Мысль об опере на сюжет германского национального
эпоса — сказания о Зигфриде и нибелунгах — зародилась у Вагнера осенью 1848
года. Объединив различные сюжетные мотивы, он изложил их в небольшой статье. На
основе последнего ее раздела за шестнадцать дней было написано либретто оперы «Смерть
Зигфрида» и сделано несколько музыкальных набросков. Революционные события
прервали работу над музыкой; первоначальный замысел стал изменяться.
Вагнера
настолько увлек образ Зигфрида, что он решил посвятить ему еще одну оперу, «Юный
Зигфрид», либретто которой было написано за три недели в 1851 году. Но и этих
двух частей композитору показалось недостаточно, чтобы охватить все богатство
народного сказания: в июне следующего года он написал либретто оперы "Валькирия",
повествующей о судьбе родителей главного героя, а в ноябре закончил работу над
текстом пролога всего цикла, "Золото Рейна", рассказывающего о первопричинах
трагических событий. В конце 1852 года либретто всей тетралогии, названной — «Кольцо
нибелунга», было завершено и вскоре издано. Однако текст финала еще
неоднократно переделывался, изменялись названия двух последних частей, и лишь в
1863 году текст тетралогии приобрел свой окончательный вид.
Работа над музыкой также растянулась на многие годы.
В 1854 году была закончена первая часть — "Золото Рейна" Тотчас же принявшись за сочинение музыки "Валькирии", Вагнер завершил
ее в 1856 году. Тогда же он начал работу над "Зигфридом", но в 1857 году,
написав полтора акта, вынужден был надолго прервать сочинение оперы. Лишь после
создания "Тристана и Изольды" и "Мейстерзингеров", поздней осенью 1868 года Вагнер принялся за третий акт "Зигфрида". Но теперь работа шла с трудом: "Зигфрид"
был закончен в 1871 году, параллельно писалась последняя часть — "Гибель богов".
Только в 1874 году, через 21 год после начала работы
над музыкой и через 26 лет после создания либретто первой оперы, тетралогия «Кольцо
нибелунга» была, наконец, завершена.
Вагнер настаивал на постановке всего цикла целиком.
Однако против его воли в Мюнхене состоялись премьеры "Золото Рейна" (22
сентября 1869 года) и "Валькирии" (26 апреля 1870 года). Постановка всей
тетралогии в специально построенном для вагнеровских опер театре в Байрейте
(Бавария) 13—17 августа 1876 года вылилась в большое художественное событие
мирового масштаба.
Литературные
источники «Кольца нибелунга» многообразны. Корни сказания о нибелунгах
уходят в глубокую древность германских племен. Один из наиболее
старинных его вариантов запечатлен в «Старшей Эдде» — сборнике
мифологических и героических песен, записанных в Скандинавии в XII—XIII
веках (датированы примерно IX—XI веками). На ее основе в середине XIII
века возникла прозаическая «Песня о Вельсунгах», она и послужила главным
источником вагнеровского
либретто. В меньшей мере был использован немецкий вариант сказания —
«Песнь о нибелунгах», зато важную роль сыграла немецкая «народная книга»
о неуязвимом («роговом») Зигфриде и различные сказки.
В старинном сказании Вагнер увидел актуальный,
современный смысл. Солнечный Зигфрид, не знающий страха, был для него «вожделенным,
чаемым нами человеком будущего», «социалистом-искупителем, явившимся на землю,
чтобы уничтожить власть капитала». Недаром, бросая вызов буржуазной морали,
композитор сделал его незаконнорожденным: Зигфрид — сын брата и сестры. Важное
значение в трактовке Вагнера приобрел образ верховного бога Вотана —
нерешительного, разъедаемого рефлексией, склонного к философствованию, а не к
действию, подавленного злом и несправедливостью, царящими вокруг. «Вотан до
мельчайших деталей похож на нас, — писал Вагнер другу. — Он — свод всей
интеллигентности нашего времени… Такая именно фигура, — ты должен это признать,
— представляет для нас глубочайший интерес». А нибелунг Альберих для Вагнера —
это современный банкир: «Если мы вообразим в руках нибелунга вместо золотого
кольца биржевой портфель, то получим законченную картину страшного образа
современного владыки мира».
Одна из основных тем «Кольца нибелунга» — тема
губительной власти золота — приобрела остро современное, антикапиталистическое
звучание. И всемогущие боги, и сильные, но недалекие великаны, и коварные
нибелунги, и люди — смелые и отважные, робкие и трусливые, — все охвачены
стяжательством, жаждой богатства, власти, готовы отречься от человеческих
чувств, встать на путь насилия, лжи и обмана. Вагнер страстно желает гибели
этого несправедливого общества, гигантской катастрофы, которая разрушит весь
мир — и погребет под его обломками все пороки и преступления людей. Но если в
годы революционного подъема, только приступая к работе над «Нибелунгами», Вагнер глубоко верил, что на развалинах старого мира родится новое, невиданно
прекрасное человеческое общество, — то разгром революции и торжество буржуазии
подорвали веру композитора в грядущую победу, в близость царства свободы,
правды и красоты. Гибель лучшего из героев, никому не приносящая избавления,
придает финалу мрачно-трагические черты. Лишь в музыке, в последней
просветленной теме, пробивается луч надежды.
Губная гармошка - прекрасный инструмент, актуальный во все времена. Научиться играть на нем можно самостоятельно. Для этого вам понадобиться лишь губная гармошка самоучитель. Но еще лучше научиться искусству игры на этом инструменте у настоящих профессионалов в школе игры на губной гармонике Harmonica.kiev.ua
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Кольцо Нибелунга. Р. Вагнер"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.