Сегодня наука описала работу гортани во всех подробностях. Нам известно, что гортань — это очень мобильный важный человеческий орган. Она состоит из трёх хрящей и из 13 пар мышц. Из них 9 пар мышц поднимают гортань и 4 пары опускают её. Мышцы, поднимающие гортань, значительно больше и сильнее мышц, опускающих гортань.
«Поднимающие» мышцы обеспечивают защитный механизм жизненно важного дыхательного пути, что обеспечивает защиту дыхательной системы от попадания в неё инородных тел при приёме пищи и других ситуациях.
Подъём и опускание гортани играет решающую роль при голосообразовании. Такая способность непосредственно влияет на резонаторную систему голосового аппарата — глотку, объём и форма которой может расширяться и углубляться. Объём и мобильность глотки позволяет формировать звук разного тембра: светлого или тёмного. Мобильность глотки очень важна для совершенствования вокальной техники. «Вариации» глотки породили значительное количество вокальных школ, в которых легко запутаться начинающим певцам.
То же самое происходит с дыханием. Повседневное бытовое дыхание мы не замечаем — оно рефлекторно. Вокальное дыхание следует освоить сознательно, управляя мышцами живота и диафрагмы. И это отличие так же следует знать и учитывать при обучении пению.
С незапамятных времён и поныне бытуют разные мнения о певческом дыхании. Научные исследования последних десятилетий развеяли мифы о разных типах певческого дыхания и избавили педагогов и студентов от вредных предрассудков и губительной практики.
Человеку от природы дана удивительная способность и возможность сознательно, произвольно, целенаправленно изменять, регулировать, управлять своим дыханием и тренировать его. Используя свой мозг, ум, интеллект возможно приобретение правильных навыков певческого дыхания.
Мы живём, говорим и поём благодаря энергии дыхания. Наши дыхательные органы состоят из лёгких, бронхов, трахеи. От трахеи отходят два больших лёгочных бронха (в левое и в правое лёгкие). Эти большие бронхи разветвляются на средние и мелкие бронхиолы. Таким образом, внутри грудной клетки мы имеем трубки живого оргáна. Известно, что профессиональная певческая деятельность требует хорошего здоровья. А хорошее здоровье — это определённые физиологические резервы организма. Поскольку дыхательная система очень тесно связана с важнейшими жизненными процессами и функциями организма, такими как: речь, пение и др., она — дыхательная система — реагирует на многие изменения в теле человека. Поэтому дыхательная система должна находится в постоянном тренинге, в таком как спорт, физическая работа; не менее полезны контрастные температурные процедуры: баня, сауна, пение, игра на духовых инструментах .
Прежде чем говорить о певческом дыхании, изучите своё собственное дыхание. Понаблюдайте за собой и опредилите как вы дышите: ключичным, грудным или диафрагмальным дыханием.
Предлагаем вам измерить своё дыхание и свои физиологические резервы организма. Предлагаемый вам тест проверен многолетней медицинской практикой и не вызывает сомнений в объективности его показаний. Тест покажет уровень вашей жизненной энергии на все виды жизнедеятельности, в том числе и на пение.
Контрольная пауза. После спокойного выдоха закройте нос двумя пальцами и следите за секундомером. После первой лёгкой нехватки воздуха, которую можно перетерпеть, контрольная пауза закончилась. Не удивляйтесь, если она будет короткой. Даже у натренированных спортсменов она не превышает 40–50 секунд. По оценкам учёных только у абсолютно здоровых людей она превышает 60 секунд. (Мы не берём здесь во внимание ныряльщиков стран Юго-Восточной Азии, которые способны удерживать дыхание, предварительно вдохнув воздух, до четырёх–пяти минут.) Этот тест покажет уровень вашей жизненной энергии (здоровья).
Всем известно, сколько человек может прожить без еды, без воды и без воздуха. Оцените, насколько важно иметь развитую дыхательную систему.
Практика показывает, что большинство студентов-вокалистов в начале обучения не обладают хорошими физическими данными и правильным дыханием, что является некоторым препятствием в обучении пению.
