Музыка и слово... В письме к выдающемуся певцу, исполнителю партии Фальстафа, В. Морелю Д. Верди пишет: «При вашем необыкновенном умении произносить слово образ Фальстафа, после того как вы выучите роль, окажется уже созданным...».
Приведем еще одно обращение композитора к певцу, подчеркивающее значение слова в пении: «Опять и опять настойчиво советую тебе хорошенько изучить ситуацию и вдуматься в слова: музыка придет сама собой...». Пение — уникальный вид искусства, в котором музыка и слово связаны.Может быть, весьма правильно, что пение называют «омузыкаленной» речью.
Как и где формируются речевые звуки? Так ли легко перейти от речи к пению? Чем отличается произнесение звуков в речи и пении? На эти вопросы мы будем отвечать в этой главе.
В речи слоги сменяются через 0,2 сек. Смысл фразы зависит от содержания и интонации, с которой она произносится. С XIX века композиторы стремились передать речевую интонацию в музыке, создавая вокальные произведения, учитывающие мелодику русской речи и отражающие правду жизни. Эта плеяда композиторов берет начало от А.С. Даргомыжского, вокальные партии которого построены на речевых интонациях, реалистичны и требуют от певца не столь технической оснащенности голоса, сколь актерского дарования. Но четкая, осмысленная подача слова отнюдь не означала, что кантилена нарушается. Даргомыжский критиковал, например, Ц. Кюи за увлечение речитативным началом, декламационностью и за отход от мелодизма.
К. Станиславский сравнивал гласные звуки с водами реки, а согласные — с берегами. К сожалению, многие певцы не уделяют Достаточного внимания слову, четкости его произнесения и смыслу, считая, по-видимому, что главное, за чем надо следить — это вокальная техника.
Сочетание произнесения слова и кантиленного пения у разных певцов проявляется по-разному. Есть ученики, которым слово не мешает сохранять вокальную линию. Про них говорят, что слово не мешает пению. Но, как правило, переход от вокализации на удобную гласную к слову вызывает у ученика трудности: произношение слова нарушает вокальность. Итак, вокальность и слово — две стороны единого процесса.
Рассмотрим работу артикуляционного аппарата в речи. В артикуляции принимают участие следующие органы рото глоточного канала: язык, губы, мягкое небо, зев, глотка, мышцы нижней челюсти. В ротоглоточном канале выделим две области: ротовую и глоточную.
Как известно, звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Как и где формируются согласные? По месту произнесения и механизму формирования различают несколько видов согласных.
- В ротоглоточном рупоре образуются шумовые каналы. Если шумовой канал полностью перекрывается, а затем резко размыкается, то возникают взрывные согласные: п, к.
- Если образуется сужение в виде щели, то формируются фрикативные согласные: с, ф.
- При глухих согласных: и, к, т, с, ф, ч, ш — гортань не включена в работу, их источник — шум.
- При произнесении звонких согласных: в, з, б, д, л — вместе с шумовым источником работает и голосовая щель, в гортани возникают вибрации.
- На губах образуются б, п;
- согласные с, т, л, д — в передней части ротовой полости; - р — в средней части; - к, г, х — в задней части ротовой полости.
- Такие звуки, как к, ж, г поднимают гортань, поскольку язык поднимается.
- Твердые согласные д, т и взрывные вызывают смыкание голосовой щели по типу твердой атаки. Если произносятся л, то это способствует мягкой атаке, придыхательной — произнесение согласных х, ф, с. При артикуляции гласных меняется положение языка и подъязычной кости.
- На гласной и гортань смещается вверх, надгортанник тоже, и вход в гортань открывается.
- На гласных а, о язык отодвинут назад, вход в гортань прикрывается надгортанником.
- На гласной у язык отодвинут назад и вниз, в нижней части глотки образуется полость, корень языка смещается вперед и над гортанник, следуя за языком, приоткрывает вход в гортань.
Эти данные раскрывают воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет характер работы голосовых связок и соответственно изменяет тембр голоса.
При произнесении различных согласных изменяется и импенданс — противодавление в ротоглоточном канале по отношению к подсвязочному давлению. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, т. е. при большом импендансе.Разные звуки создают разное давление под связками и потому разный импенданс, от которого также зависит работа связок.
Импенданс возрастает в ряду гласных: а-о-е -у -и; а имеет наименьший импенданс, и — наибольший, а — наиболее громкий звук, и и у — наименее громкие. Импенданс — защитный механизм гортани, позволяющий снять подсвязочное давление и облегчить работу связок.
