С конца XI века, в XII и особенно в XIII веках в музыкальной жизни и
музыкальном творчестве ряда западноевропейских стран проступают -
сначала менее заметно, затем все более ощутимо - признаки нового
движения. От первоначальных средневековых форм музыкальной культуры
развитие художественных вкусов и творческой мысли идет к иным, более
прогрессивным видам музицирования, к иным принципам музыкального
творчества.
Это еще отнюдь не значит, что произошел какой-либо
переворот в воззрениях на музыку в обществе или в отношении к ее
созданию. Наметился именно процесс, который затем развернулся в
пределах средневековья, в исторических условиях зрелого феодализма.
Трудно с точностью проследить, насколько широким оказалось значение
его для Западной Европы в целом. Историк улавливает как бы определенные
точки, в которых проявляются признаки нового движения; со временем
становятся ясны его центры, и лишь в дальнейшем более или менее,
проясняются масштабы перемен и обновления, наступивших в итоге
длительного периода. Слишком разровненные были тогда части Западной
Европы, слишком трудны и медленны сообщения между ними, слишком много
различий было в их культурном развитии, по-разному шли процессы,
подготовлявшие объединение народов в нации и т. д. Поэтому новые
движения, зародившись в тех или иных культурных районах или центрах, на
первых порах могли сохранять локальный характер или, во всяком случае,
иметь ограниченное действие! Могли же, в итоге образовавшихся связей
территориального, хозяйственно-торгового, военного или даже
династического характера, и распространяться дальше - из страны в
страну.
В XII-XIII веках постепенно возникали исторические предпосылки не
только для сложения новых творческих течений, но и для известного
распространения их (все-таки в относительно ограниченных пределах) по
Западной Европе. Так, средневековые роман или повесть, сложившиеся на
французской почве в XII-XIII веках, не остались только французскими
явлениями. Наряду с романом о Тристане и Изольде и повестью об Окассене
и Николетте в историю литературы вошли "Парсифаль" и "Бедный Генрих".
Новый, готический стиль в архитектуре, представленный классическими
образцами во Франции (соборы в Париже, Шартре, Реймсе), нашел свое
выражение также в немецких и чешских городах, в Англии и т. д. Если
возникающие художественные явления и не становились повсеместными, то
все же они были вполне знаменательны для своего времени, что
свидетельствовало уже об отсутствии изоляции между различными центрами
средневековой культуры и о наличии неких общих предпосылок для их
развития. Первый расцвет светской музыкально-поэтической лирики,
наступивший в Провансе с XII века, захватил затем и Северную Францию,
отозвался в Испании, нашел выражение позднее в немецком миннезанге. При
всем своеобразии каждого из этих течении в них проявилась и новая
закономерность, характерная для эпохи в ее широких масштабах. Точно так
же зарождение и развитие многоголосия в его профессиональных формах -
едва ли не важнейшая тогда сторона музыкальной эволюции - происходило
при участии не одной лишь французской творческой школы и тем более не
одной лишь группы музыкантов из собора Нотр-Дам, как бы ни были велики
их заслуги. Таким образом, даже в трудные для искусства времена
средневековья ростки нового не только пробивались сквозь толщу
эстетических условностей и ограничений, но постепенно крепли,
множились, если не становились еще проявлением новой общей
закономерности (Италия, по-видимому, до XIV века оставалась равнодушной
к новым формам многоголосия), то как бы предсказывали ее в перспективе.
К сожалению, мы судим о путях средневековой музыки до известной
степени выборочно. По состоянию источников невозможно проследить
конкретные связи, например, в развитии многоголосия между его
источниками на Британских островах и его формами на континенте, в
частности, на ранних этапах. Невозможно точно представить, как именно
проявлялись черты близости между народной музыкой средневековья
(которая не фиксировалась) - и искусством трубадуров, труверов,
миннезингеров. Еще менее ясны связи раннего многоголосия с практикой
народных музыкантов, хотя теоретически совершенно ясно, что вокальное
многоголосие не могло быть попросту "изобретено" на рубеже первого и
второго тысячелетий! В итоге вполне точные, документально
подтвержденные (в литературных текстах и нотных записях) сведения по
истории музыкальной культуры средневековья соединяются у исследователей
с более или менее убедительными предположениями, домыслами, гипотезами,
без которых невозможно обойтись в освещении данного исторического
процесса.
