Жизнь человеческая, с ее драматизмом, со сменами горя и радости, полная
страстей и юмора, эта жизнь властно врывалась в искусство и все с
большей и большей настойчивостью оспаривала его у религии. От XIII века
сохранились две светские пьесы - «Игра о беседке» и «Игра о Робене и
Марион» Адама де ла Галя.
По тем скудным сведениям, которые сохранились о де ла Гале, можно
заключить, что этот талантливый поэт и композитор прожил жизнь, полную
невзгод. В родном городе заниматься любимыми науками он из-за недостатка
средств не мог; поэт бродяжничал по разным странам, служил в свите
многих королей и дни свои кончил на чужбине, в Неаполе. Некоторые
эпизоды своей юности Адам де ла Галь описал, в пьесе «Игра о беседке».
Действие начинается с появления Адама, фигуры явно автобиографической.
Адам сообщает своему отцу и друзьям, что думает уехать из Арраса в
Париж, чтоб там обучаться наукам и стать знаменитым адвокатом. Он решил
покинуть жену, которую некогда сильно любил. С нежной грустью вспоминает
Адам первую встречу со своей супругой:
Летние дни были прекрасны,
Зелены, светлы и ясны,
Пение птиц раздавалось вокруг,
По лесу шел я, и вдруг
У ручейка, что струится в каменьях,
Я увидал неземное виденье.
А теперь он уезжает от своей жены без всякого сожаления: эта женщина
слишком сварлива и недостаточно нравственна. Адам просит у отца немного
денег, но отец, мэтр Анри, очень скуп. Он говорит: «Мой сын, вы молоды, и
вы сами сумеете устроить свои дела. У меня нет денег, я стар, я хвор».
Доктор моментально устанавливает диагноз болезни мэтра Анри. «Всем
известна ваша болезнь, - говорит он, - она называется скупостью. В
Аррасе сыщется множество таких же больных». И он тут же называет дюжину
именитых аррасских граждан. Лирика переплетается с сатирой. Высмеяв
городских обывателей, де ла Галь бесстрашно иронизирует над церковными
властями. Появляется монах с мощами и предлагает излечить всех
строптивых, беснующихся и глупых. Выходит дурак и под видом дурацкой
болтовни говорит ядовитые слова по адресу духовенства и папы. Затем
сцена резко меняется. Адам с друзьями оказываются на поляне, к ним
спускаются три феи, и каждый получает от них дар. Адаму предвещают, что
он будет счастливым поэтом и несчастным мужем. Появляется тень умершего
рыцаря Гилекена; он влюблен в одну из фей и повсюду за ней бродит.
Начинает светать, и ночные призраки исчезают, а друзья идут в таверну.
Пьеса заканчивается комической сценой: монах напился и заснул,
пировавшие с ним собутыльники исчезли, и вот теперь святому отцу
приходится расплачиваться за всю компанию своими божественными
реликвиями.
В «Игре о беседке» ощущаются первичные зачатки трех жанров: бытовой
пьесы, фантастической феерии и сатирического фарса. Первая светская
пьеса де ла Галя совершенно эскизна, и своеобразные достоинства ее ясней
всего проступают в ее недостатках, в ее полнейшей стилевой и жанровой
разобщенности. Вряд ли поэт сознательно составил пьесу из столь
различных частей, он просто переносил в нее все то, с чем сталкивался в
жизни. И поэтому в «Игре о беседке» оказались и автобиографические
эпизоды, и сатирические зарисовки, и инсценировка популярной народной
сказки.
Непосредственные факты действительной жизни, препятствуя еомпозиционной
стройности пьесы, компенсировали искусство новизной, разнообразием и
правдивостью темы.
Более совершенными получались те пьесы, в которых был изображен
какой-нибудь единичный эпизод, легко поддающийся сюжетной обработке.
Характерна в этом отношении вторая светская пьеса Адама де ла Галя «Игра
о Робене и Марион», написанная не без влияния провансальских пастурелл.
Это была первая музыкальная пьеса в истории театра, когда он еще не
порвал органической связи с народными, фольклорными играми.
