Многие люди в
немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем
виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких
секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся
внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь
вспоминаем голос.
РОЛЬ
ГОЛОСА
Ваш голос важен
так же, как ваша внешность, манеры, текст вашего выступления. Это тот
инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории.
Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и
речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их в
чем-то, завоевать их голоса и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить
их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос - могущественный инструмент.
Всегда следует
помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный
голос.
Мы живем в век
микроволновой и спутниковой связи, когда голоса транслируются по всей стране и
даже по всему миру. Каждого человека могут "катапультировать" в эфир,
его голос услышат миллионы. Руководитель или специалист, участвующий в
телеконференции, передаваемой по спутниковой связи, посылает свой голос в
бесконечность.
Неприятный голос
может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все
ваши достоинства. Представьте себе могучего атлета с писклявым, тонким голосом
или преуспевающего финансиста с резким, гнусавым произношением. Вспомните,
насколько раздражает голос коммивояжера при разговоре по телефону или через
дверь, когда вас отрывают от обеда и, ноя, буквально умоляют сделать покупку.
Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.
Иначе говоря, ваш
голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.
Кроме того,
сознание того, что у вас хороший голос , придаст вам уверенности и даст
возможность легко раскрывать перед собой двери.
Почему мы с
абсолютным доверием слушаем некоторых телекомментаторов? Почему некоторые из
них остаются фаворитами на долгие годы? Частично это происходит благодаря
мелодичному, низкому, спокойному голосу, лишенному раздражающих нот. Просто
привлекательные внешне телеобозреватели довольно быстро уходят с экрана.
Остаются обладатели красивых, аристократических голосов. Разумеется, все они
выдающиеся журналисты и корреспонденты. Но дать тот же самый репортаж резким,
грубым, гнусавым голосом - значит не выжить в конкурентной борьбе в тележурналистике.
Есть другая
категория людей, голоса которых вызывают традиционное восхищение. Это дикторы
классических музыкальных радиостанций. Эти люди часто обладают приятным
произношением. Несмотря на то, что многие из них имеют хорошие голоса от
природы, они много и сознательно работают над ними.
Перейдем к
деловому миру. Почему многие компании не жалеют денег на то, чтобы посылать
своих сотрудников на семинары или частные курсы по постановке голоса ?
Потому что компании хотят, чтобы их руководители, торговые представители,
сотрудники, ответственные за внешние связи, были хорошими ораторами. Для этого
необходимо правильное произношение, четкая артикуляция, хорошая постановка
голоса. Руководители должны легко находить контакт с разными людьми и уметь
говорить в разных ситуациях - от деловых завтраков до презентаций и лекций.
Кроме того, клиенты и покупатели охотно слушают - и не отключаются - если
докладчик имеет приятный голос. Это качество может иметь важное значение для
достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания
определенного имиджа.
Не важно, какой
голос у вас от рождения. Благодаря практике вы сможете приобрести такой голос,
которого по справедливости заслуживают ваше профессиональное мастерство и ваша
яркая индивидуальность. Вы можете избавиться от иностранного или местного
акцента, если будете строго следить за правильностью произношения. Можно
избавиться от гнусавых звуков, если умело пользоваться голосовым аппаратом. Вы
можете научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Вы
можете развить резонансные колебания в груди и научиться говорить так, чтобы
вас слышали в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения с вашей
стороны. Наконец, вы можете научиться не бубнить как пономарь, а превратиться в
красноречивого, искусного оратора.
Все это
действительно в ваших силах. Настоящая глава посвящена тому, каким образом
этого добиться.
СТРУКТУРА
ГОЛОСА
В начале
шестидесятых годов, когда я была режиссером радио- и телестудии Университета
Джорджа Вашингтона в городе Вашингтоне, округ Колумбия, председатель
департамента обучения правильной речи попросил меня помочь ему подготовить к
выступлению на телевидении нескольких известных людей, научить их правильно
пользоваться голосом. Несколько лет спустя, после его смерти, я осталась
единственным преподавателем и в силу обстоятельств была вынуждена довольно
глубоко изучить все аспекты, связанные с голосом, чтобы продолжать свою работу.
В дополнение к тому, что я уже знала, я прочитала все учебники, которые только
могла достать, и проконсультировалась с выдающимися специалистами по постановке
голосов.
