Имя итальянского певца
Скипы неизменно называют среди имен самых знаменитых теноров первой половины XX
века. В.В. Тимохин пишет: «…Скипа особенно прославился как художник‑лирик. Его
фразировка отличалась богатством выразительных оттенков, он покорял нежностью и
мягкостью звука, редкой пластичностью и красотой кантилены».
Тито Скипа родился 2
января 1889 года на юге Италии, в городе Лечче. Пением мальчик увлекался с
детства. Уже в семилетнем возрасте Тито пел в церковном хоре.
«Часто в Лечче приезжали
оперные труппы, которые набирали малышков во временный хор своего
театра, — пишет И. Рябова. — Маленький Тито был непременным
участником всех выступлений. Однажды пение мальчика услышал епископ, и по его
приглашению Скипа стал посещать духовную семинарию, где любимыми занятиями были
уроки музыки и хор. В семинарии Тито Скипа начал заниматься пением с местной
знаменитостью — певцом‑любителем А. Джерундой, а вскоре стал студентом
консерватории в Лечче, где посещал классы фортепиано, теории музыки и
композиции».
Позднее Скипа учился
пению и в Милане у видного педагога‑вокалиста Э. Пикколи. Последний помог
своему ученику дебютировать в 1910 году на оперной сцене города Верчелли в
партии Альфреда в вердиевской опере «Травиата». Вскоре Тито перебирается в
столицу Италии. Выступления в театре «Костанци» приносят молодому артисту
большой успех, что открывает ему дорогу в крупнейшие отечественные и зарубежные
театры.
В 1913 году Скипа
переплывает океан и выступает в Аргентине и Бразилии. Возвратившись домой, он
вновь поет в «Костанци», а затем в неаполитанском театре «Сан‑Карло». В 1915
году певец дебютирует в «Ла Скала» в партии Владимира Игоревича в «Князе
Игоре»; позднее исполняет партию Де Грие в «Манон» Массне. В 1917 году в Монте‑Карло
Скипа спел партию Руджеро на премьере оперы Пуччини «Ласточка». Неоднократно
артист выступает в Мадриде и Лиссабоне, и с большим успехом.
В 1919 году Тито
перебирается в США, и становится одним из ведущих солистов Чикагского оперного
театра, где поет с 1920 по 1932 год. Но тогда же он часто гастролирует в Европе
и других городах Америки. С 1929 года Тито периодически выступал в «Ла Скала».
Во время этих поездок артист встречается с выдающимися музыкантами, поет в
спектаклях под управлением крупнейших дирижеров. Приходилось Тито выступать на
сцене и вместе с самыми известными вокалистами того времени. Часто его
партнером была известнейшая певица А. Галли‑Курчи. Дважды Скипе посчастливилось
петь вместе с Ф.И. Шаляпиным, в опере Россини «Севильский цирюльник» в «Ла
Скала» в 1928 году и в театре «Колон» (Буэнос‑Айрес) в 1930 году.
Встречи с Шаляпиным
оставили неизгладимый след в памяти Тито Скипы. Впоследствии он писал: «На
своем веку я встречал немало выдающихся людей, великих и гениальных, но Федор
Шаляпин возвышается над ними, как Монблан. В нем сочетались редкие качества
большого, мудрого артиста — оперного и драматического. Не каждое столетие дает
миру такого человека».
В 30‑е годы Скипа
находится в зените славы. Он получает приглашение в «Метрополитен‑опера», где в
1932 году с огромным успехом дебютирует в «Любовном напитке» Доницетти, став
достойным продолжателем традиций прославленного Беньямино Джильи, незадолго до
этого ушедшего из театра. В Нью‑Йорке артист выступает до 1935 года. Еще один
сезон он пел в «Метрополитен‑опера» в 1940/41 году.
После Второй мировой
войны Скипа выступает в Италии и во многих городах мира. В 1955 году он
оставляет оперную сцену, но остается в качестве концертного исполнителя. Много
времени уделяет общественно‑музыкальной деятельности, передавая свой опыт и
мастерство молодым певцам. В разных городах Европы Скипа руководит вокальными
классами.
В 1957 году певец
гастролирует в СССР, выступив в Москве, Ленинграде и Риге. Тогда же он
председательствует в жюри конкурса вокалистов VI Всемирного фестиваля молодежи
и студентов в Москве.
В 1962 году певец
совершил прощальное гастрольное турне по США. Скипа умер 16 декабря 1965 года в
Нью‑Йорке.
Видный итальянский
музыковед Челетти, написавший предисловие к мемуарам Скипы, опубликованным в
1961 году в Риме, утверждает, что этот певец сыграл заметную роль в истории
итальянского оперного театра, своим искусством оказав влияние на вкусы публики,
на творчество своих коллег исполнителей.
«Уже в 20‑е годы он шел
впереди запросов публики, — отмечает Челетти, — отказавшись от
банальных звуковых эффектов, славясь прекрасной простотой вокальных средств,
бережным отношением к слову. И если верить, что бельканто — это пение
органичное, то Скипа — идеальный его представитель».
«Репертуар певца
определялся характером его голоса, мягкого лирического тенора, — пишет И.
Рябова. — Интересы артиста в основном сосредоточивались на операх Россини,
Беллини, Доницетти, на некоторых партиях в операх Верди. Певец‑художник
огромного дарования, обладавший необыкновенной музыкальностью, великолепной
техникой, актерским темпераментом, Скипа создал целую галерею ярких музыкально‑сценических
образов. Среди них — Альмавива в „Севильском цирюльнике" Россини, Эдгар в
„Лючии ди Ламмермур" и Неморино в „Любовном напитке" Доницетти, Эльвино в
„Сомнамбуле" Беллини, Герцог в „Риголетто" и Альфред в „Травиате" Верди. Скипа
известен и как замечательный исполнитель партий в операх французских
композиторов. Среди его лучших созданий — роли Де Грие и Вертера в операх Ж.
Массне, Джеральда в „Лакме" Л. Делиба. Артист высокой музыкальной культуры,
Скипа сумел создать незабываемые вокальные портреты в операх В.‑А. Моцарта».
Как концертный певец
Скипа прежде всего исполнял народные испанские и итальянские песни. Он один из
лучших исполнителей неаполитанских песен. После его смерти записи артиста
постоянно включаются во все звучащие антологии неаполитанской песни, выходящие
за рубежом. Многократно записывался Скипа на грампластинки, — так, с его
участием полностью записана опера «Дон Паскуале».
Высокое мастерство
продемонстрировал артист и снимаясь в многочисленных музыкальных фильмах. Один
из таких фильмов — «Любимые арии» — демонстрировался на экранах нашей страны.
Скипа получил известность
и как композитор. Он автор хоровых и фортепианных сочинений, песен. Среди его
крупных сочинений — месса. В 1929 году он написал оперетту «Принцесса Лиана»,
поставленную в Риме в 1935 году.
Источник:Д. Самин 100 великих композиторов. - М.: Вече; 2004. - С. 14-18.
Вы можете скачать альбом любимого исполнителя бесплатно по прямой ссылке. Только качественная музыка mp3.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Тито Скипа. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.