Для того чтобы научиться хорошо петь необходимо изучить свой инструмент — голос. Нужно овладеть вокальными техническими приёмами и навыками, без которых невозможно добиться эстетически приемлемого звука (необходимого для певческой работы звукообразования), совершенной техники звуковедения.
Чтобы стать мастером вокального искусства, необходимо пройти долгую и трудную школу «технической» выучки. Даже при наличии выдающихся вокальных данных только путём длительного обучения достигается уровень мастерства — осознанного и сознательного, — позволяющий без ущерба для голоса (и без искажения музыкального замысла композитора) профессионально заниматься вокальным исполнительством. Очень не просто певцу изучить свой инструмент, научиться на нём играть — петь. Певец лишён возможности видеть работу своего внутреннего аппарата: находить наиболее выгодное и удобное положение гортани, глотки, дыхания. Только гениально одарённый певец может, ориентируясь на зыбкие внутренние ощущения, интуитивно понять и контролировать работу своего инструмента. Всем остальным необходима помощь квалифицированного педагога. При этом, заметим, выдающиеся педагоги утверждают: «научить нельзя, можно только научиться». Иначе говоря, без личного активного процесса познания студентом самого себя, никакой, даже самый великий педагог не сможет дать своему подопечному необходимых знаний.
Человеческой природе свойственно стремиться как можно глубже проникнуть в тайны разных явлений. Нас интересует тайна звукообразования, т. е. техника звукоизвлечения. Для начала мы обратимся к истории вопроса.
Что о певческом голосе знали в давние времена? О технике пения многое знали древние греки (античная культура была достаточно развитой даже в современном понимании). Они оставили нам в наследство знания о различных видах искусств, в том числе об искусстве музыки и пения. О голосе и голосообразовании рассуждали философы и учёные, например, Гиппократ.
В эпоху Возрождения проводились исследования, и даже эксперименты с певческим голосом. Известны подобного рода занятия великого художника, учёного и мыслителя Леонардо да Винчи. Он, вероятно, одним из первых проводил эксперименты с дыхательными органами умерших и первым выполнил рисунки гортани. Любопытно, что Леонардо не считал гортань единственным источником звука (его догадка была блестяще подтверждена в 1812 году русским физиологом Ильёй Грузиновым), а рассматривал звукообразование комплексно, с участием всей дыхательной системы человека. Позднее патологоанатом Везавий также подтвердил, что голос образуется в дыхательной системе — в узком пространстве внутри гортани. Отдавая должное Везавию, заметим, что в действительности задействованная в процессе звукообразования гортань хоть и очень важный орган, но не единственный. Сегодня нам известно, что в образовании звука принимают участие и бронхи, и (прежде всего) трахейная мембрана, и гортань, и резонаторы.
Помимо нахождения наилучшего положения гортани, правильного (достаточного) расширения глотки, свободного (и снова же достаточного) дыхания, есть ещё немаловажная проблема — способ извлечения звука. Итак, мы сталкиваемся с трудностью, которая связана с тем, что процесс пения выходит за рамки полностью сознательного контроля, ибо он совершается рефлекторно. Касается это и интонирования звуковой высоты, т. е. повышения или понижения тона.
Именно поэтому многовековая вокально-педагогическая практика, наряду с предметным воспитанием острого музыкального слуха, выработала многочисленные специфически вокальные рекомендации и приёмы, позволяющие музицировать голосом. Это касается положения гортани, правильного открытия рта и раскрытия глотки, артикуляции гласных, вокального дыхания и т. п., о чём уже упоминалось выше.
По большому счёту существует два основополагающих метода воспитания певческого голоса: первый опирается на знания физиологии и акустики певческого голоса, другой полагается на эмпирический подход. В зависимости от талантливости педагогов, оба метода дали как огромное количество выдающихся мастеров bel canto, так и примеров загубленных карьер. Современный уровень информации по рассматриваемому вопросу позволяет утверждать: в современной практике наиболее эффективным методом, гарантирующим высокое качество развития певческого голоса, следует считать тот, который предполагает наличие у педагога помимо художественного вкуса, знаний в области музыки вообще и музыкальных стилей в частности, исполнительских традиций, ещё и глубокие знания из области физиологии и акустики голоса, знаний из области психологии «художника».
Сегодня только опора на комплексные знания позволяют талантливому педагогу с большой долей вероятности развить данные ученика и придать им необходимые профессиональные качества: полный двухоктавный диапазон, силу, выносливость (физическую и психологическую), красивый (категория эстетическая) тембр и художественную выразительность голоса. То есть — вооружить умением передавать слушателям эмоциональное содержание исполняемой музыки, — то, что Б. А. Покровский называет термином «музицирование смыслами».
Источник: Бучель В.Н. Азбука резонансного пения (основы звукоизвлечения). - Минск, 2005.
Хотите зарабатывать в интернете? Не расстраивайтесь, что у вас нет сайта. Вам помогут партнерские программы заработка без сайта. Только попробуйте