Пение — это биоакустическая система, это — резонанс всей звуковой системы человека. Итак, нам известно, что главным источником звука в нашем организме является мембрана в трахее.
Следует отметить, что это весьма деликатный орган — для того, чтобы при её помощи извлекать музыкальные звуки вовсе не нужно много дыхания и тем более — мышечного напряжения. В мире достаточно выдающихся певцов, с успехом пользующихся ею рефлекторно. Наша задача начать обучение, сознательно используя мембрану как главный вибратор, рождающий певческий звук. Наша личная педагогическая практика показала — это наиболее эффективная методика в обучении пению.
Нужно отметить: резервы мембраны, как органа звукообразования, огромны. Секрет большого широкого звука (до 120-130 дБ) в трубной системе, в источнике звука — мембране и его (звука) резонансе.
На базе акустики, физиологии и психологии строится вся практика обучения мембранного пения. Иначе говоря, в оптимальном (не концептуально, а тактически, в деталях индивидуальном в каждом конкретном случае) совмещении всей вокальной системе певца, т. е. — звукового посыла с резонансом.
Здесь следует описать это уникальное явление — резонанс. О нём, как о главном явлении в пении высказывались многие великие мастера вокального искусства. Для них резонанс — не теория, а естественная и единственно возможная певческая практика. Этой «тайной» владели в прошлом, владеет и сейчас множество по настоящему высокопрофессионально обученных мастеров bel canto. Певцы-мыслители, наделённые высоким художественным интеллектом, которые становятся гордостью мирового музыкального процесса и способные покорить сердца слушателей в любой точке земли, выделяются только из этой среды.
Резонаторов, в которых и образуется резонанс, в нашем теле достаточное количество. Само явление резонанса довольно сложное, в данной работе мы будем касаться его только вкратце. Это не значит, что нас данная проблема не интересует. Ещё как интересует. Однако, после выхода из печати фундаментального труда В.П. Морозова «Искусство резонансного пения» (Москва, 2002), мы не видим надобности дополнять выводы выдающегося учёного. Нам хочется лишь выразить уважаемому профессору огромную благодарность за столь уникальный труд, за книгу, аналогов которой сегодня в мире нет.
Процитируем здесь лишь небольшой фрагмент книги: «Существует семь основных и важнейших функций певческих резонаторов голосового аппарата певца: 1) энергетическая — как свойство резонаторов усиливать певческий голос за счёт повышения КПД голосового аппарата; 2) генераторная — резонаторы как неотъемлимая часть общей системы генерации и излучения певческого звука; 3) фонетическая — формирование гласных и согласных, дикция; 4) эстетическая — обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато); 5) защитная — семь механизмов защиты гортани и голосовых связок от перегрузок и травмирования; 6) индикаторная — вибрация резонаторов как индикатор (показатель) их активности и физиологическая основа настройки резонаторной систкмы; 7) активизирующая — вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых связок и всего голосового аппарата в целом» .
Как мы уже упоминали, наша дыхательная система состоит из разных трубок: бронхи, трахея, гортань, глотка, ротоглотка, носоглотка и т. д. Все эти трубки способствуют резонансному эффекту. Поэтому звук, рождённый вибрацией мембраны, получает возможность усилиться во много раз благодаря резонированию воздуха в трубках-резонаторах и других полостях нашего организма. Этот резонанс мы обязаны обеспечить одновременно во всех резонаторах.
В том количестве резонаторов, которыми располагает человеческое тело, гораздо проще запутаться как в лабиринте, чем держать их в «поле зрения». Поэтому необходимо как бы «выстроить» все трубки в одну единую трубу — от бронхов до лобных пазух. Вот тогда мы и получим полноценный резонативный звук.
В момент соединения грудного и головного резонатора следует уделить основное внимание глотке (ротоглоточной полости), которая как раз и является той соединительной трубкой между грудью и головой.
Без глоточной трубки (открытой глотки) невозможно выстроить систему в единую трубу и организовать там сквозняк (продых) и резонанс. Как этому научиться? Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой потому, что резонанс в принципе достижим. Сложный, потому что этому искусству (овладению резонансом) нужно учиться старательно, но, к сожалению, не всем доступно даже само понимание сути вопроса. Педагог может вымуштровать непонятливого ученика верно резонировать, но долго ученик не сможет пользоваться этим драгоценным качеством искусства пения, если он не наделён специфическим — «вокальным» — слухом. Рано или поздно, без «подпитки» изнутри самого себя, эта способность начнёт давать сбои, и, в конце концов, исчезнет.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Резонанс. Резонансный принцип голосообразования"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.