Галина
Павловна Вишневскаяродилась 25 октября 1926 года. Еще в детстве девочка была
брошена непутевой матерью, укатившей с очередным любовником, и пьяницей отцом.
Галину воспитывала бабушка. Жили они в Кронштадте.
Она сама
себя воспитала, рано повзрослев. Оказавшись в кольце блокады, девочка выжила,
потеряв единственного близкого человека – бабушку. Ее взяли в команду МПВО,
чистившую пожарные трубы, канализацию, разбиравшую дома на топливо. Работа
давала немного хлеба; подкармливали и моряки.
Галина
отличалась особой красотой: смоляные густые волосы, яркие чувственные губы,
мягкий овал лица, гармоническая стройность фигуры. Вольная как птица, она
любила одно – петь. Убегала к заливу и пела все, что слышала по радио, на
демонстрациях, у соседок. От природы Галина обладала естественной постановкой
голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица.
Ей еще
не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской офицер
Вишневский, и она вышла за него замуж, задумав стать певицей. Брак не удался,
распался очень быстро, и Галина в 1944 году смогла устроиться в областной
ансамбль оперетты. Ездили по воинским частям, колхозам, селам, играя оперетты
Кальмана, Оффенбаха, Стрельникова. Условия были трудными: «Спали вповалку, где
придется… Играли каждый день в промерзлых клубах – на стенах снег. Платили мне
семьдесят рублей в месяц». Но причастность к музыке, вхождение в новый мир
казались ей благом.
Она
поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел
испортить ее природные вокальные данные: верхние ноты пропали, и Галю уверили,
что она поет меццо‑сопрано. С этим она и пришла к скромной учительнице –
восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения за
рубль в час. Гале повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не
появилось других талантливых певцов‑профессионалов, в голосе Вишневской смогла
не только разобраться, но ощутить его особенности, физиологию и показать безошибочные
приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную пользу.
Открылись верха, и Гарина определила решительно: «У тебя сопрано. Лирико‑драматическое.
Будешь петь сопрано». И предсказала: «В опере. У тебя звезда на лбу».
О такой
карьере Вишневская не мечтала и продолжала кочевать, выступая в роли субреток.
В нее влюбился директор ансамбля оперетты – Марк Ильич Рубин. Он был старше
Вишневской на двадцать два года. В 1945 году у них родился сын и умер
двухмесячным от пищевого отравления. Так восемнадцатилетняя женщина познала
материнское горе. Жилось
скудно, и Вишневская, не привыкшая беречь себя, заболела туберкулезом. Муж
собрал денег и отправил ее в санаторий. Врачи петь запрещали, а она пела.
Однажды,
гуляя по Невскому проспекту, она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств
молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра. Терять
было нечего, и Вишневская отправилась на прослушивание не без колебаний, спела
и, к собственному изумлению, прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве.
Природный голос, драматический талант, внешние данные сыграли свою роль: из
всего всесоюзного конкурса она была единственной принятой в Большой театр.
Скрыв в анкетах арест отца, Вишневская предстала перед отделом кадров Большого
театра как дитя трудового народа.
Режиссер
Большого театра Борис Александрович Покровский позже говорил:
"Она
откуда‑то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно‑негаданно, никому не
известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал! Совершенно готовая
для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли;
совершенно готовая для любого концерта, любой репетиции; совершенно готовая для
того, чтобы мгновенно стать лидером актерского цеха прославленного Большого
театра. Совершенно готовая!..
Как
будто кто‑то свыше для проверки нашего художественного чутья и справедливости
заслал к нам молодую, красивую, умную, энергичную женщину с экстраординарными
музыкально‑вокальными данными, уже кем‑то, когда‑то отработанными,
отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом,
природным сценическим самочувствием и ядовито‑дерзкой правдой на устах.
Актриса!"