Между тем на огромном, в подробностях плохо различимом историческом
фоне вырисовываются поистине грандиозные художественные события:
десятилетиями идет строительство крупнейших сооружений романского и
готического стилей, создаются великие памятники литературы, впервые в
мире последовательно развивается многоголосная музыка и ее сложные
формы, впервые выступают значительные индивидуальности
поэтов-композиторов, оставляющих обширное творческое наследие. Нельзя,
однако, упускать из виду своеобразное для эпохи соотношение этих
художественных вершин - и культурного уровня всего общества в целом,
всей массы людей, наполняющих территорию Западной Европы. Как известно,
даже простая грамотность в те времена была достоянием лишь очень узких
кругов общества - при всем возможном различии между странами,
государствами, городами, народами в их исторических судьбах. Тем
удивительней, тем чудесней представляется подъем художественных сил,
которым несомненно отмечена эта эпоха. И тем досаднее, что, угадывая по
многим признакам воздействие народного искусства на
высокопрофессиональные его формы, мы лишены возможности на реальных
примерах установить и доказать существование коренных, почвенных связей
между искусством узких по тому времени избранных кругов - и
художественным мировосприятием широких народных масс.
Сколь значительно ни было для развития средневековой культуры время,
которое порой обозначается за рубежом как "Каролингский Ренессанс"
(VIII-IX века), оно не принесло с собой таких значительных сдвигов,
таких исторических следствий, какие принесли столетия позднего
средневековья, предшествующие наступлению эпохи действительного
Ренессанса. В VIII-IX веках еще не сложились общественные предпосылки,
которые были необходимы для интенсивного развития новых форм искусства
и для возникновения в принципе возможной общности между различными его
центрами, школами, течениями. В XII-XIII веках эти предпосылки уже
создавались в связи с определенным этапом в развитии феодализма - хотя
и не вполне равномерном в разных частях Западной Европы, но все же
проходившем в определенном направлении. Понадобилась многовековая
подготовка, чтобы наступил наконец этот исторический этап.
"В то время как неистовые битвы господствующего феодального
дворянства, - пишет Энгельс, - заполняли средневековье своим шумом,
незаметная работа угнетенных классов подрывала феодальную систему во
всей Западной Европе, создавала условия, в которых феодалу оставалось
все меньше и меньше места. Правда, в деревне благородные господа
хозяйничали еще вовсю, истязали крепостных, роскошествовали за счет их
пота, копытами своих лошадей вытаптывали их посевы, насиловали их жен и
дочерей. Но кругом уже поднялись города: в Италии, Южной Франции, на
Рейне возродились из пепла древнеримские муниципии; в других местах,
особенно внутри Германии, создавались новые города; всегда обнесенные
защитными стенами и рвами, они представляли собой крепости гораздо
более мощные, чем дворянские замки, так как взять их можно было только
с помощью значительного войска. За этими стенами и рвами развилось
средневековое ремесло, - правда, достаточно пропитанное
бюргерски-цеховым духом и ограниченностью, - накоплялись первые
капиталы, возникла потребность в торговых сношениях городов друг с
другом и с остальным миром, а вместе с потребностью в торговых
сношениях постепенно создавались также и средства для их защиты".
Средневековые города со временем стали важными центрами культуры.
Были основаны первые в Европе университеты (Болонья, Париж).
Расширялось городское строительство, воздвигались, в частности, богатые
соборы, а в них с большой пышностью совершалось богослужение при
участии лучших хоровых певцов (их готовили в особых школах-метризах при
крупных церквах). Характерная для средних веков церковная по духу
ученость (и музыкальная ученость, в частности) уже более не была
сосредоточена только в монастырях. Новые формы, новый стиль церковной
музыки несомненно связаны с культурой средневекового города. Если они и
были отчасти подготовлены предыдущей деятельностью ученых
музыкантов-монахов (таких, как Хукбальд из Сен-Аманда и Гвидо из
Ареццо), если ранние образцы многоголосия исходят из монастырских школ
Франции, в частности из монастырей Шартра и Лиможа, - то все же
последовательное развитие новых форм многоголосия начинается в Париже
XII-XIII веков.
