Добавить компанию




ОПЕРА

ИСТОРИЯ
ОПЕРЫ
ЛИБРЕТТО
КОМПОЗИТОРЫ
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ОПЕРА » ОПЕРЫ




ДЕМОН. Антон Рубинштейн

Просмотров: 13487 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Только одна опера Рубинштейна звучит на сценах музыкальных театров. Это "Демон" (1872 г.), с первой постановки завоевавший любовь слушателей и до сего времени остающийся одной из самых любимых в нашей стране опер. "Демон" входит в репертуар целого ряда советских оперных театров, начиная с Большого театра СССР. Написана опера Рубинштейна,—одно из наиболее глубоких творений Лермонтова.

Образ лермонтовского Демона, "падшего ангела",—это прежде всего романтический образ титана-богоборца, вступившего "с небом в гордую вражду". Другая сторона этого величаво-сурового образа — тоска одиночества, жажда счастья, любви, охватившая Демона, когда он встретил Тамару.
И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..Рубинштейну оказалась более близкой именно эта, вторая сторона облика лермонтовского Демона. В соответствии с таким пониманием образа Демона и составлено либретто. Оно было написано известным в свое время исследователем жизни и творчества Лермонтова П. А. Висковатовым.

Когда после симфонического вступления поднимается занавес и начинается первая картина, перед зрителем открывается величественный горный пейзаж. Слышатся голоса адских духов, призывающих Демона. Их сменяют голоса небесных духов и природы, прославляющих красоту мира. На вершине скалы появляется Демон. Его монолог полон трагического разочарования, озлобления, отчаяния.


Проклятый мир! Презренный мир! Несчастный, ненавистный мне мир!Тщетно пытается Ангел примирить Демона с небом. Демон не способен к смирению и послушанию. "Хочу свободы я и страсти", — гордо отвечает он Ангелу.Вторая картина — на берегу Арагвы, близ замка князя Гудала. Из замка выход Гудала Тамара. На скале вырисовывается фигура Демона. Впервые он видит Тамару, и в нем пробуждаются "давно забытые мечты".В нем чувство вдруг заговорило Родным когд-то языком.Никто не замечает Демона, но Тамара испытывает непонятную тревогу. Девушки спускаются к Арагве, а Тамара останавливается, услышав неведомый голос: Возьму я, вольный сын эфира, Тебя в надзвездные края, И будешь ты царицей мира, Подруга вечная моя.Теперь Тамара замечает Демона, но он тотчас же исчезает. В волнении, в испуге Тамара созывает девушек. Но никто из них не слышал пения. В глубокой задумчивости возвращается Тамара, повторяя слова Демона.Третья картина. Мрачное ущелье в горах. Показывается караван князя Синодала, жениха Тамары. Он спешит в замок Гудала на брачное торжество. До замка недалеко, но обвал в горах задержал путников.


Синодал посылает гонца к невесте: завтра в полдень он будет в замке Гудала.Но не суждено Синодалу увидеть невесту. Когда князь и его спутники засыпают. Демон предсказывает Синодалу гибель от руки врага. А враг уже близко—это разбойники, направленные к каравану злой волей Демона. В схватке с разбойниками Синодал смертельно ранен. В последнюю минуту жизни перед ним возникает мрачновеличественная фигура Демона.Четвертая картина — в замке Гудала. Обитатели замка в радостном волнении: только что прибыл гонец Синодала и сообщил, что сам князь скоро прибудет. Только Тамара задумчива: всю ночь ей чудился тот же образ, слышался тот же таинственный голос.Общее веселье внезапно нарушено плачем за сценой — и тотчас же вносят безжизненное тело Синодала. В отчаянии Тамара рыдает над трупом жениха. И снова на фоне молитвенного хора раздается слышимый только Тамарой голос Демона—он звучит мягко, с нежной лаской: "Не плачь, дитя! Не плачь напрасно!"По приказанию Гудала труп Синодала уносят. Измученная Тамара засыпает. Чтобы не тревожить ее сон, все удаляются. У изголовья спящей девушки появляется Демон. Сквозь сон слышит Тамара его голос:На воздушном океане, Без руля и без ветрил, Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил...

Тамара просыпается в глубоком смятении.Все чувства в ней кипели вдруг;Душа рвала свои оковы, Огонь по жилам пробегал, И этот голос чудноватый, Ей мнилось, все еще звучал.Тамара не хочет поддаваться таинственной власти неведомых чар, покоряющих ее все сильнее и сильнее. Она умоляет отца отпустить ее в обитель: там надеется она найти душевное спокойствие. Гудал соглашается исполнить просьбу дочери.* У Лермонтова — "властитель Синодала". Синодал — неточное произношение и написание названия поместья Цинандали, принадлежавшего известному грузинскому поэту Чавчавадзе, у которого не раз бывал Лермонтов.


И в монастырь уединенный Ее родные отвезли, И власяницею смиренной Грудь молодую облекли.Пятая картина. У стен монастыря — Демон...любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора.Путь Демону преграждает его давний противник и хранитель Тамары Ангел. Но ему не удается помешать Демону. "Здесь я владею и люблю", — с этими словами Демон входит в монастырь.Шестая картина — ночью, в келье Тамары. Стены обители не принесли спокойствия душе Тамары.


