Вильгельмина Шредер
родилась 6 декабря 1804 года в Гамбурге. Она была дочерью певца‑баритона
Фридриха Людвига Шредера и знаменитой драматической актрисы Софьи Бюргер‑Шредер. В том возрасте, когда
другие дети проводят время в беззаботных играх, Вильгельмина уже узнала
серьезную сторону жизни.
"С четырех
лет, — рассказывает она, — я уже должна была трудиться и зарабатывать
свой хлеб. Тогда по Германии странствовала знаменитая балетная труппа Коблера;
она прибыла также в Гамбург, где имела особенный успех. Мать моя, в высшей
степени восприимчивая, увлеченная какою‑то идеей, тотчас решилась сделать из
меня танцовщицу.
Мой танцевальный учитель
был африканец; бог знает, как он попал во Францию, как очутился в Париже, в
кордебалете; перешел потом в Гамбург, где и давал уроки. Этот господин, по
имени Линдау, был не то чтобы зол, но вспыльчив, строг, иногда даже жесток…
Пяти лет я была уже в
состоянии дебютировать в одном Pas de chale и в английской матросской пляске; на
голову мне надели серенькую пуховую шляпку с голубыми лентами, а на ноги —
башмаки с деревянною подошвой. Об этом первом дебюте я помню только то, что
публика с восторгом приняла маленькую ловкую обезьянку, учитель мой был
необыкновенно счастлив, а отец на руках отнес меня домой. Мать еще с утра
обещала мне или подарить куклу, или высечь меня, смотря по тому, как я выполню
свою задачу; и я уверена, что страх немало содействовал к гибкости и легкости
моих детских членов; я знала, что матушка не любила шутить".
В 1819 году, пятнадцати
лет, Вильгельмина дебютировала в драме. К этому времени ее семья переехала в
Вену, а отец скончался годом ранее. После долгих занятий в балетной школе она с
большим успехом исполняла роль Ариции в «Федре», Мелитты в «Сафо», Луизы в
«Коварстве и любви», Беатрисы в «Мессинской невесте», Офелии в «Гамлете».
Вместе с тем все яснее обнаружились ее музыкальные способности — голос ее
становился сильным и красивым. После обучения у венских педагогов Д. Моцатти и
Дж. Радиги Шредер через год переменила драму на оперу.
Дебют ее состоялся 20
января 1821 года в роли Памины в «Волшебной флейте» Моцарта на сцене венского
«Кернтнертортеатра». Музыкальные газеты того времени, казалось, старались
превзойти одна другую в выражениях восторга, прославляя появление на сцене
новой артистки.
В марте того же года она
исполняла роль Эмелины в «Швейцарском семействе», месяц спустя — Марию в «Синей
Бороде» Гретри, и, когда в Вене в первый раз поставили «Фрейшютца», роль Агаты
дали Вильгельмине Шредер.
Второе представление
«Фрейшютца», 7 марта 1822 года, было дано в бенефисе Вильгельмины. Вебер сам
дирижировал, но от восторга его поклонников представление делалось почти
невозможно. Четыре раза маэстро вызывали на сцену, закидав цветами и стихами, и
под конец у ног его очутился лавровый венок.
Вильгельмина — Агата
разделяла триумф этого вечера. Это — та блондинка, то чистое, кроткое создание,
о котором мечтали композитор и поэт; то скромное, робкое дитя, которое боится
снов, теряется в предчувствиях и между тем любовью и верою готово победить все
силы ада. Вебер говорил: «Она первая Агата в мире и превзошла все, что я
воображал, создавая эту роль».
Настоящую известность
молодой певице принесло исполнение роли Леоноры в «Фиделио» Бетховена в 1822
году. Бетховен был очень удивлен и выразил неудовольствие, как могли такую
величественную роль поручить такому ребенку.