Иной, также очень существенный пласт средневековой музыкальной
культуры связан поначалу с деятельностью, кругом интересов и
своеобразной идеологией европейского рыцарства. Крестовые походы на
Восток, огромные передвижения на далекие расстояния, битвы, осады
городов, междоусобицы, смелые, рискованные авантюры, завоевание чужих
земель, соприкосновения с различными народностями Востока, их обычаями,
укладом жизни, культурой, совершенно непривычные впечатления - все это
наложило свой отпечаток на новое мировосприятие рыцарей-крестоносцев.
Круг их жизненных представлений очень раздвинулся, много активнее стало
само отношение к действительности, как бы пробудились новые эмоции,
оживилась умственная деятельность. И хотя крестовые походы принесли в
итоге тяжелые испытания, бесчисленные трудности, и; потери и окончились
трагически-бесплодно, хотя они воспитали в рыцарстве жестокость,
авантюризм, неразборчивость в средствах, - все же их период оказался
немаловажным для дальнейшего развития рыцарской культуры. Когда часть
рыцарства смогла наконец существовать в благоприятных мирных условиях,
действовавшее и ранее представление о рыцарской чести (разумеется,
социально ограниченное) соединилось с культом прекрасной дамы и
рыцарского служения ей, с идеалом куртуазной любви и связанными с ней
нормами поведения. Тогда и получило свое раннее развитие
музыкально-поэтическое искусство трубадуров, давшее первые в Европе
образцы письменно зафиксированной светской вокальной лирики.
Продолжали свое существование и другие пласты музыкальной культуры
средневековья, сопряженные с народным бытом, с деятельностью бродячих
музыкантов, с наступающими переменами в их среде и образе жизни.
При этом для всех общественных кругов, движущих развитие
музыкального искусства своего времени, становится, как видим,
характерным движение художественной мысли, устремление вперед - хотя
еще, быть может, и не слишком решительное, но все же много более
заметное, чем в предыдущие века с их медленными темпами культурного
развития.
Сведения о бродячих народных музыкантах средневековья становятся от
IX к XIV веку все более обильными и определенными. Эти жонглеры (от
латинского joculatores), менестрели, шпильманы - как их называли в
разное время и в разных краях - в течение долгого времени были
единственными представителями светской музыкальной культуры своего
времени и тем самым выполняли немаловажную историческую роль. В большой
мере именно на основе их музыкальной практики, их песенных традиций
складывались ранние формы, светской лирики XII - XIII веков. Они же,
эти странствующие музыканты, "'не расставались с музыкальными
инструментами, тогда как церковь либо отвергала их участие, либо
принимала его с большим трудом. Известно, правда, что уже в IX веке в
некоторых монастырях процветала игра на арфе и ряде духовых
инструментах. Однако как литературные документы, так и памятники
изобразительных искусств побуждают думать, что инструментальная музыка
оставалась по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих,
пляшущих, дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо
различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынка), со
временем в музыкальный быт вошли также арфа (от древних), крота
(кельтский инструмент), разновидности смычковых инструментов, предки
будущей скрипки - ребаб, виела, фидель (возможно, с Востока).
По всей вероятности, эти средневековые актеры, музыканты, танцоры,
акробаты (зачастую в одном лице), называемые жонглерами или другими
аналогичными именами, имели свои культурно-исторические традиции,
уходящие к далеким временам. Они могли перенять - через ряд поколений -
наследие синкретического искусства древнеримских актеров, потомки
которых, называемые гистрионами и мимами, еще долго бродили, скитаясь
по средневековой Европе. Старейшие полулегендарные представители
кельтского (барды) и германского эпоса тоже могли так или иначе
передать свои традиции жонглерам, которые хоть и не были способны
сохранить им верность, но все же нечто от них для себя усвоили. Во
всяком случае, к IX веку, когда прежние упоминания о гистрионах и мимах
уже сменяются сообщениями о жонглерах, эти последние известны частью и
как исполнители эпоса: они поют, пляшут и исполняют chansons de geste.
Переходя с места на место, жонглеры выступают на празднествах при
дворах (куда стекаются к определенным датам), у замков, в деревнях и
даже допускаются иногда в церковь (известны случаи, когда церковные
власти вынуждены были запрещать танцы в храмах!). В поэмах, романах и
песнях средневековья не раз упоминается об участии жонглеров в
праздничном веселье, в устройстве всякого рода зрелищ на открытом
воздухе. Известно также, что несмотря на преследования со стороны
церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII-XIII веках добиться
возможности участвовать в духовных представлениях.