Поговорим подробнее о вокальном дыхании. Это далеко не праздный вопрос, это — ключевой вопрос искусства пения. «Национальных» биоакустических законов не существует — они универсальны.
Обратимся к мнению выдающихся певцов недавнего прошлого. В их высказываниях подробно рассматривается смысл термина «прикрывая, открывай», где под словом «прикрывая» имеется ввиду прикрытие звука, а под словом «открывай» — свобода продыха. Процитируем мнение великих певцов по книге «Л. Дмитриев. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве» // Москва, 2004: Мирела Френи: В пении дыхание должно быть свободным, естественным. Дыхание специально, нарочито напряжённо взятое — это не хорошо для голоса. При напряжённом дыхании горло сжимается, сужается. Поднимаясь к верхним нотам я стараюсь максимально освободиться, сбросить всё напряжение перед новой фразой, трудным ходом. Я ищу состояния физической свободы.
Николай Гяуров:Дыхание — основа пения, связанная только со звуком. Ощущение дыхания у нас должно быть как идея, как принцип, как мысль. Идея нижнего глубокого свободного вдоха помогает избежать разных зажимов.
Магда Оливьеро:В органах дыхания всё должно быть мягко. Никакого напряжения мышц. Нужно следить за поддержанием каждого звука дыханием. Диафрагма, брюшной пресс должны поддерживать звук, а не только область живота. Всё пение совершается диафрагмой, которая регулирует выдох так, как вы хотите. Именно в этом секрет пения.
Джульетта Симионато: В пении я дышу также натурально, как в речи. Я следую принципу естественности, натуральности в дыхании и пользуюсь только диафрагмальным дыханием, удерживая дыхание внутри, а не толкая дыхание вперёд.
Маргерита Гульельми:В пении я придаю основное значение дыханию, не отпуская его ни на одно мгновние. Я не беру много дыхания. Лишнее дыхание не позволяет быть свободным. Вдох естественный, а выдох строго удержанный, и связан с поддержкой звука.
Габриелла Туччи: В пении я дышу совершенно свободно и каждую ноту, её звучание поддерживаю диафрагмой. Высокие звуки поддерживаю дыханием особенно бережно, т.е. по возможности мягко, эластичным дыханием. По моему мнению поддержка голоса дыханием — это внутренняя работа, которая должна происходить автоматически.
Джанни Раймонди: Следует сказать, что не все начинающие певцы от природы обладают сильной дыхательной системой. Я советую таким певцам разные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Это известные упражнения с книгами, которые кладут на область живота в положении лёжа и поднимают силой диафрагмы. А также дыхание йогов. Пять секунд вдох, небольшая задержка дыхания, пять секунд выдох. Я делал эти упражнения постоянно в течение учёбы и в течение певческой карьеры. Также рекомендуются систематические прогулки с глубоким дыханием через нос. Моим основным педагогом был маэстро Бара, который досконально объяснил мне работу диафрагмы в пении и что такое собственно пение. Моё дыхание только диафрагмальное, я дышу глубоко и низко: в спину, раздвигая нижние рёбра.
Фьёренце Коссотто:Я дышу только диафрагмой.
Пьеро Каппучилли: Я рекомендую стоять правильно, прямо, иметь опору и силу в ногах, тогда дыхание и диафрагма хорошо работают. Дышать следует в спину, расширяя нижние рёбра и никогда не брать много дыхания. Такое дыхание позволяет певцу распоряжаться по своему желанию.
Сестро Брускантини: Я считаю, что низкое дыхание обеспечивает певцу возможность петь до глубокой старости. Важно отдавать дыхание удержано, дозировано, вести бережно и это должно быть основным принципом в пении. Конечно дыхание всегда набирается вниз. Нижние рёбра нужно научить раздвигаться. Поскольку зона дыхания круглая, то следует брать дыхание по всей окружности — и в бока, и в спину, и в поясничную часть. Надо дышать вниз и в спину, тогда хорошо заполняется нижняя часть лёгких.
