Надежда Ивановна Забела‑Врубель
родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. Ее отец, Иван
Петрович, государственный служащий, интересовался живописью, музыкой и
способствовал разностороннему воспитанию своих дочерей — Екатерины и Надежды. С
десяти лет Надежда училась в Киевском институте благородных девиц, который
окончила в 1883 году с большой серебряной медалью.
С 1885 по 1891 год
Надежда учится в Петербургской консерватории, в классе профессора Н.А. Ирецкой.
«Для искусства нужна голова», — говорила Наталия Александровна. Для
решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала кандидаток у себя дома,
подробнее знакомилась с ними.
Вот что пишет Л.Г.
Барсова: «Вся палитра красок строилась на безукоризненном вокале: чистый тон
как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается. Формирование тона не
сковывало артикуляцию рта: „Согласные поют, не запирают, а поют!" —
подсказывала Ирецкая. Самым большим недостатком она считала фальшивую
интонацию, а форсированное пение рассматривалось как величайшее бедствие —
следствие неблагополучного дыхания. Вполне современными были следующие
требования Ирецкой: „Надо уметь держать дыхание, пока вы поете фразу, —
легко вдохните, подержите диафрагму, пока поете фразу, чувствуйте состояние
пения". Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…»
Уже участие в
студенческом спектакле «Фиделио» Бетховена 9 февраля 1891 года обратило
внимание специалистов на молодую певицу, исполнившую партию Леоноры. Рецензенты
отметили «хорошую школу и музыкальное понимание», «сильный и хорошо
поставленный голос», при этом указывали на недостаток «в умении держаться на
сцене».
После окончания
консерватории Надежда по приглашению А.Г. Рубинштейна совершает концертную
поездку по Германии. Затем она отправляется в Париж — совершенствоваться у М.
Маркези.
Сценическая карьера
Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И.Я. Сетова. В Киеве она
исполняет партии Недды («Паяцы» Леонкавалло), Елизаветы («Тангейзер» Вагнера),
Микаэлы («Кармен» Бизе), Миньон («Миньон» Тома), Татьяны («Евгений Онегин»
Чайковского), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Кризы («Нерон»
Рубинштейна).
В роли Снегурочки в опере Н. Римского-Корсакова
Особо надо выделить роль
Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной
классике. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно
трактует его. Вот один из киевских отзывов: «Г‑жа Забела, с которой мы
познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом
отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с
первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего
вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной
сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и
расположением публики».
После Киева Забела
выступает в Тифлисе, где в ее репертуаре появляются партии Джильды («Риголетто»
Верди), Виолетты («Травиата» Верди), Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно), Инеи
(«Африканка» Мейербера), Тамары («Демон» Рубинштейна), Марии («Мазепа»
Чайковского), Лизы («Пиковая дама» Чайковского).
В 1896 году Забела
выступала в Петербурге, в Панаевском театре. На одной из репетиций оперы
Хумпердинка «Гензель и Гретель» произошла встреча Надежды Ивановны с будущим
мужем. Вот как об этом рассказала она сама: «Я была поражена и даже несколько
шокирована тем, что какой‑то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку,
воскликнул: „Прелестный голос!" Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне
представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель" — и в сторону мне
сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный"».
После премьеры оперы
«Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее
сестра «заметила, что Надя как‑то особенно моложава и интересна, и сообразила,
что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель».
Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».
28 июля 1896 года в
Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала
сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во‑первых,
он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда
с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность
относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся
иметь на него влияние».
В образе Царевны-Лебедь на картине М. Врубеля
Как наиболее любимую
Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Впервые пела ее в Киеве, в
Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове — для дебюта. Об
этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896
года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда
Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой
держаться… Уже репетиции „Онегина" сказали об удельном весе Татьяны — Забелы.
Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Спектакль „Онегин" прошел
прекрасно». Талант ее расцвел в Мамонтовском театре, куда она была приглашена
Саввой Ивановичем осенью 1897 года вместе с мужем. Вскоре произошла ее встреча
с музыкой Римского‑Корсакова.
Впервые певицу Римский‑Корсаков
услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». «Можно себе
представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной
партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения оказались
преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и
получила от него полное одобрение».
Образ Волховы отвечал
индивидуальности артистки. Оссовский писал: «Когда она поет, чудится — перед
вашими глазами колыхаются и проносятся бесплотные видения, кроткие и… почти
неуловимые… Когда приходится им испытывать горе, это не горе, а глубокий вздох,
без ропота и надежд».
Сам Римский‑Корсаков
после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую Царевну,
что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и
останется в моем воображении…»
Вскоре Забелу‑Врубель
стали называть «корсаковской певицей». Она стала главным действующим лицом в
постановке таких шедевров Римского‑Корсакова, как «Псковитянка», «Майская
ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога»,
«Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».
Римский‑Корсаков не
скрывал своего отношения к певице. По поводу «Псковитянки» он говорил: «Я
вообще считаю Ольгу лучшей ролью у вас, хотя бы даже и не был подкуплен
присутствием на сцене самого Шаляпина». За партию Снегурочки Забела‑Врубель
тоже удостоилась высочайшей оценки автора: «Так спетой Снегурочки, как Надежда
Ивановна, я раньше не слыхивал».
