Пинца — первый бас Италии
XX столетия. Он легко справлялся со всеми техническими трудностями, впечатляя
великолепным бельканто, музыкальностью и тонким вкусом. Эцио Фортунио Пинца
родился 18 мая 1892 года в Риме, в семье плотника. В поисках работы родители
Эцио вскоре после его рождения переехали в Равенну. Уже в восемь лет мальчик
стал помогать отцу. Но отец вместе с тем не хотел видеть сына продолжателем
своего дела — он мечтал, чтобы Эцио стал певцом.
Но мечты мечтами, а после
потери работы отцом Эцио пришлось оставить школу. Теперь он сам как мог
поддерживал семью. К восемнадцати годам у Эцио обнаружился талант
велосипедиста: на одном крупном состязании в Равенне он занял второе место.
Может быть, Пинца и принял выгодный двухлетний контракт, но отец продолжал
считать, что призвание Эцио — пение. Пинцу‑старшего не охладил даже приговор
лучшего болонского преподавателя‑вокалиста Алессандро Веццани. Тот сказал без
обиняков: «У этого мальчика нет голоса».
Чезаре Пинца немедленно
настоял на пробе у другого преподавателя в Болонье — Руццы. На этот раз
результаты прослушивания оказались более удовлетворительными, и Руцца начал
занятия с Эцио. Не бросая плотницкой работы, Пинца быстро достиг хороших
результатов в вокальном искусстве. Более того, после того как Руцца из‑за
прогрессирующей болезни не смог продолжать его учить, Эцио добился
благосклонности Веццани. Тот даже не понял, что пришедший к нему молодой певец
был когда‑то им забракован. После того как Пинца спел арию из оперы «Симон
Бокканегра» Верди, маститый педагог не скупился на похвалы. Он не только
согласился принять Эцио в число своих учеников, но и рекомендовал в Болонскую
консерваторию. Более того, так как будущий артист не имел денег для оплаты
обучения, Веццани согласился выплачивать ему «стипендию» из личных средств.
В двадцать два года Пинца
становится солистом маленькой оперной труппы. Дебютирует в роли Оровезо
(«Норма» Беллини), довольно ответственной партии, на сцене в Санчино, близ
Милана. Добившись успеха, Эцио закрепляет его в Прато («Эрнани» Верди и «Манон
Леско» Пуччини), Болонье («Сомнамбула» Беллини), Равенне («Фаворитка»
Доницетти).
Первая мировая война
прервала стремительный взлет молодого певца — четыре года проводит он в
действующей армии.
Только после окончания
войны Пинца возвращается к пению. В 1919 году дирекция Римской оперы принимает
вокалиста в состав труппы театра. И хотя Пинца исполняет в основном
второстепенные роли, но и в них он выказывает незаурядное дарование. Это не
осталось незамеченным известным дирижером Туллио Серафином, пригласившим Пинцу
в оперный театр Турина. Спев здесь несколько центральных басовых партий, певец
решается на штурм «главной цитадели» — миланского «Ла Скала».
Великий дирижер Артуро
Тосканини в то время готовил к постановке «Мейстерзингеров» Вагнера. Дирижеру
понравилось, как исполнил Пинца партию Погнера.
Став солистом «Ла Скала»,
впоследствии под управлением Тосканини Пинца пел в «Лючии ди Ламмермур»,
«Аиде», «Тристане и Изольде», «Борисе Годунове» (Пимен) и в других операх. В
мае 1924 года Пинца вместе с лучшими певцами «Ла Скала» поет на премьере оперы
Бойто «Нерон», вызвавшей большой интерес в музыкальном мире.
«Совместные выступления с
Тосканини явились для певца подлинной школой высшего мастерства: они многое
дали артисту для понимания стиля различных произведений, для достижения в своем
исполнении единства музыки и слова, помогли полностью овладеть технической
стороной вокального искусства», — считает В.В. Тимохин. Пинца оказался в
числе тех немногих, кого Тосканини счел нужным отметить. Однажды на репетиции
«Бориса Годунова» он сказал о Пинце — исполнителе роли Пимена: «Наконец мы
нашли певца, который может петь!»
Три года артист выступал
на сцене «Ла Скала». Вскоре уже и в Европе и в Америке знали, что Пинца — один
из одареннейших басов в истории итальянской оперы.
Первые гастроли за
рубежом Пинца проводит в Париже, а 1925 году артист поет в театре «Колон» в
Буэнос‑Айресе. Еще через год, в ноябре, Пинца дебютирует в «Весталке» Спонтини
в «Метрополитен‑опера».
На протяжении более
двадцати лет Пинца оставался бессменным солистом театра и украшением труппы. Но
не только в оперных спектаклях восхищал Пинца самых взыскательных знатоков. Он
с успехом выступал и в качестве солиста со многими виднейшими симфоническими
оркестрами США.
