Маркези – один из
последних знаменитых певцов‑кастратов конца XVIII – начала XIX столетия.
Стендаль в книге «Рим, Неаполь, Флоренция» назвал его «Бернини в музыке». «Маркези обладал голосом
мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой, – отмечает С.М.
Грищенко. – Его пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью».
Луиджи Лодовико Маркези
(Маркезини) родился 8 августа 1754 года в Милане, в семье трубача. Сначала он
обучался игре на охотничьем рожке. Позднее, перебравшись в Модену, учился пению
у педагога Кайрони и певца О. Альбуцци. В 1765 году Луижи стал так называемым
alievo musico soprano (младшим кастратом‑сопранистом) в Миланском соборе.
Дебютировал молодой певец
в 1774 году в столице Италии в опере «Служанки‑госпожи» Перголези с женской
партией. Видимо, весьма удачно, так как в следующем году во Флоренции он снова
исполнил женскую роль в опере Бьянки «Кастор и Поллукс». Маркези пел также
женские партии в операх П. Анфосси, Л. Алессандри, П.‑А. Гульельми. Несколько
лет спустя после одного из выступлений именно во Флоренции Келли писал: "Пел
«Sembianza amabile del mio bel sole» Бьянки с самым изысканным вкусом; в одном
хроматическом пассаже он взлетел на октаву хроматических нот, и последняя нота
была настолько изысканно‑мощной и сильной, что ее называли «бомбой Маркези».
У Келли есть еще один
отзыв об исполнительском мастерстве итальянского певца, который он оставил
после в просмотра спектакля Мысливечека «Олимпиада» в Неаполе: «Его
выразительность, чувство и исполнение в прекрасной арии „se Cerca, se Dice"
были выше всяких похвал».
Большую известность
Маркези приобрел, выступив в 1779 году в миланском театре «Ла Скала», где в
следующем году его триумф в «Армиде» Мысливечека был отмечен серебряной медалью
академии.
В 1782 году в Турине
Маркези добивается грандиозного успеха в «Триумфе Мира» Бьянки. Он становится
придворным музыкантом короля Сардинии. Певцу положено неплохое ежегодное
жалованье – 1500 пьемонтских лир. Кроме того, ему разрешено гастролировать за
границей в течение девяти месяцев в году. В 1784 году в том же Турине «музико»
участвовал в первом исполнении оперы «Артаксеркс» Чимарозы.
«В 1785 году он добрался
даже до Санкт‑Петербурга, – пишет в своей книге о певцах‑кастратах Э.
Хэрриот, – но, напуганный тамошним климатом, поспешно уехал в Вену, где
провел следующие три года; в 1788‑м он очень удачно выступил в Лондоне. Этот
певец славился своими победами над женскими сердцами и стал причиной громкого
скандала, когда Мария Косуэй, супруга миниатюриста, бросила ради него мужа и
детей и стала ездить за ним по всей Европе. Она вернулась домой только в 1795
году».
Прибытие Маркези в Лондон
произвело фурор. В первый вечер его выступление никак не могло начаться из‑за
шума и смятения, царивших в зале. Известный английский меломан лорд Маунт
Эгдкомба пишет: «В это время Маркези был очень красивым молодым человеком, с
прекрасной фигурой и грациозными движениями. Его игра была одухотворенной и
выразительной, вокальные способности совершенно неограниченными, голос поражал
своим диапазоном, хотя и был чуть глуховат. Он хорошо исполнял свою роль, но
создавалось впечатление, что он слишком любуется собой; кроме того, ему лучше
удавались бравурные эпизоды, чем cantabile. В речитативах, энергичных и
страстных сценах ему не было равных, и, будь он менее привержен мелизмам, не
всегда уместным, и обладай он более чистым и простым вкусом, его исполнение
было бы безупречным: во всяком случае, он всегда оживлен, блестящ и ярок. Для
своего дебюта он выбрал прелестную оперу Сарти „Юлий Сабин", в которой все арии
главного героя (а их много, и они очень разнообразны) отличает тончайшая
выразительность. Все эти арии мне знакомы, я слышал их в исполнении Паккьеротти
на вечере в частном доме, и теперь мне недоставало его нежной экспрессии,
особенно в последней патетической сцене. Мне казалось, что слишком цветистый стиль
Маркези повредил их простоте. Сравнивая этих певцов, я не мог восхищаться
Маркези так, как восхищался им раньше, в Мантуе или в других операх здесь, в
Лондоне. Его принимали оглушительной овацией».
В столице Англии
состоялось единственное своего рода дружеское соревнование двух известных
певцов‑кастратов, Маркези и Паккьеротти, на частном концерте в доме лорда
Бэкингема.
Ближе к окончанию
гастролей певца одна из английских газет писала: «Прошлым вечером Их Величества
и принцессы почтили своим присутствием оперный театр. Предметом их внимания был
Маркези, и герой, воодушевленный присутствием Двора, превзошел самого себя. За
последнее время он в значительной степени излечился от своего пристрастия к
чрезмерной орнаментике. Он по‑прежнему демонстрирует на сцене чудеса своей
приверженности науке, но уже не в ущерб искусству, без лишних украшений.