В результате я
поняла, что голос не просто "исходит из отверстия на лице". Голос -
это нечто неизмеримо большее. При правильном использовании голоса в речь
вовлекается все тело, от макушки до пяток. Все тело является как бы музыкальным
инструментом, порождающим ваш голос.
Для того чтобы
задействовать весь голосовой аппарат , необходим воздух, поставляемый
легкими. При спокойном разговоре с другом вы только слегка наполняете воздухом
верхушки легких - вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но для того
чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое
расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение
для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают ваши
легкие, сквозь горло и губы.
В этой главе вы
узнаете, как много может вам дать правильное дыхание, поскольку оно питает
кислородом мозг, поддерживает речевой процесс, успокаивает вас и сообщает
чувство уверенности, которое вы передаете своей аудитории.
При произнесении
речей довольно важную роль играют мышцы ног. Они позволяют вам правильно
расположить тело и сохранить прямую осанку. Правильная осанка важна для хорошей
работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом. Хорошая работа сердца
не дает крови слишком приливать к ногам под действием силы тяжести.
Почему ходьба
успокаивает? Активная деятельность поддерживает работу сердца. Почему люди
часто начинают ходить из угла в угол, когда они обеспокоены, неуверены, ожидают
какого-то важного сообщения?
Для того чтобы
понять это, вспомните стереотипный образ будущего отца в одном из старых
фильмов - в те времена, когда мужчинам не разрешалось присутствовать при родах
- он ходит по комнате, нервно курит, ожидая появления ребенка. Или представьте
себе кандидатов на получение призов или наград, которые ждут, когда будет
объявлен победитель: многие из них также беспрерывно ходят.
Если вы бывали за
кулисами в театре , то могли заметить, что многие артисты и певцы
расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова
своей роли; таким образом они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они
даже потирают руки несколько преувеличенным жестом. Это тоже способствует
прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи - всех тех мышц, которые
опосредованно связаны с голосом.
Ваша осанка
зависит от того, насколько плотно ваши пятки упираются в пол. Равномерно
распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову.
Таким образом вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат. От
пяток до макушки все ваше тело участвует в создании резонанса для вашего
красивого голоса.
Весь этот
уникальный инструмент принадлежит только вам. Только вы можете им воспользоваться.
Прослушайте запись своего голоса. Вам понравилось? Или вы воскликнули:
"Неужели это мой голос?" Возможно, в глубине души вы осознаете, что
могли бы говорить лучше, но просто не знаете как. Возможно, вам уже ясно, что
нужно как-то изменить свой голос.
Когда вы поймете,
какие основные элементы участвуют в формировании голоса , вы сможете
выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего
организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное
дыхание поддерживает весь процесс; гортань проталкивает воздух сквозь
вибраторы, резонирующие ткани и полости; артикуляторы позволяют произносить
звуки и слова.
В конце концов вы
освоите правильное произношение и не будете думать о том, как это
делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это
умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим
друзьям и вашим слушателям.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГОЛОСА
Вот список
некоторых симптомов того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует
заняться ею:
Слушатели часто
просят вас повторить только что сказанные вами слова.
Люди замечают у вас идиосинкразию к публичным выступлениям.
1.У вас заметный акцент.
2.В микрофоне звук "п" у вас звучит глухо,
неприятно и искусственно.
3.У вас устает горло после десятиминутного разговора.
4.У ваших слушателей через некоторое время начинает
блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
5.Вы теряете контроль над голосом в конце длинного
предложения.
6.Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь
руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи
этого не скажешь.
7.У вас солидная внешность, но голос звучит слишком
молодо.
8.Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно
бессознательно, повторяете словечки или фразы, вроде "гм",
"ну", "так", "знаете ли" или "угу".
9.Вы имеете привычку вздыхать, всасывать внутреннюю
часть щеки, щелкать языком или иным образом надоедать слушателям.
10.Вам не нравится собственный голос и никогда не
нравился.
Прочитайте
этот список, подумайте о своем голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели
бы обладать, но не обладаете.
А вот список
наиболее распространенных определений неприятного или плохого голоса.
Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные
свойства, от которых вы хотели бы избавиться.