В.В. Тимохин пишет:
"Голос Пинцы — высокий бас, несколько баритонового характера, очень
красивый, гибкий и сильный, с большим диапазоном, — служил артисту важным
средством, наряду с продуманной и темпераментной актерской игрой, для создания
жизненных, правдивых сценических образов. Богатым арсеналом выразительных
средств, как вокальных, так и драматических, певец пользовался с подлинной
виртуозностью. Требовала ли роль трагического пафоса, едкого сарказма,
величавой простоты или тонкого юмора — всегда он находил и верный тон, и яркие
краски. В трактовке Пинцы даже некоторые далеко не центральные персонажи
приобретали особую значительность и смысл. Артист умел наделить их живыми
человеческими характерами и поэтому неизбежно привлекал к своим героям
пристальное внимание слушателей, показывая удивительные примеры искусства
перевоплощения. Недаром художественная критика 20—30‑х годов называла его
«молодым Шаляпиным».
Пинца любил повторять,
что существуют три типа оперных певцов: вообще не играющие на сцене, способные
лишь имитировать и копировать чужие образцы и, наконец, стремящиеся по‑своему
осмыслить и исполнить роль. Только последние, по словам Пинцы, достойны
называться артистами.
В Пинце‑вокалисте,
типичном basso cantante, привлекали свободное владение голосом, отточенное
техническое мастерство, изящная фразировка и своеобразная грация, сделавшие его
неподражаемым в операх Моцарта. В то же время голос певца мог звучать
мужественно и страстно, с предельной экспрессией. Как итальянцу по
национальности Пинце был ближе всего именно итальянский оперный репертуар, но
артист также много выступал в операх русских, немецких и французских
композиторов".
Современники видели в
Пинце исключительно разностороннего оперного артиста: репертуар его охватывал
свыше 80 сочинений. Его наилучшими ролями признаны Дон Жуан, Фигаро («Свадьба
Фигаро»), Борис Годунов и Мефистофель («Фауст»).
В партии Фигаро Пинца
сумел донести всю красоту моцартовской музыки. Его Фигаро легкий и веселый,
остроумный и изобретательный, отличается искренностью переживаний и безудержным
оптимизмом.
С особым успехом он
выступал в операх «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» под управлением Бруно Вальтера
во время знаменитого моцартовского фестиваля (1937) на родине композитора — в
Зальцбурге. С той поры здесь каждого певца в ролях Дон Жуана и Фигаро неизменно
сравнивают с Пинцей.
Всегда с большой ответственностью
относился певец к исполнению Бориса Годунова. Еще в 1925 году в Мантуе Пинца
впервые спел партию Бориса. Но все секреты гениального творения Мусоргского он
смог узнать, участвуя в постановках «Бориса Годунова» в «Метрополитен» (в роли
Пимена) вместе с великим Шаляпиным.
Надо сказать, что Федор
Иванович хорошо относился к итальянскому коллеге. После одного из спектаклей он
крепко обнял Пинцу и сказал: «Мне очень нравится ваш Пимен, Эцио». Шаляпин
тогда не знал, что Пинца станет его своеобразным наследником. Весной 1929 года
Федор Иванович покинул «Метрополитен», и прекратился показ «Бориса Годунова».
Только через десять лет спектакль возобновился, и главную роль в нем играл
Пинца.
«В процессе работы над
образом он тщательно изучал материалы по русской истории, относящиеся ко
времени царствования Годунова, биографию композитора, как и все факты,
связанные с созданием произведения. Интерпретации певца не был присущ
грандиозный размах шаляпинской трактовки, — в исполнении артиста на первом
плане оказывались лиричность и мягкость. Тем не менее критика находила роль
царя Бориса крупнейшим достижением Пинцы, и в этой партии он имел блистательный
успех», — пишет В.В. Тимохин.
До Второй мировой войны
Пинца много выступал в оперных театрах Чикаго и Сан‑Франциско, гастролировал в
Англии, Швеции, Чехословакии, а в 1936 году посетил Австралию.
После войны, в 1947 году,
недолго поет вместе с дочерью Клаудией, обладательницей лирического сопрано. В
сезоне 1947/48 года поет последний раз в «Метрополитен». В мае 1948 года
спектаклем «Дон Жуан» в американском городе Кливленд он прощается с оперной
сценой.
Однако концерты певца,
его выступления по радио и телевидению по‑прежнему проходят с невероятным
успехом. Пинце удалось добиться доселе невозможного — собрать двадцать семь
тысяч человек за один вечер на нью‑йоркской открытой сцене «Льюисон стейдием»!
Начиная с 1949 года Пинца
поет в оперетте («Южный океан» Ричарда Роджерса и Оскара Гаммерштейна, «Фэнни»
Гаролда Роума), снимается в кино («Мистер Империум» (1950), «Карнеги‑холл»
(1951), «Этим вечером мы поем» (1951).
Из‑за болезни сердца
артист с лета 1956 года отказался от публичных выступлений.
Пинца умер 9 мая 1957
года в Стемфорде (США).
Источник: Д. Самин 100 великих вокалистов. - М.: Вече, 2002.
Грядет веселый праздник для малышей? На сайте замечательного саратовского композитора Галины Крайновой вы надете детские песни про осень, лето, Новый год, 8 марта, а также школьные песни.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Эцио Пинца. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.