По-прежнему в ее мыслях таинственный, чарующий и пугающий образ. "Кто он?"—спрашивает себя Тамара. И, когда появляется Демон, она обращается к нему с тем же испуганным вопросом: "Кто ты?" Следует ответ Демона:Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине...Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, я у ног твоих! Тебе принес я в умиленье Молитву чистую любви, Земное первое мученье И слезы первые мои.Тамара слушает Демона с волнением и возрастающим сочувствием. "О, если б ты могла понять мою печаль, мои страданья",—продолжает Демон. Тамара уже не скрывает жалости к Демону: "Невольно я с отрадой тайной, страдалец, слушаю тебя". Тамара хочет верить, что для Демона не закрыт путь к добру. Она требует от него клятвы: навсегда отречься от зла. Демон дает торжественную клятву:Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем...Тамара все же пытается сопротивляться властному порыву Демона, но это уже не в ее силах: "Я в твоих руках". Демон целует Тамару. Слышен хор ангелов, призывающих Тамару. Тамара падает мертвой. Смерть Тамары лишила Демона власти над душой девушки и разрушила его мечты. Ему не суждено найти счастье, не суждено начать новую жизнь.И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!.. Седьмая картина — апофеоз. Ангелы поднимаются к небу с душой Тамары.


Ценой жестокой искупила Она сомнения свои... Она страдала и любила — И рай открылся для любви!Демон — господствующий над всем, центральный по драматургическому значению и самый яркий по музыке образ оперы Рубинштейна. Черты богоборчества, как уже говорилось, не занимают в облике рубинштейновского Демона первого места; они не исчезли, но выявлены лишь в первой картине, в сцене Демона и Ангела. В следующих сценах развертывается драма Демона и вместе с ней — драма Тамары.Демон в опере Рубинштейна—и в поэме Лермонтова— трагический и вместе с тем глубоко лирический образ. Волнение, любовь, страдания Демона раскрыты в музыке Рубинштейна и воспринимаются слушателями как сильные, искренние человеческие чувства. Но Демон отнюдь не превращен Рубинштейном в стандартного лирического героя. Облик его не теряет величия, мужественности, властности, столь характерных для лермонтовского Демона. Сознание собственной мощи звучит в словах Демона: "И будешь ты царицей мира, подруга вечная моя". С этими словами органично сливается властно-горделивая мелодия; прозвучавшая впервые во второй картине, она возвращается в заключительной сцене Демона и Тамары. Торжественно и величаво льется плавная кантилена в монологе Демона "Я тот, которому внимала" (сцена в келье).В обращениях Демона к Тамаре — "Не плачь, дитя" и "На воздушном океане" (сцена в замке Гудала) — музыка перекликается с лермонтовскими строками: И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он об ней жалел.


Широкие, пластичные мелодии ласковово - нежны; оба ариозо — превосходные образцы мягкой поэтичной рубинштейновской лирики; но и здесь это мужественный лиризм, не вступающий в противоречие со всем обликом лермонтовского Демона.Музыкально-сценический образ Тамары проще. В начале второй картины она весела, беззаботна, радостна; ей кажется, что жизнь сулит ей счастье; об этом говорит и музыка Тамары, с блестяще-грациозными колоратурными украшениями. Но с того момента, когда Тамара впервые слышит голос Демона, душевный покой навсегда покидает ее. Тамару гнетет глубокий душевный разлад между привычным строем взглядов и представлений, скорбью об убитом женихе и развивающейся любовью к таинственному, потустороннему существу. Но при всей душевной смятенности поэтический облик Тамары остается женственно-мягким. Мысли и чувства Тамары с наибольшей полнотой выражены в сцене в келье: в элегическом ариозо "Ночь тепла, ночь тиха, не могу я уснуть", а затем в драматическом дуэте с Демоном, Синодал активного участия в развитии событий не принимает. Рубинштейном он обрисован лишь с одной стороны — как нежно влюбленный в Тамару юноша. В теплом, задушевном, глубоко искреннем ариозо Синодала "Обернувшись соколом" легко расслышать интонации и ритмы восточных напевов.Музыку Востока Рубинштейн вообще знал и чувствовал очень хорошо. Работая над "Демоном", он изучал музыкальное творчество народов Кавказа.

Автор либретто "Демона" Висковатов рассказывает, что Рубинштейн, приходя к нему в период совместной работы, "приносил мотивы кавказских и грузинских песен".Восточный характер Рубинштейн придал не только партии Синодала. Восточный колорит ясно ощущается в музыке шествия каравана, в хоре "Ноченька", который поют спутники Синодала на ночлеге. И в шествии и в хоре слышится тревожная настороженность — это предчувствие неведомой беды, грозящей Синодалу и его спутникам. Совершенно иными настроениями проникнуты восточные танцы в замке Гудала: огненная лезгинка, страстная женская пляска, нежная и грациозная пляска девушек.Опера "Демон" не лишена недостатков: текст Висковатова кое-где вял и многословен; при огромном мелодическом даре Рубинштейн не владел в такой же степени речитативом. Эти недостатки в значительной мере снимаются сокращениями, которые обычно делаются при постановке "Демона". И, во всяком случае, эти недостатки выкупаются вдохновенным лиризмом музыки Рубинштейна, обилием чудесных, благородных, красивых мелодий, тонко переданным национальным колоритом ряда сцен и, наконец, подлинной театральностью, динамической, насыщенной контрастами драматургией. Эти качества и обеспечили опере Рубинштейна прочную любовь нескольких поколений слушателей.

ИСТОЧНИК: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960.


Нет ничего романтичнее, чем отпраздновать новый год в Болгарии. Именно в этой замечательной стране есть традиция дарить друг другу "минуту любви". Когда часы пробьют двенадцать обязательно загадайте желание и подарите любимому страстный долгий поцелуй



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДЕМОН. Антон Рубинштейн" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2009-10-06


Теги: АНТОН РУБИНШТЕЙН, демон, опера

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0