И вот спектакль… Шредер —
Леонора собирается с силами и бросается между мужем и кинжалом убийцы. Страшная
минута настала. Оркестр молчит. Но ею овладел дух отчаяния: звонко и ясно,
более криком, вырывается у нее: «Убей прежде его жену!» У Вильгельмины это
действительно крик человека, освободившегося от страшного испуга, звук,
потрясший слушателей до мозга костей. Только когда Леонора на мольбы Флорестана:
«Жена моя, что ты выстрадала из‑за меня!» — не то с плачем, не то с восторгом
говорит ему: «Ничего, ничего, ничего!» — и падает в объятия мужа, — тогда
только точно тяжесть спала с сердец зрителей и все свободно вздохнули.
Раздались рукоплескания, которым, казалось, конца не было. Артистка нашла
своего Фиделио, и хоть она впоследствии много и серьезно работала над этой
ролью, но в главных чертах роль осталась такою же, как бессознательно создалась
в этот вечер. Бетховен также нашел в ней свою Леонору. Конечно, он не мог
слышать ее голоса, и только из мимики, из того, что выражалось на ее лице, в
глазах, мог судить об исполнении роли. После представления он отправился к ней.
Его обыкновенно суровые глаза смотрели на нее ласково. Он потрепал ее по щеке,
благодарил за Фиделио и обещал для нее написать новую оперу — обещание,
которое, к сожалению, не исполнилось. Вильгельмина никогда более не встречалась
с великим художником, но и посреди всех похвал, которыми знаменитая певица была
осыпаема впоследствии, несколько слов Бетховена были для нее высшей наградой.
Вскоре Вильгельмина
познакомилась с актером Карлом Девриентом. Красивый мужчина с привлекательными
манерами очень скоро овладел ее сердцем. Брак с любимым человеком — мечта, к
которой она стремилась, и летом 1823 года совершилось их бракосочетание в
Берлине. Пропутешествовав некоторое время по Германии, артистическая чета
поселилась в Дрездене, куда оба они были ангажированы.
Брак оказался
несчастливым во всех отношениях, и супруги в 1828 году формально развелись.
«Мне нужна была свобода, — говорила Вильгельмина, — чтобы не
погибнуть как женщине и артистке».
Свобода эта ей стоила
много жертв. Вильгельмине пришлось расстаться с детьми, которых страстно
любила. Ласки детей — у нее два сына и две дочери — она тоже лишилась.
После развода с мужем для
Шредер‑Девриент наступило время бурное и тяжелое. Искусство было и осталось для
нее до самого конца священным делом. Творчество ее не зависело уже от одного
вдохновения: упорный труд и наука укрепили ее гений. Она училась рисовать,
лепить, знала несколько языков, следила за всем, что делалось в науке и
искусстве. С негодованием восставала она против нелепой мысли, что таланту не
нужна наука.
«Мы весь век, —
говорила она, — ищем, добиваемся чего‑то в искусстве, и тот художник
погиб, умер для искусства, который думает, что цель его достигнута. Конечно,
чрезвычайно легко вместе с костюмом сложить с себя всякие заботы о своей роли
до нового представления. Для меня это было невозможно. После громких
рукоплесканий, осыпанная цветами, часто уходила я в свою комнату, как бы
проверяла себя: что же я сегодня сделала? То и другое мне казалось нехорошо;
мною овладевало беспокойство; дни и ночи я обдумывала, чтобы добиться лучшего».
С 1823 по 1847 год Шредер‑Девриент
пела в Дрезденском придворном театре. Клара Глюмер пишет в своих записках: «Вся
ее жизнь была не что иное, как триумфальное шествие по германским городам.
Лейпциг, Вена, Бреславль, Мюнхен, Ганновер, Брауншвейг, Нюрнберг, Прага, Пест и
чаще всего Дрезден попеременно торжествовали ее прибытие и появление на своих
сценах, так что от Немецкого моря до Альпийских гор, от Рейна до Одера
прозвучало ее имя, повторенное восторженною толпой. Серенады, венки, стихи,
клики и рукоплескания встречали и провожали ее, и все эти торжества действовали
на Вильгельмину так, как на истинного художника действует слава: они заставляли
ее все выше подниматься в своем искусстве! В это время созданы ею некоторые из
ее лучших ролей: Дездемоны в 1831 году, Ромео в 1833, Нормы в 1835, Валентины в
1838 году. Вообще с 1828 по 1838 год она разучила тридцать семь новых опер».