Характеристики
плохого голоса
гнусавый;
резкий или скрипучий;
хриплый;
дрожащий;
высокого тембра или пронзительный;
плаксивый;
с одышкой;
робкий;
отрывистый;
слишком громкий;
слишком тихий и неслышный;
бесцветный;
помпезный;
саркастический тон;
неуверенный;
монотонный;
напряженный;
слабый;
скучный.
КАЧЕСТВО
ГОЛОСА
Резонанс
Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс - это результат
вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и
грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание.
Представьте, что
ваши голосовые связки - это струны музыкального инструмента, а воздух в вашей
груди - это элемент, обеспечивающий необходимый резонанс. Если вы правильно
вдыхаете воздух, то вы даете голосовым связкам оптимальное количество того, что
они должны колебать.
Ребенок с высоким
голосом приводит в движение очень малый объем воздуха. Баритон с грудной
клеткой размером с бочку колеблет большой объем воздуха. Как уже было сказано,
для обычного разговора вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но если вы
произносите большую речь или ведете длительную презентацию, вам нужно усилить
свой голос большим количеством воздуха.
Вы можете сделать
свой голос ниже, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и
освобождать гортань для создания большей вибрации и резонанса.
Если вы вполне
спокойны, то у вас отсутствует напряжение, которое может мешать правильной
артикуляции.
Если вы скажете
"чух-чух", то вы не должны чувствовать вибрацию в носу, но зато
вибрация должна присутствовать в груди и в горле.
Теперь сделайте
глубокий вдох и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите
"Ура! Ура!" Вы должны почувствовать резонанс в груди.
Эти простые
упражнения помогут вам понять особенности вашего голоса и источники резонанса в
вашем теле.
Есть еще один
способ проверить наличие резонанса в груди. Прижмите кончики пальцев к грудине
и громко произнесите "мумм-мумм-мумм". При этом вы должны чувствовать
вибрацию.
Резонанс дает
вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш
резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум. Если в комнате шумно,
говорите тише, а не громче. Вы сразу поймете, что люди прекрасно слышат то, что
вы говорите.
ТИП
ГОЛОСА
Естественный тип
голоса зависит от размера резонирующих полостей в вашей груди, горле и структурах
лица. Поскольку усилители искажают верхние диапазоны человеческого голоса, вам
следует определить самый низкий возможный для вас тип голоса, при котором вы
будете чувствовать себя удобно. Это значит, что источник голоса должен
располагаться как можно ниже, но быть естественным для вас.
Подумайте о типах
голосов, которыми характеризуются певцы: сопрано - самый высокий женский голос,
альт - самый низкий, меццо-сопрано - средний. Тенор - самый высокий мужской
голос, бас - низкий, а глубокий бас имеет исключительно низкий естественный
диапазон.
Ваш естественный разговорный
голос соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний,
средний и нижний регистр. Если среднее "соль" находится в середине
вашего диапазона, то вы можете опуститься или подняться - при открытой гортани
и закрытом назальном проходе.
Вы можете понизить
свой голос, если будете говорить, как я называю это, "прямо из
носков". Это, на первый взгляд бессмысленное выражение, я всегда сообщаю
своим ученикам на курсах постановки голоса. Я имею в виду следующее: вы плотно
упираетесь пятками в пол, выпрямляете спину, при этом ваша диафрагма
автоматически прогибается, заставляя голос исходить из источника более низкого,
чем носовая полость.
Аналогично, если
вы вспомните то ощущение, которое возникает, когда грудь наполнена воздухом и
горло раскрыто, то вы сможете легко перемещаться вверх и вниз в своем
диапазоне, не теряя приятного резонанса.
Высота
тона
Высота тона
характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации
вашей гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для
низкого голоса характерна низкая частота вибрации.
Для того чтобы ваш
голос не звучал монотонно, он должен охватывать по крайней мере октаву. Это
значит - четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Некоторые красноречивые
ораторы охватывают голосом две и даже три октавы в своем диапазоне (это
необходимое требование для искусного актера - исполнителя ролей в шекспировских
пьесах). Высокий голос, как правило, неприятен для слуха. Он также с трудом
поддается записи без искажения. Низкие голоса приятны для слуха. Чем ниже вам
удастся расположить свой голос, тем больше шансов, что он не будет искажен
усилительными приборами (тем не менее, не стоит искусственно изменять свой голос
до ненатурально низкого). Если вы испытываете напряжение, то высота голоса
повышается. Если вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Если вы
устали, голос становится хриплым. Если вы опечалены, то и диапазон, и высота
голоса понижаются.
