Дикция является средством донесения текстового содержания
произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии
музыкального образа (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит”
вслед за ней).
В понятие дикции входят:культура,
орфоэпия и логика речи.
Культура
Культура предполагает знание и соблюдение
правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).
Орфоэпия
Это единообразное, присущее русскому
литературному языку произношение, правильную речь.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем,
что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их
пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на
которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В
разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо,
чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью,
как единое целое.
Звукообразующими органами речи являются:
губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань,
задняя стенка зева и голосовые складки.
Активную
роль выполняют: голосовые складки,
язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.
Пассивную
роль выполняют: зубы, твердое нёбо,
задняя стенка зева и верхняя челюсть.Все вместе они образуют артикуляционный
аппарат.Его работу называют артикуляцией.
Непринужденность, целесообразность и
экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания
и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.
Правила орфоэпии
1) Согласные оканчивающие
слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются
вместе с ним. Пример:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка
рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные
оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова. Пример: пишется: Далекий
мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше
тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при
произношении которых выпадают отдельные согласные. Пример: Солнце - сонце, поздний -
позний.
4) В некоторых словах одни
согласные заменяются другими согласными. Пример: что-што, скучно-скушно,
счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс,
произносится как ц Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться,
произносится как цця. Пример: раздаться-раздацца,
перебраться-перебрацца.
7) Окончания его
и ого произносятся как ево и ово. Пример: твоего-твоево,
любимого-любимова.
8) Две одинаковые рядом
стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук. Пример:
пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
9) Все звонкие согласные переходят в
глухие. Пример:сад-сат, красив-красиф.
10) В случае когда два
согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком. Пример:песня-песьня, масленница-масьленница,
веснянка-весьнянка.
11) Глагольные окончанияат, ят,
ся при пении не изменяются.
12) В конце слова согласные
утрируются (четко произносятся).
13) Иногда певцы усердно
пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение
невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл
слов.
Пример: Дорога
ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
Неправильные акценты: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
14) От исполнителей требуется
умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог
приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Недостаток дикции
Так
называемая “широкая” дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком
языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда
возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы
снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе
звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука,
плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение
согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность
звуковедения, кантилену.
Согласные
звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной
краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой
зависимости от художественного образа песни.
Логика речи
Необходимо выделить главные несущие основную смысловую
нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой
фразы.
Профессор Г.М.П.И. им.Гнесиных Н.К.Мешко определяет
интонацию как “смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня,
певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем
найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса.
Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни.”
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в
оперном театре, говорил: “Пойте мысль!”
Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль
от начала фразы к ее логической вершине.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДИКЦИЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.