Пьеса начинается с пения пастушки. Марион поет о своем любимом пастухе
Робене; в это время к ней подъезжает на лошади рыцарь и признается в
любви. Затем приходит Робен, и Марион рассказывает ему об ухаживании
рыцаря. Возмущенный юноша грозит ему расправой. Марион и Робен садятся
завтракать. Девушка прямо из-за пазухи вытаскивает хлеб, сыр и яблоки, и
они с аппетитом, весело болтая, съедают всю снедь и пьют из горшка
студеную воду. Оба сыты, довольны и с молодым задором начинают петь
звонкие песни. Марион кричит своему любимому:
Ах, отца спасенья ради,
Покажи искусство ног!
Робен лихо танцует. Марион восхищена:
Ах, отца спасенья ради,
Сделай ловкий поворот!
Робен делает поворот. Но Марион не унимается:
Покажи, отца мне ради,
Ловки ль руки у тебя.
Робен вытворяет руками всякие фокусы. А Марион уже требует другого:
Ах, пройдись, отца ты ради,
Молодецки колесом.
Робен вертится, как завзятый гистрион, и девушка в полном восхищении кричит:
Отвечай, отца мне ради,
Ты ль всех праздников краса?
И Робен, самодовольный, говорит, что - он.
Чтобы написать такую яркую и свежую сцену, поэт, конечно, должен был видеть и любить сельских забавников и городских гистрионов.
После беззаботных игр Робен вспоминает об грозящей его невесте. Он
рассказывает о посягательствах рыцаря своим друзьям Бодену и Готье. Все
они настроены очень воинственно. Робен хочет идти за односельчанами,
Боден думает захватить вилы, а Готье дубину. Как будто назревает
серьезное столкновение между феодальными крестьянами и благородным
рыцарем. Но, начав так энергично сцену, придворный поэт тут же
сглаживает драматический и социальный конфликт.
Рыцарь приходит снова и дает пощечину Робену за то, что тот плохо
обращается с охотничьим соколом. Избитый Робен жалостно кричит:
Моя подружка, я погиб!
Марион просит пощадить любимого; рыцарь соглашается:
Охотно, но пойдем со мной.
И он уводит насильно Марион. Прибегают крестьяне. Они опоздали, но, судя
по поведению Робена, вряд ли что-нибудь и сделали бы, если даже пришли б
вовремя. Из воинственных мужиков де ла Галь превращает их в покорных
холопов.
Рыцарь везет Марион на коне, она молит его отпустить ее домой, и рыцарь
по благородству своему ее отпускает. Марион среди своих, все ликуют, и
пьеса заканчивается игрой в «святого Кузьму». Условия игры просты:
Коль засмеется Тот,
кто святому дар несет,
Его он место сам займет.
Но никто не может удержаться от смеха, и все проигрывают. Тогда решают
играть в другую игру - в «короли и королевы». Начинается счет по рукам -
кому выпадет счастье быть коронованным. Незаметно комедия сливается с
массовой сельской игрой и, словно ручей в реке, исчезает в широком
раздолье народного веселья.
Анализ «Игры о Робене и Марион» еще раз подтверждает непрерывность
связи, существующей между театральными зрелищами и народными
фольклорными действами.
Миракли и светские пьесы разыгрывались уже не на церковной паперти, а в
любительских кружках, находившихся чаще всего под покровительством
церкви. При церквах очень часто устраивались для мирян особые культурные
союзы. Духовенство и прихожане занимались здесь чтением религиозных
книг, пением священных гимнов, сочинением стихов и исполнением
благочестивых пьес. Раньше чем в других странах, подобные организации
появились во Франции. Уже в XIII веке в Кане, Руане и Бове существовали
при церквах так называемые пюи (риу дословно значит - возвышенность,
эстрада). Особенно знаменито было пюи в городе Аррасе, где разыгрывались
пьесы Адама де ла Галя.
Несмотря на церковную опеку, в этих союзах преобладали светские
интересы, недаром один из аррасских постов говорил о своем пюи: «Оно
создано, чтобы восхвалять любовь, радость и юность».
Как только в городах начали развиваться цеховые ассоциации, союзы эти
переменили свое местонахождение и, порвав связь с церковью, стали
существовать при городских корпорациях. Именно художественная
самодеятельность горожан определяет собой новый и высший этап в истории
средневекового театра. Литургическая драма из скромных церковных
инсценировок вырастает в грандиозное площадное общенародное
представление.
Источник:Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Светский театр эпохи Средневековья"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.