Добавить компанию




ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ЖАНРЫ
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
ВОКАЛИСТЫ
ХОРЫ
ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
УРОКИ ВОКАЛА
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА
ХОРОВЕДЕНИЕ
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА » ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА




Строение голосового аппарата и роль его частей в процессе голосообразования

Просмотров: 10642 | Рейтинг: 1.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:


В Древней Греции и Древнем Риме в области театрального искусства, поэзии, литературы, скульптуры уже существовали теоретические обоснования эстетических принципов, создавались описания техник и методик. Что касается изучения процесса пения, то оно отставало от других видов искусств, а исследование физиологии, анатомии голосового аппарата шло еще более медленными темпами. Постижение процесса певческого голосообразования имеет свою историю.

Греческий врач Гиппократ экспериментальным путем установил, что при повреждении дыхательного горла голос перестает звучать. На этом основании он сделал вывод, что дыхание и голос зависят друг от друга. Римский врач Гален исследовал анатомию гортани и ввел два названия основных хрящей гортани, которые сохранились и используются доныне. Это — перстневидный и щитовидный хрящи. Им же было отмечено, что в гортани имеется голосовая щель, которая при звучании сужается, а при вдохе расширяется. Гален писал, что сила голоса зависит от силы дыхания. В его работах содержутся рассуждения о связи пения и ораторской речи. Наблюдения и выводы, сделанные Галеном, актуальны и по сей день. Еще в эпоху Возрождения ученым было известно, что в человеческом голосе есть музыкальные гармонические звуки и шумы, из которых состоят согласные.

Благодаря Леонардо да Винчи (1452-1512) появились рисунки, изображающие строение гортани, мышцы и связки, участвующие в процессе голосообразования. С XVI века в Италии в связи с развитием способов создания музыкальных инструментов возникает повышенный интерес к человеческому певческому голосу. Появляются сольные певцы, педагоги и научные труды. В изучении анатомии человеческого тела многое делает А. Везалий (1514-1564). Выходят в свет научные труды певцов, композиторов и педагогов: Дж. Царлино (1558), Л. Цаккони (1596), Дж. Каччини (1601). Уже в их работах вводятся и используются понятия «головного» и «грудного» резонирования, обсуждаются проблемы интонирования звука, сохранения правильной формы произношения гласных звуков.

В XVIII веке в Италии расцветает новый музыкальный жанр — опера, который стимулирует появление новых вокальных школ, педагогов и певцов. Параллельно этому изучается голосообразование. В ряде научных трудов уже в это время высказываются предположения, что деятельность желез внутренней секреции и биохимия крови влияет на технику и тембр голоса, а анатомия, физиология органов дыхания обусловлены с работой мозга. XVII-XVIII века — время царствования на сцене певцов-кастратов, о виртуозности голосоведения которых мы можем судить по нотным примерам. Наблюдение за развитием организма и голоса таких певцов позволили сделать вывод о том, что именно железы внутренней секреции, и в частности половая железа, ответственны за развитие голосовых органов. К концу XVIII века Берар (1710-1772) вводит понятие о длине и толщине голосовых связок, их вибрации. Дыханию он отводит роль; смычка, который скользит по связкам-струнам.

Физиолог Морганьи (1682-1771) отметил, что в гортани человека имеются истинные и| ложные голосовые связки. У педагогов пения эпохи Возрождения имеются указания на то, что нельзя брать дыхание в середине слова, обосновывается место речитатива с точки зрения сюжетной линии и I смысловой нагрузки. Упражнениям отводится особая роль в достижении совершенства голосовой техники. В начале XIX века в вокальной педагогике происходят значм тельные открытия. Во Франции появляются серьезные научные труды по технике и физиологии пения. Так, в Парижской консерватории называют основным для певца тип дыхания со втянутым животом и усиленно поднимающейся (при вдохе) грудью, выдох должен сопровождаться плавным опусканием грудной клетки, без толчков. Этот тип дыхания впоследствии был назван грудным (реберным, костальным). В 1846-1856 годах выходят в свет исследования Мануэля Гарсиа-сына (1805-1908). Благодаря его изобретению гортанного зеркала {ларингоскопа), появилась возможность изучать голосовые связки во время их действия.