Паоло Монтарсоло: Дыхание — основа пения, и если молодой певец не умеет правильно дышать, то рано или поздно таким певцам придёт конец. Если правильно дышать, то можно с голосом делать всё что угодно. Важно уметь приспособить дыхание к запросам каждого голосового аппарата. Я всегда пытался делать вдох как можно дальше от горла, т. е. без участия груди и как можно ниже, т.е. в самый низ живота, минуя грудь. Я стал носить пояс, надевая его немного ниже талии, чтобы при вдохе чувствовать его сопротивление. Это напоминало мне о том, что дышать надо ниже этого пояса. Здесь большую роль играют движения диафрагмы, подложечки.
Следует ещё раз напомнить о том, что медицинская наука и практика отмечает, что в наше время дефекты дыхания имеют место у значительного количества молодых людей. Эти дефекты дыхания проявляются в недостаточной функции дыхательных органов, и эти дефекты может исправить только сам человек. Каждый человек в состоянии контролировать и исправлять своё дыхание, тренировать и укреплять его мускулатуру. Следует различать правильное и неправильное дыхание, поскольку звучание голоса также зависит от правильности дыхания. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство. По ощущению дыхание должно как бы «стоять на месте».
Очень важно почувствовать эту фазу выдоха. Очень важно почувствовать эту фазу выдоха на расслабленной мускулатуре всего тела и дыхания. Этот свободный выдох происходит благодаря исключительной эластичности лёгких. Поэтому так важно не перебирать дыхание и не форсировать выдох, а дать возможность лёгким плавно выдыхать воздух вместе со свободно льющимся звуком. Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Понимание вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания.
При вокальном выдохе, внутренние органы брюшной полости надавливают на диафрагму вверх по направлению к грудной клетке и снимают, тем самым, необходимость при выдохе осуществлять дополнительные усилия при звуковедении и звукообразовании. Внутренние органы брюшной полости выступают как бы в роли амортизатора или рессоры, смягчающей выдох, делая его более плавным, что способствует более свободному звуку льющегося голоса. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Например, при вдохе одновременно включаются все мышцы стенок грудной клетки и диафрагмы. Диафрагма, при этом, сокращается, и её купол опускается вниз. В это время грудная клетка слегка напрягается и обеспечивает поддержку диафрагме, а брюшной пресс во время вдоха растягивается благодаря давлению сверху диафрагмы. При выдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расставляются, а мускулатура брюшного пресса эластично сжимается. Плавность звука зависит ещё и от того, что эластичные лёгкие никогда не расслабляются полностью, обеспечивая таким образом постоянную поддержку звуку. Теперь становится более понятно значение диафрагмального дыхания в пении.
Нужно найти, ощутить и разработать принцип поршня, шприца, по которому диафрагма засасывает воздух в лёгкие. И наоборот – при выдохе напряжённые на вдохе лёгкие расслабляются и плавно сокращаются, подавая воздух на мембрану.
Физиология дыхания раскрывает нам секреты, которые имеют практическое значение для развития правильного вокального дыхания. Вдох носом, например, поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука). Следует обратить внимание на значение правильного вокального дыхания и вдоха через нос.
Как мы уже отмечали, дыхание и голос взаимосвязаны. Мы знаем из жизни и собственной практики то, что при пении дыхательные мышцы активно работают и тренируют свой тонус. В то время как при обычном дыхании напряжение этих мышц во много раз слабее. Очень важно иметь правильное представление о регуляции дыхания в пении и речи, т.е. о правильном способе образования и регуляции звука. Управление дыхательными мышцами, в частности, диафрагмой, а также мышцами носоглотки, которые принимают активное участие в регуляции дыхания.
Очень важно сохранять рабочее напряжение дыхательных мышц, не форсируя объём грудной клетки. При этих условиях качество звука будет стабильным. Пение будет свободным, если мы не будем чрезмерно вмешиваться в рефлекторный процесс выдоха. Сознательное деликатное управление выдохом в пении практикуется постоянно, чтобы выработать соответствующие рефлексы подсознательного автоматического дыхания.