До тех пор, пока эти представления, устраиваемые по большим
праздникам в храмах или на кладбищах, исполнялись только по-латыни, в
спектаклях могли участвовать ученики монастырских школ и молодые
клирики. Но к XIII веку латынь была заменена местными народными языками
- и тогда бродячие музыканты, претендующие на исполнение комических
ролей и эпизодов в духовных представлениях, сумели кое-как пробиться в
число актеров, а затем уж и завоевать успех своими шутками у зрителей и
слушателей. Так было, например, в соборах Страсбурга, Руана, Реймса,
Камбрэ. Среди "историй", которые представлялись по праздникам, были
рождественские и пасхальные "действа", "Плачи Марии", "История о девах
разумных и. девах неразумных" и т. и. Почти повсюду на представлениях,
в угоду их посетителям, вставлялись те или иные комические эпизоды,
связанные с участием злых сил или похождениями и репликами слуг. Здесь
и открывался простор для актерских музыкальных способностей жонглеров с
их традиционным, шутовством. Одновременно "бродячие люди" добились и
иных, более важных успехов, поскольку наиболее предприимчивым среди них
уже поручалось устройство спектаклей во владетельных замках Прованса,
Бретани, Нормандии и даже при французском, английском, сицилийском и
арагонском дворах. Руководили они и устройством народных представлений
на площадях Флоренции и Венеции, на улицах Парижа. Таким образом
необходимые, и надо полагать, недостающие тогда - "кадры" для
музыкально-театральных действ духовного и светского содержания отчасти
черпались из числа народных искусников.
В особой роли выступали многие из менестрелей, когда они начали
сотрудничать с трубадурами, сопровождая своих патронов-рыцарей повсюду,
участвуя в исполнении их песен, приобщаясь к новым формам искусства и,
возможно, со своей стороны так или иначе воздействуя на их сложение и
распространение.
В итоге сама среда "бродячих людей", жонглеров, шпильманов,
менестрелей, испытывая со временем значительные превращения, отнюдь не
оставалась единой по своему составу. Тому способствовал и прилив новых
сил - грамотных, но утративших устойчивое положение в обществе, то есть
по существу деклассированных неудачников из мелкого духовенства,
странствующих школяров, беглых монахов. Появившись в рядах бродячих
актеров и музыкантов в XI-XII веках во Франции (а затем и в других
странах), они получили названия вагантов и голиардов. С ними в слои
жонглерства пришли новые жизненные представления и привычки,
грамотность, порой даже известная эрудиция. При дальнейшем расслоении
этой социальной среды часть жонглеров, шпильманов, менестрелей все
больше профессионализировалась и уже склонна была отделять себя от
массы "бродячих комедиантов", "плясунов и шутов", а затем начала
переходить от бродячего образа жизни к оседлости в городах, где слилась
с кругом местных трубачей и дудошников.
С конца XIII века в различных европейских центрах образуются цеховые
объединения шпильманов, жонглеров, менестрелей - с целью защиты их
прав, определения места в обществе, сохранения профессиональных
традиций и передачи их ученикам. В 1288 году в Вене было основано
"Братство св. Николая", объединившее музыкантов, в 1321 году "Братство
св. Жюльена" в Париже стало цеховой организацией местных менестрелей.
Впоследствии и в Англии образовалась гильдия "королевских менестрелей".
Этим переходом к цеховому укладу, по существу, и завершилась история
средневековой жонглерии. Но бродячие музыканты далеко не полностью
осели в своих братствах, гильдиях, цехах. Их странствия продолжались в
XIV, XV, XVI веках, охватывая огромную территорию и создавая в итоге
новые - музыкально-бытовые связи между далекими регионами.
Источник: Ливанова Т. История
западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1.
М., 1983.
Все мы прекрасно знаем, как в нашем современном мире важна защита прав потребителей. Этим занимаются опытные адвокаты и юристы, которые работают в агентстве по защите прав потребителей. Они бесплатно защищают права потребителей здесь и всегда готовы проконсультировать клиентов по всем волнующим вопросам.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.