Впрочем, гармония звука значит для слуха так же много, как гармония зрелища –
для глаза; там, где она есть, ее можно довести до совершенства, но если ее нет,
все усилия будут напрасны. Увы, нам кажется, что у Маркези такой гармонии нет».
До конца столетия Маркези
остается в Италии одним из самых популярных артистов. А слушатели были готовы
многое прощать своим виртуозам. Не потому ли в то время певцы могли выдвигать
практически любые самые нелепые требования. Маркези «преуспел» и на этом
поприще. Вот что пишет Э. Хэрриот: «Маркези настаивал на том, что должен
появляться на сцене, спускаясь с холма верхом на лошади, обязательно в шлеме с
разноцветным плюмажем высотой не менее ярда. О его выходе должны были возвещать
фанфары или трубы, а партия должна была начинаться с одной из его любимых арий
– чаще всего „Mia speranza, io pur vorrei", которую специально для него написал
Сарти, – независимо от исполняемой роли и предлагаемой ситуации. Такие
именные арии были у многих певцов; их называли „arie di baule" – „чемоданные
арии", – потому что исполнители переезжали с ними из театра в театр».
Вернон Ли пишет: «Более
легкомысленная часть общества занималась болтовней и танцами и обожала… певца
Маркези, которого Альфьери призвал надеть шлем и отправиться на битву с
французами, назвав его при этом единственным итальянцем, который осмелился
противостоять „корсиканскому галлу" – завоевателю, хотя бы и песней».
Здесь содержится намек на
1796 год, когда Маркези отказался выступить в Милане перед Наполеоном. Что,
однако, не помешало Маркези позднее, в 1800 году, после битвы при Маренго,
стать в первых рядах приветствовавших узурпатора.
В конце 80‑х годов
Маркези дебютирует в венецианском театре «Сан‑Бенедетто» в опере Тарки «Апофеоз
Геракла». Здесь, в Венеции, идет перманентное соперничество между Маркези и
португальской примадонной донной Луизой Тоди, певшей в театре «Сан‑Самуэле».
Подробности этого соперничества можно узнать из письма венецианца Дзагурри 1790
года своему другу Казанове: «О новом театре („Ла Фениче". – Прим. авт.) –
говорят мало, главной темой для горожан всех сословий остаются отношения Тоди и
Маркези; разговоры об этом не стихнут до конца света, потому что подобные сюжеты
лишь укрепляют союз безделья и ничтожества».
А вот еще одно его
письмо, написанное через год: «Они напечатали карикатуру в английском стиле, на
которой Тоди изображена триумфатором, а Маркези – поверженным в прах. Любые
строки, написанные в защиту Маркези, искажаются или снимаются по решению
Бестеммии (специального суда для борьбы с клеветой. – Прим. авт.).
Приветствуется любая нелепица, прославляющая Тоди, поскольку она находится под
покровительством Дамоне и Каза».
Дошло до того, что стали
распространяться слухи о смерти певца. Это было сделано с целью оскорбить и
напугать Маркези. Так одна английская газета 1791 года писала: «Вчера поступили
сведения о кончине великого исполнителя в Милане. Говорится, что он стал
жертвой ревности одного итальянского аристократа, чью жену подозревали в
слишком сильном увлечении несчастным соловьем… Сообщают, что непосредственной
причиной несчастья стал яд, введенный с чисто итальянскими умением и
ловкостью».
Несмотря на происки
врагов, Маркези выступал в городе каналов еще несколько лет. В сентябре 1794
года Дзагурри писал: «Маркези должен петь в этом сезоне в „Фениче", но театр
так дурно построен, что долго этот сезон не продлится. Маркези обойдется им в
3200 цехинов».
В 1798 году в этом театре
«музико» пел в опере Цингарелли со странным названием «Каролина и Мексикоу»,
причем исполнял партию именно загадочного Мексикоу.
В 1801 году состоялось
открытие «Театро нуово» в Триесте, где Маркези пел в «Джиневре Шотландской»
Майра. Завершил свою оперную карьеру певец в сезоне 1805/06 года, а до того
времени продолжал успешные выступления в Милане. Последнее публичное
выступление Маркези состоялось в 1820 году в Неаполе.
Среди лучших мужских
сопрановых партий, исполненных Маркези, – Армида («Армида» Мысливечека),
Эцио («Эцио» Алессандри), Джулио, Ринальдо («Джулио Сабино», «Армида и
Ринальдо» Сарти), Ахилл («Ахилл на Скиросе» да Капуа).
Умер певец 14 декабря
1829 года в Инзаго, близ Милана.
Компактный ноутбук HP COMPAQ 620 (WT068ES)станет незаменимым помощником для любого делового человека. Быстрый, удобный и надежный он станет для вас настоящим другом.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Луиджи Маркези. Последний кастрат"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.