Следует добавить, что естественное упражнение дыхания образуется и при смехе, вздохе, стоне и зевоте. Любопытно, что все эти физиологические свойства человека тренируют и совершенствуют дыхательную систему. Если пение укрепляет всю дыхательную систему, то смех совершенствует её эластичность, а вздохи – расслабляют её; при стонах мышцы упруго напрягаются, а при зевоте – все предыдущие воздействия комбинируются.
Все эти естественные физиологические свойства организма подсказывают нам, что пение является таким же естественным физиологическим явлением, при условии отсутствия грубого вмешательства в процесс звукообразования и звуковедения. Пение, как и речь, базируется на естественных свойствах психофизических механизмов человека.
Вы должны знать, что пение — процесс рефлекторный, а диафрагмальное дыхание — врождённый тип дыхательных движений. Нужно научиться ясно чувствовать своё дыхание, особенно это касается выдоха. Сделав несколько дыхательных движений вниз в спину и в бока, вы настроите организм на правильное, рефлекторное, естественное пение. Удержанный выдох на звуке не позволит форсировать голос. Главное — это свободное звукоизвлечение и звуковедение под полным контролем дыхания.
Чтобы успешно обучаться пению, нужно научиться расслаблять и активизировать мышцы не только участвующие в процессе звукообразования (мышцы живота, диафрагмы, глотки, шеи, мышцы языка, мышцы нижней челюсти и т. д.) и звуковедения, но и мышцы всего туловища, ибо инструмент певца — всё его тело. Освоить «расслабление» очень важно — это очень серьёзный элемент. Иначе обязательно возникают разного рода зажимы, которые, естественно, не способствуют свободному пению.
Научитесь управлять полным расслаблением всего тела. Это очередной шаг к вашему прогрессу. Расслабления и активизация мышц поможет развить «мышечную память», которая так необходима певцу. Умение «включать» нужную мускулатуру и управлять ею, является главнейшим умением, необходимым для «производства» звуков разной высоты, громкости и тембральной окраски. Постепенно, постигая механизмы звукообразования, будет видоизменяться в лучшую сторону и качество звука. Для этого тренинга будут предложены разные упражнения.
Итак, мы повторим с вами основные моменты, которые нужно знать, помнить, и соответственно пользоваться ими. Короткий вдох носом создаёт необходимые возбуждения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы, мембраны в трахее, гортани, глотки и всех резонаторов. Этот важнейший рефлекторный регулятор помогает нам в управлении дыханием и звукообразовании.
При вокальном выдохе, его плавности помогают органы брюшной полости, которые надавливают на диафрагму снизу, тем самым, снимая необходимость осуществлять дополнительные усилия при звуковедении и звукообразовании. Внутренние органы смягчают выдох, делая его более плавным, способствуя свободному и льющемуся звуку.
Нам уже известно, что при выдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расслабляются, а мускулатура брюшного пресса – эластично сжимается, тоже помогая плавному выдоху.
Плавный свободный выдох регулируется также исключительно эластичной лёгочной тканью. Не форсируя выдох, мы даём возможность лёгким плавно выдыхать воздух вместе со звуком, свободно манипулируя им. Осталось нам оценить все физиологические открытия науки, которые могут и должны вам помочь развить правильное вокальное (диафрагмальное) дыхание, а также овладеть техникой резонансного пения. Как видите, вам предстоит ещё более внимательно прислушиваться к своему организму, телу, диафрагмальному дыханию, чтобы ощутить эту тонкую физиологическую регуляцию певческого дыхания при звукообразовании и звукоизвлечении.
Итак, короткий вдох носом, диафрагма идёт вниз, мышцы живота немного вперёд, а плавный выдох и свободно льющийся звук – будет обеспечен вышеперечисленными органами. Как видите, нет необходимости прибегать к лишним мышечным усилиям и вмешиваться в физиологию выдоха, а вместо этого следует внутренним зрением обратить внимание и почувствовать этот рефлекторный механизм вдоха и выдоха, улучшая качество свободно льющегося звука в наружное пространство. Таким образом, правильное вокальное дыхание настраивает весь организм на рефлекторное пение.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Азбука резонансного пения. Гортань, глотка, дыхание, диафрагма…"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.