М. Гарсиа фиксирует механизм колебательного движения голосовых связок, указывая на то, что характер колебаний зависит от высоты издаваемого звука. Им были введены пропорции, связывающие голос с акустическими явления ми, и, таким образом, появились числовые выражения свойств звука. Кроме того, М. Гарсиа вводит понятие атаки звука, которая определяется им как момент и тип смыкания связок, настроенных на определенную высоту ноты. Он утверждает, что характер смыкания зависит от подскладочного (подсвязочного) давления воздушной струи. Он также изучает работу надгортанника, от положения которого зависит свобода или сдавленность голоса, и вводит понятие надставной трубы, участвующей в формировании разных тембров голоса. В вокальной педагогике ему принадлежит утверждение о необходимости научить певца свободно открывать глотку и сохранять низкое положение гортани.

Под влиянием идей доктора Мандля, высказанных им в книге «Гигиена голоса», М. Гарсиа меняет утверждение о пении на грудном дыхании и склоняется в сторону применения грудо-брюшного. В то же время (второе десятилетие XIX века) выходит книга физиолога и физика Г. Гельмгольца (1821-1894). Он рассматривает надставную трубу как резонаторную полость, где усиливаются или ослабляются отдельные компоненты первичного или натурального тона и происходят модуляции голоса. Также он изучил работу уха и описал его роль в формировании звука. Исследования Г. Гельмгольца продолжили физиолог И.П. Павлов и Л.А. Андреев. Их опыты подтвердили теорию слуховых ощущений и определили роль центральной нервной системы в процессе голосообразования.

Органы дыхания
(полости носа, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма)


Дыхание — основа основ академического пения. В этой связи примечательно высказывание Ф. Ламперти: «Школа пения есть школа дыхания». К органам дыхания относятся: полости носа, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Трахея, имеющая длину около 15 см и состоящая из хрящей и выстланная внутри слизистой, опускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи, которые, разветвляясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легочной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. В стенках мелких бронхов и бронхиол хрящей нет совсем, их место занимают гладкомышечные волокна, деятельность которых управляется вегетативным отделом нервной системы и воле человека не подчиняется. При беге бронхи максимально раскрыты, а когда человек спит, они сужены. Легочная ткань напоминает губку. Эластичность легких важна для понимания механизма выдоха.

Легкие одеты плеврой. Нижние поверхности легких прилежат к перегородке — диафрагме. Вдох происходит путем расширения грудной клетки и опускания диафрагмы. Вдох производят мышцы-вдыхатели. Диафрагма при вдохе опускается вниз, при выдохе — поднимается куполообразно вверх. Выдох осуществляют мышцы-выдыхатели. Мышцы вдоха и выдоха работают по принципу антагонистов. Задача обучения правильной работе дыхания может быть сформулирована так: научить мышцы-вдыхатели главенствовать нал мышцами-выдыхателями, то есть нужно научиться петь, как говорят педагоги, на вдохе и сохранять во время пения вдыхательную установку. Типы дыхания: грудное, брюшное, нижнереберно-диафрагматическое, ключичное Немного истории. В XVII и XVIII веках в трудах П. Този и Д. Манчини содержатся требования по владению дыханием: не переполнять воздухом легкие, расходовать воздух экономно, не оставаться без запаса дыхания и искусно его набирать. В эпоху бельканто певцы удивляли публику виртуозной техникой и долгим дыханием.

Так, певцы-кастраты могли петь двухоктавную хроматическую гамму с трелью на каждой ноте. А сама трель была развита настолько, что певцы умели делать ее более 8-ми видов. В старой итальянской школе был принят грудной (костальный, реберный) тип дыхания, при котором грудная клетка расширяется вдохом, живот при выдохе втягивается, грудная клетка при выдохе спадает плавно, ди афрагма во вдохе почти не принимает участия. Правильность звукообразования можно было увидеть и услышать по длине дыхания. Мастера старой итальянской школы предлагали следующий метод проверки работы дыхания: на зажженной свече, которая держалась на уровне рта поющего, при экономном и плавном певческом выдохе пламя либо не должно было колебаться, либо его отклонение в одну сторону должно было сохраняться постоянным. По мере развития жанра оперы и видов вокального музицирования изменяется и тип дыхания: оно углубляется, вдох становится более полным. Педагог Ф. Ламперти описывает нижнереберно-диафрагматический (костабдоминальный) тип дыхания, при котором грудная клетка при вдохе расширяется, нижние края ребер расходятся в стороны, диафрагма опускается, брюшная стенка выдвигается вперед.