К ней
отнеслись в театре с симпатией. Ее поддержали и сразу ввели в труднейшую
премьеру: поручили партию Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». За «Фиделио»
последовало участие в «Евгении Онегине», «Снегурочке», «Травиате», «Аиде», и
все с большим успехом. Публика
заметила красивую певицу с чистым, серебристым голосом, действовавшую на
оперной сцене с удивительной гибкостью и естественностью, ощущавшую оперу как
яркую драму, певшую сильно и свободно. Скоро она становится ведущей солисткой
Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано – Лизу в «Пиковой
даме» П. Чайковского, Эльзы в опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера, Аиду и Травиату в
одноименных операх Дж. Верди, Тоску в опере Д. Пуччини. Певица стала первой
исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».
В 1955
году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе
происходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там она познакомилась с
известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который
участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов.
Вишневская
вспоминала: «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные
героини. Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас
удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудренной жизненным опытом
женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои
чувства, так долго бродившие во мне, устремились ему навстречу».
Летом
1955 года они поженились. В 1956 году родилась дочь Ольга. Много пережившая,
имевшая такой трудный женский опыт, Вишневская, на удивление всему театру, где
именитые солистки, сберегая голос и карьеру, в лучшем случае ограничивались
одним ребенком или оставались бездетными, решилась на вторую беременность и
снова, используя свою физическую закаленность, вынашивала ребенка, не покидая
работы: родилась вторая дочь – Елена.
Это было
время больших успехов Вишневской в театре. Она овладела многими ведущими
сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры:
всесильный А. Мелик‑Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее
Вишневская называла 50–60‑е годы лучшими в своем творчестве.
Режиссер
Большого театра Б.А. Покровский пишет:
"Слияние
таланта с любимым трудом делало карьеру Вишневской в театре искрометной и
естественной. У
каждого таланта есть свои опасности. Творчеству Вишневской часто мешала легкая,
быстро ударяющая подражательность, снова хамелеонство! Отсюда разное качество
ролей: а) созданные роли, б) исполненные роли. Одни – ее открытия, часто
уникальные для себя и для нас, другие – хорошо, мастерски исполненные,
приносящие шумный успех у привыкших к определенному стандарту меломанов. К первым
принадлежит Купава, которую актриса никогда раньше на сцене не видала. Здесь
она участвовала в подготовке нового спектакля, а для настоящих артистов это
намного предпочтительнее, чем ввод в уже готовый, давно идущий. Это было
сжигающее всех любвеобилие. Фиделио – новое, совершенно не похожее на немецкую
традицию создание.
Катарина в опере В. Шебалина «Укрощение строптивой» была
новостью, ибо она была не столько строптивая, сколько умная и честная! Полина
(опера С. Прокофьева «Игрок») – мятущаяся гордячка, заблудившаяся в
обстоятельствах любви и чести. Катерина Измайлова (в кино) – женская тайна,
недоступная даже для нее самой. Наташа Ростова – неизведанный мир радостей и
разочарований. Все заново. Но вот
Виолетта, Баттерфляй, Марфа, Маргарита были хорошими, но уже прочитанными
книгами. Даже ее знаменитая Аида иногда грешила предрасположением к принятому
штампу. В этих ролях она имела большой успех и с удовольствием хамелеонствовала
в принятых «звездами» условиях. Здесь предлагаемые обстоятельства: «Я –
знаменитая артистка!» – рождали неизменный восторг зрителей. Г.П.
Вишневская сполна ощущала разницу между созданием долгой и кропотливой работой
своего образа и высокого сорта штампом в известном, проверенном, наверняка
приносящем успех репертуаре".
В 60‑е
годы три поездки Галины в США и ряд других гастролей прошли уже с Ростроповичем
как пианистом. Триумф был общим. Полученные гонорары позволяли привозить семье
все – от питания до материала для покрытия крыши на даче – и избавляли от
бытовых тягот. Вместе с
Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Шостаковича, стала первым
интерпретатором многих его вокальных сочинений, посвященных ей, и это ввело ее
имя в историю советского композиторского творчества.
Творческая
и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в
конце 60‑х годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с
писателем А. Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и
начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче. С этого
времени не стало покоя и Вишневской с Ростроповичем. Им устроили настоящую
травлю: срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать в
зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале
Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уезжают из СССР за границу.
«Именно
ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР
тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно
угасать, близко подходя к трагической развязке… Галина Вишневская в это время
своей решительностью спасла меня», – говорит Ростропович.
