Добавить компанию




ОПЕРА

ИСТОРИЯ
ОПЕРЫ
ЛИБРЕТТО
КОМПОЗИТОРЫ
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ОПЕРА » ОПЕРЫ




КНЯЗЬ ИГОРЬ. Александр Бородин

Просмотров: 13503 | Рейтинг: 5.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

"Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина (воспроизводящую на театре характернейшие сцены „Слова о полку Игоревом") монументальным явлением русской музыки, родственным по силе и оригинальности с „"усланом" Глинки в одних отношениях, с „Борисом Годуновым" Мусоргского— в других, оригинальным, новым и поразительным — повсюду."

Так в 1883 году писал об опере А. П. Бородина "Князь Игорь" В. В. Стасов в статье "Наша музыка за последние 25 лет". В этих словах—верная оценка оперы и справедливое определение ее значения для русской музыки. На близость "направления" музыки "Князя Игоря" к "Руслану и Людмиле" Глинки указывал и сам Бородин, посвятивший свою оперу памяти великого русского композитора.Величавые и трагические образы былинного эпоса привлекали композитора издавна.

В середине 1860-х годов, по-видимому, еще до создания в 1867 году пародийной "оперы-фарса" "Богатыри", зло высмеивавшей ложный историзм некоторых "русских" опер того времени, он задумал написать оперу "Василиса Микулишна" (на тему двух былин из сборника П. В. Киреевского). В 1868 году Бородина занимал подсказанный ему М. А. Балакиревым сюжет драмы "Царская невеста"Л. А. Мея. Наконец, 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой Стасов указал Бородину на "Слово о полку Игореве".Получив уже на следующий день от Стасова сценарий оперы, композитор сейчас же ему написал: "Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться — в лес не ходить. Попробую". Через год первоначальная увлеченность сменилась временным разочарованием; однако давняя любовь к русскому героическому эпосу взяла верх над соображениями о его несовременности, разгорелась творческая фантазия, и с 1874 года сочинение "Князя Игоря" стало основным композиторским делом Бородина.Первоначальный сценарий Стасова он коренным образом переработал. Отойдя от принципов музыкально-исторической драмы, Бородин создал произведение историко-эпическое, в основу которого положены реальные события, но несколько измененные композитором, не ставившим себе целью придерживаться их точной последовательности.

Тем самым в "Князе Игоре" Бородин гениально соединил две линии оперного творчества Глинки — историко-драматическую ("Иван Сусанин") и былинно-эпическую "Руслан и Людмила").Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в "Слове о полку Игореве", безымянном памятнике русской литературы XII века. Отдельные фрагменты подлинного текста "Слова" вошли в либретто оперы; его написал, используя исторические материалы, сам композитор.Основная патриотическая мысль произведения Бородина та же, что и в "Слове о полку Игореве": духовное величие народа, его любовь к родной земле, стойкость в защите ее от врагов. Соответственно, в опере главное внимание и симпатии автора сосредоточены на русском народе и на "тех, кто с ним",—князе Игоре, Ярославне, приближенных к ним боярах; им Бородин противопоставил беспутного смутьяна князя Владимира Галицкого с его "разгулявшейся челядью" и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком.Содержание оперы многопланово. Величавость народных сцен сменяется лирикой любовных признаний, томной негой каватины Конча-ковны и хора половецких невольниц, тяжелое раздумье князя Игоря — комическими выходками гу дошников Скулы и Ерошки.Свои взгляды на сочинение оперной музыки композитор изложил в письме Л. И. Кармалиной.

Бородин признавался в предпочтении пения кантиленного, стремлении к широким и закругленным формам, письму "крупными штрихами", ясности и яркости музыкального материала. "Голоса на первом плане, оркестр — на втором." Благодаря этому в сценах речитативных, связующих портретные,— законченные по форме арии и каватины, вокальная линия никогда не теряет индивидуализированной напевности. "Крупными штрихами" создана монолитная конструкция массовых народных сцен в Прологе и финале оперы. Их музыкальный язык — так же как хоров девушек, бояр в тереме Ярославны, поселян — построен на обобщении элементов русской народной песни (нигде, притом, не цитированной).Народ в опере воодушевлен одним общим чувством и когда страдает, и когда, по древнему обычаю, славит князей, или полон патриотического ликования. С народом неразрывно связан князь Игорь (который имеет мало общих черт с историческим Игорем, известным по летописям и "Слову"). Он мужественно идет "на брань с врагом Руси"; плененный, мучительно печалится тому, что родина теперь "стонет... в когтях могучих"; и смело бежав от половцев, возвращается в Путивль, для которого пройдет теперь "пора бездолья".
   
В непростом образе его противника хана Кончака сливаются своенравие и свирепость с великодушием и благородством. А душевная глубина, ласковая прелесть Ярославны, плачем-песней "обращавшей" горе родной земли, далеки от бурной страсти Кончаковны.
   
В красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях,— пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам.Интересно, что в "Князя Игоря" композитор частично включил музыку, написанную в 1872 году для оперы-балета "Млада", работа над которой во многом способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении принимали также участие Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.) В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на "подталкивания" друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде.

15 февраля 1887 года он внезапно скончался, не дописав оперу. Труд закончить по памяти и черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н. А. Римский-Корсакови А.К. Глазунов.Через три с половиной года, 23 октября 1890 года, "Князь Игорь" был впервые поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С. Н. Кругликов назвал тогда оперу "младшим братом „Руслана""."„Князь Игорь"—опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского", — писал один из рецензентов после первого спектакля.

В 1898 году "Князь Игорь" прошел в Большом театре в Москве с участием Л. В. Собинова (Владимир Игоревич) и  Ф. Шаляпина (князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом. Новую редакцию "Князя Игоря" на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е.М. Левашов и профессор Московской государственной консерватории Ю.А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР. "Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе "национален" в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы" — справедливо оценил В. В. Стасов творчество Бородина.
   

ИСТОЧНИК: 25 оперных произведений. - М., 1983.


Розы, лилии, каллы, ромашки... Роскошные свадебные букеты для самой красивой в мире невесты.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "КНЯЗЬ ИГОРЬ. Александр Бородин" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2009-10-06


Теги: КНЯЗЬ ИГОРЬ, опера, БОРОДИН

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0