Этот тип пения становится наиболее применимым начиная с середины XIX века — времени вокальной реформы. Виртуозное пение кастратов сменяет стиль большой французской оперы. Увеличивается состав и сила звучания оркестра, повышается тесситура вокальных партий, увеличивается диапазон. А потому потребовались приемы владения голосом большого диапазона, ровного, без регистровых переходов (ранее разрешенных при пении), выдерживающим высокую тесситуру и обладающим большой силой звучания. При брюшном типе дыхания грудная клетка остается неподвижной, живот же выпячивается вперед, выдох осуществляется движением диафрагмы. Заметим, что у новорожденных мальчиков — брюшной тип дыхания, у девочек — грудной. Ключичное дыхание бывает, как правило, у детей и подростков.

При этом типе дыхания вдохом расширяется и поднимается верхняя часть грудной клетки, даже плечи, живот при вдохе втягиваются, но] диафрагма почти не задействована. Правильно владеть голосом можно при любом типе дыхания. Более того, исполнение музыки разных стилей предполагает и допускает использование соответствующего времени типа дыхания и комбинации разных типов дыхания. М. Гарсиа экспериментально установил, что расход дыхания зависит от работы голосовых связок. Современные исследования указывают на то, что гортань связана нервными возбудителями с мышцами-вдыхателями.

Движение и работу брюшной стенки и грудной клетки можно фиксировать методом пневмографии. Пневмограммы выдающихся профессиональных певцов показывают, что они обладают плавным вдохом, при выдохе происходит постепенное спадание грудных и брюшных стенок. Дыхания после вдоха у таких певцов хватает на выпевание длинных фраз. У некоторых певцов было отмечено, что грудная и брюшные стенки не спадают во время выдоха, а, наоборот, расширяются или остаются в положении вдоха. Это явление было названо исследователем Л.Д. Работновым парадоксальным дыханием. У начинающих певцов спадание грудной и брюшной стенок (если она вообще задействована) идет толчками, неравномерно, причем процесс спадания брюшной и грудной стенок зависит от выпеваемой гласной. Приведем несколько высказываний певцов, о том, кто и как дышит при пении. «Пойте хорошо, а дышите так, как это вам удобно»; «Дышите хорошо», — говорят педагоги Италии. По части используемых типов дыхания мнения педагогов расходятся. И. Прянишников считал, что дыхание должно быть только диафрагматическим, О. Сеффери настаивает на пении с применением брюшного дыхания.

Джулия Семионато, выдающееся итальянское меццо-сопрано, говорит: «В своем пении я всегда следовала и следую принципу естественности, натуральности. Это относится и к вопросу о дыхании. Я считаю, что для пения нельзя делать ничего искусственного, специального. Нельзя прививать никаких специальных способов дыхания, надо только следовать природе, естественности. Я могу сказать только, что дышу в пении также натурально, как и в речи». Вот противоположное мнение педагога Сесто Брускантини: «Пение это вовсе не натуральная вещь, как многие думают. Это все очень искуственно, найдено, приспособлено, развито... Только настоящая учеба вырабатывает определенные привычки, навыки пения...только, когда меня научили пользоваться дыханием, я моментально почувствовал облегчение».

И. Бараш

P.S. Известно, что маленькие собачки мальтезе радовали известных оперных примадонн и часто сопровождали их на светских раутах. Почему же именно эту пушистую малышку выбирали в компаньоны королевы и принцессы крови? Мальтийская болонка обладает идеальным нравом и искренне любит свою хозяйку. А когда она поет и музицирует на фортепиано мальтезе забавно подпевает в унисон.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Строение голосового аппарата и роль его частей в процессе голосообразования" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2011-03-10


Теги: вокальная грамота

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0