Громкость
Громкость звука
измеряется децибелами. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких.
Осторожно контролируя силу и энергию звука, вы регулируете громкость своего
голоса.
При наличии
микрофонов нет необходимости говорить громко, поскольку индикатор громкости
может просто зашкалить. Регулировка уровня звука в соответствии с естественной
силой вашего голоса - задача звукооператора. Если вы разговариваете со
слабослышащим собеседником, помните, что одной громкости недостаточно. Для того
чтобы такой человек слышал вас, необходим также резонанс.
Слышимость
Нужно ли вам
говорить так, чтобы вас слышали в последнем ряду балкона? Или вы собираетесь
разговаривать обычным тоном с небольшой группой предпринимателей? Может быть,
вы будете выступать в гимназии на выпускном вечере? Или на коктейле, где все
говорят разом? Или в церкви, где слышно, как муха пролетит?
Слышимость вашей
речи зависит от того, в каком помещении вы выступаете и до кого хотите донести
свою речь. Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен во всех уголках
практически любой комнаты. Вам не нужно напрягаться, чтобы ваш голос
распространился по помещению. Основой вашего голоса должна быть диафрагма.
Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос.
Слышимость голоса
не зависит от громкости. Совсем необязательно говорить громко, на повышенных
децибелах. Слышимость голоса - это способность использовать все принципы
правильного управления голосом, чтобы ваш естественный голос распространялся
равномерно и был хорошо слышен.
Тембр
Тембр позволяет на
слух идентифицировать различные голоса. Вы без труда выделяете голос своего
ребенка среди многих других голосов.
Не следует путать
тембр с высотой голоса и другими характеристиками. Например, вы всегда отличите
голос известного певца или актера.
У вашего голоса
тоже есть отличительные обертоны - звуки, которые делают его узнаваемым для
вашей мамы, когда вы звоните ей по телефону.
Экспрессия
Для того чтобы
ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем
вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса;
внесите чувство и цвет в вашу речь.
В повседневной
жизни ваша речь наиболее выразительна в неформальном разговоре. Перенесите свое
красноречие в официальные выступления. Если вам трудно сделать это, попробуйте
записать на пленку какой-нибудь ваш разговор один на один с супругом или с
хорошим другом. Постарайтесь забыть о том, что магнитофон включен. Позднее,
когда вы останетесь одни, прослушайте запись и возьмите на заметку те места
разговора, где вам особенно понравилась выразительность вашей речи, не забывая
также о том, что вам не понравилось.
Упражняйтесь,
читая вслух драматические пьесы, и приучайтесь различать на слух нужное
выражение.
Помните, что
всякая экспрессия должна быть в первую очередь естественна. Избегайте
театральности и искусственности в своих речах.
Тон
Тон голоса
характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается
легкими изменениями тона. Интонации - это "подъемы" и
"спуски" голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный
тон использует одну и ту же высоту. Некоторые люди не различают разницу в тоне
голоса. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение
слов.
Для того чтобы
понять, насколько разительный эффект может создать изменение интонаций,
вспомните, как в пьесе "Пигмалион" профессор Хиггинс превратил Элизу
Дулитл из уличной торговки цветами в настоящую светскую даму. В процессе
обучения она не только избавляется от простонародного акцента, но изменяет
самый свой голос, теряя резкий, пронзительный тон и приобретая мягкие интонации
культурного человека.
Гнусавость
Гнусавые назальные
ноты неприятны для слуха. Такие звуки очень резки, так как в резонансе
участвует совсем небольшой объем воздуха в области лица. Когда раздается
гнусавый звук, мышцы горла и шеи напряжены.
Для того чтобы
устранить гнусавость, необходимо расслабить горло, как если бы вы хотели издать
глубокий звук "ааааааааааа". При этом устанавливается правильное
расстояние между корнем языка и мягким небом. Небный язычок поднимается и
закрывает носоглотку, так что звук не выходит через ноздри.
Если ваша гортань
раскрыта, то вы не почувствуете вибрации в носовых полостях.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ВСЕ О ГОЛОСЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.