В
основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе
приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой
Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских
странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина
(1571—1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и
Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин,
Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в 1761 году в
Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд опер на тот
же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон-Жуане получала разную трактовку. В
некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон-Жуан
охарактеризован как преступный, грубый сластолюбец, получающий заслуженное
возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты —
бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против
обветшалых норм морали.
После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского
театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана». К
сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29
октября того же года. Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы
автором были внесены некоторые изменения. Либретто, написанное Л. да Понте
(1749—1838) на итальянском языке, выдержано в комедийном плане. Однако музыка
Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое
произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.
Дон-Жуан Моцарта — образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель,
композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский
Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Остальные
персонажи оперы — неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и
восхищающийся своим барином и порицающий его, гордая донна Анна, страстная
донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто — занимают подчиненное
положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.
МУЗЫКА
Моцарт назвал свою оперу «dramma giocosa», что означает «веселая драма», или, в
свободном переводе, трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие
произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и
бытовое. Эта особенность придает опере большую жизненную правдивость. Мастер
музыкально-психологической характеристики, Моцарт ярко и выразительно рисует в
ариях чувства своих героев, а их взаимоотношения, порой тонкие и сложные,
раскрывает в многочисленных ансамблях. Драматургия оперы строится на
сопоставлении противоположных начал — радости, света и рокового возмездия,
бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и
командора.
На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей
за ним части основана увертюра.
В первом акте — быстрое чередование различных эпизодов. Небольшая
шутливо-грубоватая ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» рисует образ
этого комического персонажа. В музыке драматического терцета одновременно
воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего командора,
испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной
Эльвиры «Где он, узнать решила». В обращенной к Эльвире арии Лепорелло «Вот
извольте» комическая скороговорка сменяется плавным, нежно-вкрадчивым менуэтом,
пародирующим обольстительные речи Дон-Жуана. Красота мелодики и выразительность
отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины «Ручку мне дашь свою ты»; мягкая,
обволакивающая чувственной прелестью речь Дон-Жуана звучит все настойчивее, в
то время как все более робкими становятся музыкальные фразы колеблющейся
Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии
«Теперь нам известно».
Развитие второго акта связано с непрерывным нарастанием напряжения. Ария
Дон-Жуана «Чтобы кипела кровь горячее» впечатляет блеском и жизнерадостностью;
танцевальное движение, четкие контуры легкой стремительной мелодии передают
кипучее веселье, охватившее Дон-Жуана, его страстную любовь к жизни. Ария
наивной и лукавой Церлины «Ну, прибей меня, Мазетто» пленяет изяществом
мелодики. Центральный эпизод акта — сцена бала, где голоса действующих лиц
сочетаются с одновременным звучанием трех инструментальных ансамблей, играющих
менуэт, контрданс и лендлер. В большом секстете, завершающем акт, гневному
напору голосов мстителей отвечают короткие реплики смущенных Дон-Жуана и
Лепорелло.
Третий акт распадается на две части.2 В первой преобладают комические, бытовые
эпизоды; во второй обнажаются контрасты, усиливается трагический план «веселой
драмы». Терцет Эльвиры, Дон-Жуана и Лепорелло замечателен широтой мелодического
дыхания вокальных партий и оркестрового сопровождения. Простая и плавная
песенная мелодия лежит в основе серенады Дон-Жуана, которую он поет под
аккомпанемент мандолины. Секстет (мстители и Лепорелло) — развернутая сцена,
полная движения и выпуклых контрастов. В сцене на кладбище грозные возгласы
командора вторгаются в беззаботную речь Дон-Жуана и торопливую скороговорку
перепуганного Лепорелло, создавая ощущение беспокойства близости развязки.
Радостное настроение Дон-Жуана в начале последней картины подчеркивает
исполняемые сценическим оркестром отрывки из модных во времена Моцарта опер, в
том числе и из «Свадьбы Фигаро». Эпизод появления статуи командора вносит в
музыку мрачный колорит; зловещая бесстрастность его фраз оттеняется грозным
звучанием тромбона. В светлых тонах выдержан заключающий оперу секстет.
Любите хорошую музыку? Поставьте ее на свой телефон. Лучшие рингтоны для Iphone можно скачать бесплатно. Наслаждайтесь модными хитами в любое время суток!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДОН ЖУАН (Don Giovanni) А. Моцарт"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.