Артикуляция при переходе к пению
«Пой, как говоришь» — это выражение надо понимать в смысле четкости произнесенных слов, с хорошей дикцией, естественно, как в речи. Люди, которые говорят тембристо, с бархатом в голосе, певуче, на самом деле от природы обладают механизмом, приближающем речь к пению, т. е. они в речи используют певческие приемы. В таком случае это выражение — «Пой, как говоришь» — можно отнести к ним. Правильнее было бы сказать: «Говори, как поешь». Певцу надо так строить слова, чтобы не нарушить кантилены.
Слова, по выражению педагогов по вокалу, должны «нанизываться, как бусинки на ниточку», на вокальную линию. Красивые речевые голоса еще не говорят ничего о певческих способностях. Вспомните актерскую речь. Тембристые речевые голоса сменялись на посредственное пение. В большинстве случаев учащимся не так-то легко переходить с речи к пению.
Итак, речь и пение разнятся по механизму работы гортани и всего артикуляционного аппарата. В чем же? Рентгенографические снимки певцов при произнесении звуков сравнивались с пением этих звуков. В основном это касается гласных, согласные же почти не меняют состояние аппарата. Итак, приведем ряд отличий формирования гласных и согласных в пении и в речи, а, значит, и в работе всего артикуляционного аппарата.
- Основное отличие — это положение гортани в речи и пении. Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохраняется узким (сужение). Гортань сохраняет в пении свое постоянное положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады.
В пении все звуки должны быть равновокальны, т. е. они должны сохранять единый тембр, вибрато, а значит, и певческие форманты — высокую и низкую.
- В пении артикуляционный аппарат работает в условиях изменившейся длины надставной трубки и более широко открытого рта. Поэтому аппарат приспосабливается к новым положениям или позициям, при которых будут организованы нужные размеры ротовой и глоточной полостей для образования нужных формант, а значит, и конкретных гласных.
- Певческие гласные отличаются от речевых еще и тем, что они более округлы и, как правило, имеют смешанный характер: поется не чистая а, а с примесью о или ё, и т. д.
- В пении губы могут принимать характерное для разных гласных положение, но лишь в начальный момент, — затем они переходят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пение на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами чуть вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.
- При пении меняется и уклад языка. Есть педагоги, которые придерживаются классического уклада языка в пении — ложечкой, горб или подъем языка не признается ими. Но в результате рентгено графических исследований было замечено, что это положение применимо для сопрано и теноров, у более низких голосов чаще встречается положение языка в виде горба. Уклады языка в пении находятся в соответствии с импендансом и не могут рассматриваться вне зависимости от конфигураций надставной трубы.
- Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с речью положение. Правда, на положение мягкого нёба в пении есть два взгляда: одни считают, что его надо поднимать высоко, другие это отрицают. Отсюда берутся и разные приемы.
- В пении в отличие от речи глотка расширяется.
- Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Однако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных особенностей строения и от условий формирования импенданса. Сопрано, пользующееся малым импендансом, могут широко открывать рот. Голоса, требующие большего импенданса, могут незначительно открывать рот.
Для учащегося самое важное — научиться произносить согласные так, чтобы не нарушалась вокальная линия, т.е. кантилена, а гласные — так, чтобы они не искажались до неузнаваемости и не изменяли смысл слова. Ясность дикции в значительной мере зависит от высокой позиции звука, над которой и работают педагоги-вокалисты. При таком пении создаются наиболее оптимальные условия для работы губ и кончика языка.
Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Ряд упражнений тренировочного характера содержится в книге Е. Саричевой «Техника сценической речи». Существуют и специальные слоговые упражнения в методическом пособии Л.Д. Гордеевой, к которым полезно было бы обратиться. Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокальной артикуляции. Причина — в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков. Поэтому наиболее эффективными для развития дикции являются:
- вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных; — аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.
В культуре живой речи существуют законы орфоэпии — законы правильного произношения слова. Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным. Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости.
Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя». Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».
Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, думается, что обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу. И. Бараш Поэма о человеческом голосе
У вас много друзей или коллег, которым нужно сообщить важную новость? Выполнить быструю смс рассылку по расписанию можно с помощью сервиса smsdelivery.ru. В мгновение ока все ваши смс-сообщения будут разосланы по адресатам.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Работа артикуляционного аппарата в речи и в пении"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.