Некоторые свои романсы и
оперные партии Римский‑Корсаков сразу писал в расчете на артистические
возможности Забелы‑Врубель. Здесь надо назвать и Веру («Боярыня Вера Шелога»),
и Царевну‑Лебедь («Сказка о царе Салтане»), и царевну Ненаглядную Красу («Кощей
Бессмертный»), и, конечно, Марфу, в «Царской невесте».
22 октября 1899 года
состоялась премьера «Царской невесты». В этой партии проявились лучшие черты
дарования Забелы‑Врубель. Недаром современники называли ее певицей женской
души, женской тихой грезы, любви и грусти. И при этом кристальная чистота
звуковедения, хрустальная прозрачность тембра, особая нежность кантилены.
Критик И. Липаев писал:
«Г‑жа Забела оказалась прекрасной Марфой, полной кротких движений, голубиного
смирения, а в ее голосе, теплом, выразительном, не стесняющемся высотой партии,
все пленяло музыкальностью и красотой… Забела бесподобна в сценах с Дуняшей, с
Лыковым, где все у нее любовь и надежда на розовое будущее, и еще более хороша
в последнем акте, когда уже зелье отравило бедняжку и весть о казни Лыкова
сводит ее с ума. И вообще Марфа в лице Забелы нашла редкую артистку».
Отзыв другого критика — Кашкина:
«Забела удивительно хорошо поет арию[Марфы]. Этот номер требует довольно
исключительных голосовых средств, и едва ли у многих певиц найдется в самом
высоком регистре такое прелестное мецца воче, каким щеголяет Забела. Трудно
себе представить эту арию, спетую лучше. Сцена и ария сумасшедшей Марфы была
исполнена Забелой необыкновенно трогательно и поэтично, с большим чувством
меры». Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и Энгель: «Очень хороша
была Марфа[Забела], сколько теплоты и трогательности было в ее голосе и в
сценическом исполнении! Вообще, новая роль почти целиком удалась артистке; чуть
ли не всю партию она проводит в каком‑то мецца воче, даже на высоких нотах, что
придает Марфе тот ореол кротости, смирения и покорности судьбе, который,
думается, рисовался в воображении поэта».
Большое впечатление
Забела‑Врубель в роли Марфы произвела на О.Л. Книппер, которая писала Чехову:
«Вчера я была в опере, слушала второй раз „Царскую невесту". Какая дивная,
тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Я
так хорошо плакала в последнем акте — растрогала она меня. Она удивительно
просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной
крикливой ноты, так и баюкает. Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма,
чистоты — просто из головы у меня не выходит».
Разумеется, оперный
репертуар Забелы не ограничивался музыкой автора «Царской невесты». Она была
отличной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной
опере Чайковского, ей удавался даже образ Мими в «Богеме» Пуччини. И все же
наибольший отклик вызывали в ее душе русские женщины Римского‑Корсакова.
Характерно, что и его романсы составляли основу камерного репертуара Забелы‑Врубель.
В самой горестной судьбе
певицы было что‑то от героинь Римского‑Корсакова. Летом 1901 года у Надежды
Ивановны родился сын — Саввочка. Но уже через два года он заболел и умер. К
тому добавилась и душевная болезнь мужа. Врубель умер в апреле 1910 года. Да и
сама ее творческая карьера, во всяком случае театральная, была несправедливо
короткой. После пяти лет блистательных выступлений на сцене Московской частной
оперы, с 1904 по 1911 год Забела‑Врубель служит в Мариинском театре.
В роли Оксаны в опере П. Чайковского "Черевички"
Мариинский театр имел
более высокий профессиональный уровень, но в нем отсутствовала атмосфера
праздника, влюбленности, которая царила в театре Мамонтова. М.Ф. Гнесин писал с
огорчением: «Когда я однажды попал в театр на „Садко" с ее участием, я не мог
не огорчиться какой‑то ее незаметностью в спектакле. Внешний облик ее, да и
пение были для меня обаятельны по‑прежнему, и все же это была по сравнению с
прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая
картину, написанную масляными красками. Вдобавок окружение ее на сцене было
лишено поэзии. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась
во всем».
На императорской сцене ей
так и не довелось исполнить партию Февронии в опере Римского‑Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже». А современники утверждают, что на
концертной эстраде эта партия звучала у нее великолепно.
Но камерные вечера Забелы‑Врубель
продолжали привлекать внимание истинных ценителей. Последний ее концерт
состоялся в июне 1913 года, а 4 июля 1913 года Надежды Ивановны не стало.
Источник:Д. Самин 100 великих вокалистов. - М.: Вече, 2002.
Кто владеет информацией - тот владеет миром. А где найти все необходимые сведения, как не в Интернете? Однако чтобы получить нудную информацию вовсе необязательно путешествовать по его бесконечным просторам. Ведь можно познакомиться с инфографикой. В небольшой таблице собраны главные факты по теме, иллюстрации и выводы. Далеко ходить не надо - ведь нудное у вас под рукой!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Надежда Забела‑Врубель. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.