Артистка гордилась своей
популярностью в народе. Простые работники при встрече с нею снимали шляпы, и
торговки, завидя ее, толкали друг друга, называя ее по имени. Когда
Вильгельмина собиралась совсем оставить сцену, один театральный плотник нарочно
привел на репетицию свою пятилетнюю дочку: «Хорошенько посмотри на эту
барыню, — сказал он малютке, — это Шредер‑Девриент. На других не
смотри, а эту постарайся на всю жизнь запомнить».
Однако не только Германия
смогла оценить талант певицы. Весною 1830 года Вильгельмина была ангажирована в
Париж на два месяца дирекцией Итальянской оперы, которая выписала из Ахена
немецкую труппу. «Я ехала не только для своей славы, дело шло о чести германской
музыки, — писала она, — если я не понравлюсь, от этого Моцарт,
Бетховен, Вебер должны пострадать! Вот что меня убивает!»
Шестого мая певица
дебютировала в роли Агаты. Театр был полон. Публика ждала выступлений артистки,
о красоте которой рассказывали чудеса. При появлении своем Вильгельмина была
очень смущена, но тотчас после дуэта с Анхен громкие рукоплескания ее ободрили.
Позднее бурный восторг публики был так силен, что певица четыре раза
принималась петь и не могла, потому что не слышно было оркестра. Под конец
действия ее в полном смысле слова осыпали цветами и в тот же вечер устроили для
нее серенаду — Париж признал певицу.
«Фиделио» произвел еще
больший фурор. Критики отзывались о ней так: «Она рождена именно для
бетховенского „Фиделио"; она не поет, как другие, она не говорит, как другие,
ее игра совершенно не подходит ни под какие искусства, она как будто вовсе и не
думает о том, что находится на сцене! Она поет больше душою, чем голосом…
забывает публику, забывает себя, воплощаясь в то лицо, которое изображает…»
Впечатление было так сильно, что по окончании оперы снова должны были поднять
занавес и повторить финал, чего еще никогда не случалось.
За «Фиделио» последовали
«Эврианта», «Оберон», «Швейцарское семейство», «Весталка» и «Похищение из
сераля». Несмотря на блестящий успех, Вильгельмина говорила: «Я только во
Франции ясно поняла всю особенность нашей музыки, и как бы шумно ни принимали
меня французы, для меня всегда приятнее был прием немецкой публики, я знала,
что она меня понимает, тогда как у французов на первом плане стоит мода».
В следующем году певица
вновь выступила в столице Франции в Итальянской опере. В соперничестве со
знаменитой Малибран она была признана равной. Ангажемент при
Итальянской опере много содействовал ее славе. Монк‑Мазон, директор немецко‑итальянской
оперы в Лондоне, вступил с нею в переговоры и 3 марта 1832 года ангажировал на
остаток сезона того же года. По контракту ей обещано было за два месяца 20
тысяч франков и бенефис.
В Лондоне ее ожидал
успех, с которым равнялся только успех Паганини. В театре ее встречали и
провожали аплодисменты. Английские аристократки считали своею обязанностью
перед искусством послушать ее. Без немецкой певицы невозможен был никакой
концерт. Однако ко всем этим знакам внимания Шредер‑Девриент относилась
критически: «Во время представления у меня не было сознания, что меня
понимают, — писала она, — большая часть публики только удивлялась мне
как чему‑то необыкновенному: для общества я была не более как игрушка, которая
теперь в моде и которую завтра, пожалуй, бросят…»
В мае 1833 года Шредер‑Девриент
снова отправилась в Англию, хотя в прошлом году не получила своего жалованья,
условленного в контракте. На этот раз она заключила контракт с театром «Друри‑Лейн».
Она должна была петь двадцать пять раз, получать по сорок фунтов за
представление и бенефис. В репертуар входили: «Фиделио», «Фрейшютц»,
«Эврианта», «Оберон», «Ифигения», «Весталка», «Волшебная флейта», «Иессонда»,
«Тамплиер и Еврейка», «Синяя Борода», «Водовоз».
