"Богатство
характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного
(половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор,
глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина
(воспроизводящую на театре характернейшие сцены „Слова о полку
Игоревом") монументальным явлением русской музыки, родственным по силе
и оригинальности с „"усланом" Глинки в одних отношениях, с „Борисом Годуновым" Мусоргского— в других, оригинальным, новым и поразительным — повсюду."
Так в 1883 году писал об опере А. П. Бородина "Князь Игорь"
В. В. Стасов в статье "Наша музыка за последние 25 лет". В этих
словах—верная оценка оперы и справедливое определение ее значения для
русской музыки. На близость "направления" музыки "Князя Игоря" к "Руслану и Людмиле" Глинки
указывал и сам Бородин, посвятивший свою оперу памяти великого русского
композитора.Величавые и трагические образы былинного эпоса привлекали
композитора издавна.
В середине 1860-х годов, по-видимому, еще до
создания в 1867 году пародийной "оперы-фарса" "Богатыри", зло
высмеивавшей ложный историзм некоторых "русских" опер того времени, он
задумал написать оперу "Василиса Микулишна" (на тему двух былин из
сборника П. В. Киреевского). В 1868 году Бородина занимал подсказанный
ему М. А. Балакиревым сюжет драмы "Царская невеста"Л. А. Мея.
Наконец, 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой
Стасов указал Бородину на "Слово о полку Игореве".Получив уже на
следующий день от Стасова сценарий оперы, композитор сейчас же ему
написал: "Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не
знаю. Волков бояться — в лес не ходить. Попробую". Через год
первоначальная увлеченность сменилась временным разочарованием; однако
давняя любовь к русскому героическому эпосу взяла верх над
соображениями о его несовременности, разгорелась творческая фантазия, и
с 1874 года сочинение "Князя Игоря" стало основным композиторским делом
Бородина.Первоначальный сценарий Стасова он коренным образом
переработал. Отойдя от принципов музыкально-исторической драмы, Бородин
создал произведение историко-эпическое, в основу которого положены
реальные события, но несколько измененные композитором, не ставившим
себе целью придерживаться их точной последовательности.
Тем самым в
"Князе Игоре" Бородин гениально соединил две линии оперного творчества
Глинки — историко-драматическую ("Иван Сусанин") и былинно-эпическую "Руслан и Людмила").Злополучный
поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев
в 1185 году поэтически описан в "Слове о полку Игореве", безымянном
памятнике русской литературы XII века. Отдельные фрагменты подлинного
текста "Слова" вошли в либретто оперы; его написал, используя
исторические материалы, сам композитор.Основная патриотическая мысль
произведения Бородина та же, что и в "Слове о полку Игореве": духовное
величие народа, его любовь к родной земле, стойкость в защите ее от
врагов. Соответственно, в опере главное внимание и симпатии автора
сосредоточены на русском народе и на "тех, кто с ним",—князе Игоре,
Ярославне, приближенных к ним боярах; им Бородин противопоставил
беспутного смутьяна князя Владимира Галицкого с его "разгулявшейся
челядью" и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком.Содержание
оперы многопланово. Величавость народных сцен сменяется лирикой
любовных признаний, томной негой каватины Конча-ковны и хора половецких
невольниц, тяжелое раздумье князя Игоря — комическими выходками гу
дошников Скулы и Ерошки.Свои взгляды на сочинение оперной музыки
композитор изложил в письме Л. И. Кармалиной.
Бородин признавался в
предпочтении пения кантиленного, стремлении к широким и закругленным
формам, письму "крупными штрихами", ясности и яркости музыкального
материала. "Голоса на первом плане, оркестр — на втором." Благодаря
этому в сценах речитативных, связующих портретные,— законченные по
форме арии и каватины, вокальная линия никогда не теряет
индивидуализированной напевности. "Крупными штрихами" создана
монолитная конструкция массовых народных сцен в Прологе и финале оперы.
Их музыкальный язык — так же как хоров девушек, бояр в тереме
Ярославны, поселян — построен на обобщении элементов русской народной
песни (нигде, притом, не цитированной).Народ в опере воодушевлен одним
общим чувством и когда страдает, и когда, по древнему обычаю, славит
князей, или полон патриотического ликования. С народом неразрывно
связан князь Игорь (который имеет мало общих черт с историческим
Игорем, известным по летописям и "Слову"). Он мужественно идет "на
брань с врагом Руси"; плененный, мучительно печалится тому, что родина
теперь "стонет... в когтях могучих"; и смело бежав от половцев,
возвращается в Путивль, для которого пройдет теперь "пора бездолья".
В
непростом образе его противника хана Кончака сливаются своенравие и
свирепость с великодушием и благородством. А душевная глубина, ласковая
прелесть Ярославны, плачем-песней "обращавшей" горе родной земли,
далеки от бурной страсти Кончаковны.
В
красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях,—
пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то
стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин
талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и
среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам.Интересно, что в
"Князя Игоря" композитор частично включил музыку, написанную в 1872
году для оперы-балета "Млада", работа над которой во многом
способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении
принимали также участие Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А.
Римский-Корсаков.) В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими
замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и
на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на "подталкивания"
друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде.
15 февраля 1887 года
он внезапно скончался, не дописав оперу. Труд закончить по памяти и
черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н. А. Римский-Корсакови А.К. Глазунов.Через
три с половиной года, 23 октября 1890 года, "Князь Игорь" был впервые
поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года
выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С. Н.
Кругликов назвал тогда оперу "младшим братом „Руслана""."„Князь
Игорь"—опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу
всякого русского", — писал один из рецензентов после первого спектакля.
В 1898 году "Князь Игорь" прошел в Большом театре в Москве с участием
Л. В. Собинова (Владимир Игоревич) и Ф. Шаляпина
(князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в
советских музыкальных театрах и за рубежом. Новую редакцию "Князя Игоря"
на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале
1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е.М. Левашов и
профессор Московской государственной консерватории Ю.А. Фортунатов. В
этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского
Союза и ГДР. "Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении
слова и вместе "национален" в такой мере и могучести, как самые высокие
композиторы русской школы" — справедливо оценил В. В. Стасов творчество
Бородина.
ИСТОЧНИК: 25 оперных произведений. - М., 1983.
Розы, лилии, каллы, ромашки... Роскошные свадебные букеты для самой красивой в мире невесты.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "КНЯЗЬ ИГОРЬ. Александр Бородин"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.