«Вольный стрелок» - опера в духе народных преданий. Все романтические атрибуты представлены на сцене: милые, наивные голоса сказки, волшебные чары, сочный крестьянский юмор, обаятельная и таинственная атмосфера лесов на берегах Рейна. Тему будущей оперы Карл Мария Вебер нашел в новелле "Вольный стрелок", напечатанной в "Книге о привидениях" И. Аппеля и Ф. Лауна, которую он прочитал в 1810 г.
Однако только в 1817-1820 гг. замысел получил воплощение: в Дрездене Вебер встретил актера, юриста и писателя И. Кинда, который сочинил по его указаниям либретто. Первоначальные названия оперы - "Пробный выстрел", затем - «Невеста охотника». В отличие от новеллы, имеющей печальный финал - невеста убита волшебной пулей, жених сходит с ума, родители умирают от горя, - опера имеет счастливую развязку.
Действие разворачивается в Чехии в XVIII в. Один из лучших стрелков, Макс, потерпел неудачу в состязаниях. Завтра состоится новое состязание, где Макс должен победить. Только в этом случае Куно отдаст ему в жены возлюбленную Агату. Другой охотник, Каспар, завладев любовью девушки, задумал злобную месть. Он отдает Максу чудесное ружье, и тот с первого выстрела попадает в парящего в небе орла. Теперь легко уговорить ничего не подозревающего Макса прийти в полночь в Волчье ущелье, чтобы отлить заколдованную пулю, всегда попадающую в цель.
Каспар давно продал себя дьяволу. Заманивая Макса, он хочет принести его в жертву и спасти свою душу. Дьявол и его слуга Каспар договариваются, что за вновь приобретенную душу жизнь Каспара будет продлена еще на три года. Последняя пуля готовится с адским колдовством: ею выстрелит Макс, но направлять ее будет сатана - прямо в сердце Агаты. В ущелье было отлито семь пуль. Шесть из них уже израсходовали Макс и Каспар. Осталась та, что должна поразить сердце Агаты. Но, по правилам волшебной сказки, пуля убивает Каспара, пособника дьявола. На сцену выходит святой отшельник: его молитвы избавили Агату от смерти, а Макса - от убийства.
Первая постановка состоял ась в Берлине 18 июня 1821 г. под управлением автора. В Петербурге оперу услышали 12 мая 1824 г., дирижировал придворный капельмейстер К. Кавос. «Вольный стрелок» - необычайно красивое сочинение, открывшее привлекательные перспективы, прежде всего в трактовке оркестра. Вебер использовал новые тембровые сочетания, расширил вы- разительные возможности инструментов до пределов, ранее неведомых.
Особое впечатление производили кларнеты, примененные в волшебных сценах для воссоздания мрачных, таинственных образов. Вокальные партии приобрели своеобразную пластику, связанную с романтическим мелосом, и яркую характерность, очерчивающую индивидуальность персонажей. В XIX в. были сполна оценены достижения композитора в обновлении принципов оркестрового письма, формировании драматургии средствами оркестра.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вольный стрелок. Карл Мария Вебер"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.