В 1837 году певица в
третий раз была в Лондоне, ангажированная для английской оперы, в оба театра —
«Ковент‑Гарден» и «Друри‑Лейн». Она должна была дебютировать в «Фиделио» на
английском языке; эта новость возбудила величайшее любопытство англичан.
Артистка в первые минуты не могла победить смущения. В первых словах, которые
говорит Фиделио, у нее обозначился иностранный акцент, но когда она начала петь,
выговор сделался увереннее, правильнее. На следующий день газеты единогласно
объявили, что Шредер‑Девриент еще никогда так восхитительно не пела, как в этот
год. «Она победила трудности языка, — прибавляли они, — и доказала
несомненным образом, что английский язык в благозвучии настолько же выше
немецкого, насколько в свою очередь итальянский выше английского».
За «Фиделио» последовали
«Весталка», «Норма» и «Ромео» — успех был огромный. Вершиной стало выступление
в «Сомнамбуле», опере, казалось, созданной для незабвенной Малибран. Но Амина
Вильгельмины, по общему мнению, превосходила всех своих предшественниц
красотой, теплотой и правдой.
Успех сопутствовал певице
и в дальнейшем. Шредер‑Девриент стала первой исполнительницей партий Адриано в
опере Вагнера «Риенци» (1842), Сенты в «Летучем голландце» (1843), Венеры в
«Тангейзере» (1845).
С 1847 года Шредер‑Девриент
выступала как камерная певица: гастролировала в городах Италии, в Париже,
Лондоне, Праге, Петербурге. В 1849 году певицу выслали из Дрездена за участие в
майском восстании.
Только в 1856 году она
вновь стала выступать публично как камерная певица. Ее голос тогда был уже не
вполне безупречен, однако исполнение по‑прежнему отличалось чистотой интонации,
отчетливой дикцией, глубиной проникновения в характер создаваемых образов.
Из записок Клары Глюмер:
"В 1849 году
встретила я в церкви Святого Павла во Франкфурте г‑жу Шредер‑Девриент, была ей
представлена одною общею знакомой и провела с нею несколько приятных часов.
После этого свидания я долго не видела ее; я знала, что артистка оставила
сцену, что она вышла замуж за лифляндского дворянина, г‑на фон Бока, и жила то
в поместьях мужа, то в Париже, то в Берлине. В 1858 году приехала она в
Дрезден, где в первый раз я опять увидала ее в концерте одного молодого
артиста: она явилась перед публикой в первый раз после многих лет молчания.
Никогда не забуду минуты, когда высокая, величественная фигура артистки
появилась на возвышении, встреченная шумными аплодисментами публики;
растроганная, но все‑таки улыбаясь, благодарила она, вздохнула, как будто
впивая жизненную струю после долгого лишения, — и наконец запела.
Она начала с «Wanderer»
(«Скитальца») Шуберта. При первых нотах я невольно испугалась: она уже не в
состоянии петь, подумала я, — голос слаб, нет ни полноты, ни мелодического
звука. Но не дошла она до слов: «Und immer fragt der Seufzer wo?» («И всегда
спрашивает вздох — где?»), как уже овладела слушателями, влекла их за собою,
попеременно заставляя переходить от тоски и отчаяния к счастью любви и весны.
Лессинг говорит о Рафаэле, что «если б у него не было рук, он все‑таки был бы
величайшим живописцем»; точно так же можно сказать, что Вильгельмина Шредер‑Девриент
и без голоса была бы великою певицей. Так могущественно было обаяние души и
правды в ее пении, что нам, конечно, не приходилось, да и не придется услышать
что‑нибудь подобное!"
Певица умерла 26 января
1860 года в Кобурге.
Источник: Самин Д. 100 великих вокалистов. - М.:Вече, 2004.
Любите хорошую музыку? Пусть она звучит в вашем телефоне каждый день. Вы можете свои любимые рингтоны на телефон скачать бесплатно и слушать классные хиты сколько угодно и когда угодно
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вильгельмина Шредер. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.