имя его автора;
3. Музицирование:
- петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни;
- «Темная ночь», «В землянке», «Дороги» Никитина В.Щукина, произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого класса.
- играть на музыкальных инструментах простейшие пьески, подбирать
знакомую мелодию, играть в детском оркестре ритмическое остинато,
бурдон, простейшие мелодии.
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
Л.Н. АЛЕКСЕЕВА
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЛЕКСЕЕВА Л.Н. МУЗЫКА В ШКОЛЕ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (1-3 КЛАССЫ)"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.