В
1868 году по случаю торжеств, связанных с предстоящим открытием
Суэцкого канала, египетское правительство предложило Верди написать
оперу на национальный египетский сюжет; премьера оперы приурочивалась к
открытию театра в Каире. Верди отклонил неожиданный заказ. Но в 1870
году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и
дал свое согласие. Автором этого сценария был известный французский
египтолог О. Э. Мариетт; он использовал легенду (изложенную в
расшифрованном им папирусе) из эпохи длительной борьбы фараонов
древнего Египта против Нубии (Эфиопии); по рисункам Мариотта готовились
декорации и костюмы театральной постановки. Прозаический текст
оперы написал французский либреттист К. дю Локль (1832—1903),
стихотворное итальянское либретто создано поэтом А. Гисланцони
(1824—1893). Верди принимал самое активное участие в разработке сюжета, тщательно изучал историю и искусство древнего Египта. Премьера
«Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире, а 8 февраля следующего
года — в Милане, где постановкой руководил сам композитор. Обе
постановки имели триумфальный успех. МУЗЫКА В
«Аиде» личная драма, полная острых коллизий, развертывается на широком,
красочном фоне монументальных массовых сцен, пышных шествий, танцев и
гимнов. В образах жестоких жрецов Верди заклеймил ненавистное ему
мракобесие церковников. Этим беспощадным силам противостоят душевная
красота и нравственная стойкость Аиды и Радамеса: их любовь выдерживает
все испытания, не отступая даже перед смертью. Опера наделена большим
гуманистическим содержанием; она звучит как гимн высоким человеческим
чувствам. В оркестровом вступлении сжато изложен конфликт драмы:
хрупкой, прозрачной мелодии скрипок, рисующей образ женственной,
любящей Аиды, противостоит неумолимо грозная мелодия жрецов. Она растет
и ширится, захватывая весь оркестр, но нежная тема любви все же
побеждает. В центре первой картины первого акта — большая
массовая сцена (избрание Радамеса); она обрамлена сольными эпизодами —
развернутыми характеристиками Радамеса и Аиды. Широкая, согретая
искренним чувством мелодия романса Радамеса «Милая Аида» сопровождается
нежными репликами солирующих деревянных духовых инструментов. В терцете
Амнерис, Радамеса и Аиды слышатся тревога, смятение. Этим сумрачным
настроениям контрастирует торжественный марш «К берегам священным
Нила». Большой монолог Аиды «Вернись с победой к нам» передает борьбу
противоречивых чувств в душе героини; порывистые, взволнованные мелодии
уступают место просветленной молитве «Боги мои». Вторая картина
— большая хоровая сцена посвящения — обладает восточным колоритом.
Заунывная молитва, сопровождаемая арфами, сменяется легкой, причудливой
по рисунку мелодией священного танца; затем, после энергичных призывов
Рамфиса, следует величественный героический хор жрецов «Боги, победу
дайте нам»; мощное нарастание приводит к соединению хора жрецов и
молитвы жриц. Второй акт открывается прозрачным женским хором,
прерываемым страстными фразами Амнерис; средний раздел этого номера —
подвижный танец мавританских рабов. Развернутый дуэт — сцена Аиды и
Амнерис — остро драматичное столкновение героинь; горделивые, властные
мелодии Амнерис противопоставлены скорбным, смятенным репликам Аиды.
Центральный раздел дуэта — проникновенная мольба Аиды «Прости и
сжалься, скрывать нет сил»; одиночество и отчаяние героини оттеняются
доносящимся издали торжественным маршем. Вторая картина (финал
акта) представляет собою грандиозную сцену народного ликования
(хор-марш народа, гимн жрецов, танец с драгоценностями). На этом фоне
выделяется драматическая сцена Аиды и Амонасро. Волевым, энергичным
рассказом охарактеризован царь эфиопов; проникновенно звучит его
страстная мольба о жизни «Но ты — царь, и твой суд беспристрастный», к
которой присоединяются Аида и хор пленников. Резким контрастом
врывается гневная, непреклонная мелодия жрецов «Царь, не слушай мольбы
их коварной». В заключение финала вновь звучит триумфальный марш —
слава победителю; с ним сплетаются радостные, торжествующие возгласы
Амнерис, горестная мелодия Аиды и Радамеса. В кратком
оркестровом вступлении третьего акта прозрачные, трепетные звучания
воссоздают поэтичную картину южной ночи. Проникновенные напевы романса
Аиды «Небо лазурное и воздух чистый» перемежаются с безмятежным
наигрышем гобоя. Большой дуэт Аиды и Амонасро отражает богатую гамму
переживаний героев. Задушевная начальная мелодия сменяется бурной,
воинственной музыкой проклятья Амонасро «Вставайте, враги, и смелей
нападайте»; заключение дуэта передает душевную надломленность Аиды. В
дуэте волевые, героические мелодии Радамеса сопоставляются с призывами
тоскующей Аиды (они сопровождаются печальным напевом гобоя). В
первой картине четвертого акта центральное место занимает Амнерис. В
двух больших сценах раскрывается сложный душевный мир героини,
охваченной противоречивыми чувствами: любви, ревности, жажды мести.
Мелодия дуэта Амнерис и Радамеса имеет мрачный, трагический оттенок.
Сцена суда над Радамесом — один из наиболее драматичных эпизодов оперы:
суровая тема жрецов сменяется бесстрастным хором, глухо доносящимся из
подземелья. Им противостоят мятущиеся, полные скорби и отчаяния реплики
Аиды «Боги, сжальтесь»; грозно звучит хор приговора «Радамес, мы
выносим решенье». Заключительная картина оперы — большой дуэт
Аиды и Радамеса «Прости, земля, прости, приют всех страданий»; его
просветленные, воздушные мелодии отличаются редкой красотой и
пластичностью.
ИСТОЧНИК: Друскин М.C. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. — Л.: "Музыка", 1970.
Мечтаете научиться классно играть на гитаре. Тогда вам нужен качественный и современный музыкальный инструмент. В музыкальном интернет-магазине в Москве вы можете купить гитару акустическую и развивать свои творческие способности.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АИДА (Aida). Дж. Верди"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.