Двадцать
шестого мая Галина, Ирина Шостакович и несколько близких учеников и друзей
проводили Ростроповича в аэропорт. Ростропович
и Вишневская официально значились в зарубежной творческой командировке сроком
на два года, имели советские паспорта и формально даже сохраняли свои
московские служебные места: Вишневская – в Большом театре, Ростропович – в
консерватории.
Первый
за рубежом концерт спела Вишневская – по контракту, заключенному ранее еще
Госконцертом. В Монако в театре у княжеского дворца она исполнила под
аккомпанемент Ростроповича программу романсов и арий. В январе
1975 года Ростроповича и Вишневскую пригласили на гастроли в Израиль, где
русское музыкальное исполнительство всегда высоко ценили. В то
время как многие другие семьи не выдерживали испытания эмиграцией и распадались
из‑за обострявшихся противоречий, союз Ростроповича и Вишневской трудности
наоборот укрепляли. На чужбине Ростропович особенно ощутил значение в своей
жизни такой надежной опоры: рядом женщина, понимающая его характер; артистка, с
ним сотрудничающая; мать его дочерей, умеющая находить общий язык с ними,
повзрослевшими, строптивыми; умелая хозяйка с хорошим вкусом. Она не стесняет
его свободу. Эмиграция не укротила ее непримиримого нрава, но научила выдержке;
никто и никогда не распознал бы в красивой, элегантной, сдержанной на людях
даме озлобленную сиротством кронштадтскую девчонку.
В 1978
году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства. Тогда же они
купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович
стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Галина
Вишневская говорит в своих воспоминаниях о том, что жить в разных странах ей
всегда интересно, поскольку это расширяет кругозор, позволяет выступать в
разных творческих коллективах, с разными партнерами и обогащает репертуар.
Певица пела в столице США в премьерах «Ребенок зовет» Ландовского (1979), «Te
Deum» Пендерецкого (1981), «Иоланта» (1981), «Реквием» Пендерецкого (1983). В
1983 году выступила в Экс‑ан‑Провансе в спектакле «Тюрьма» Ландовского.
Тогда же
в середине восьмидесятых, находясь в расцвете своего дарования, Вишневская
покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене
«Гранд‑опера» в Париже. После этого занималась преподавательской деятельностью
и выступала как драматическая актриса. Ранее Вишневская попробовала сниматься в
кинематографе – в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Д.
Шостаковича.
Беды
родной страны по‑прежнему волновали Вишневскую и Ростроповича. Когда в 1988
году произошло страшное землетрясение в Армении, они организовали в Лондоне
благотворительный концерт. На нем Вишневская пела романсы Чайковского.
В январе
1990 года супругам вернули российское гражданство. И вскоре они смогли
вернуться на родину. Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в
Ленинграде, где Вишневская успела съездить в родной Кронштадт на могилу
бабушки. В марте
1992 года Большой театр исправляет несправедливость по отношению к Вишневской:
сорокапятилетию ее творческой деятельности посвящается огромный концерт, ей
символически возвращается пропуск в родной театр, ею учреждается фонд для
помощи ветеранам сцены. Туда она вносит все деньги, полученные за русский
перевод ее книги «Галина», изданной в пятнадцати странах. В Москву съезжается
вся семья: сам Ростропович, дочь Елена с четырьмя детьми, в том числе
двухмесячным Александром, ожидающая ребенка Ольга.
Вишневская
создала и возглавила пенсионный фонд. В 1992 году сыграла драматическую роль в
фильме режиссера А. Белинского «Прощальный бенефис» по пьесам А. Островского. В
середине 90‑х годов по книге певицы «Галина» композитор Мишель Ландовский создал
одноименную оперу и пригласил Вишневскую помочь в постановке. Премьера этой
оперы состоялась в Лионе.
В
сентябре 2002 года исполнилась мечта Вишневской – открылся Центр вокального
искусства. Здесь недавние выпускники консерваторий имеют теперь возможность
подготовиться к профессиональным выступлениям на оперной сцене.
Для настоящих киноманов - все новинки современного кино. Киноафиша Киева и других городов Украины. Анонсы фильмов, биографии любимых актеров, информация о кинотеатрах.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.