Борис Тимофеевич Штоколов родился 19 марта 1930 года в Свердловске. О пути в искусство вспоминает сам артист:
"Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла
похоронка с фронта: погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше…
Прокормить всех ей было трудно. За год до окончания войны у нас на
Урале прошел очередной набор в Соловецкую школу. Вот я и решил поехать
на Север, думал, матери чуть полегче будет. А добровольцев оказалось
немало. Добирались долго, со всякими приключениями. Пермь, Горький,
Вологда… В Архангельске новобранцам выдали обмундирование — шинели,
бушлаты, бескозырки. Распределили по ротам. Я выбрал профессию
торпедного электрика.
Жили мы сначала в землянках, которые юнги первого набора
оборудовали под учебные классы и кубрики. Сама же школа находилась в
поселке Савватиево. Все мы были тогда не по годам взрослыми. Ремесло
изучали основательно, торопились: война-то ведь заканчивалась, и мы
очень боялись, что залпы победы состоятся без нас. Помню, с каким
нетерпением мы ждали практику на боевых кораблях. В сражениях нам,
третьему набору школы юнг, участвовать уже не привелось. Но когда после
окончания меня направили на Балтику, у эсминцев «Строгий», «Стройный»,
крейсера «Киров» была такая богатая боевая биография, что даже я, не
воевавший юнга, испытывал причастность к Великой Победе.
Я был ротным запевалой. На строевой подготовке, в
морских походах на парусниках приходилось первым затягивать песню. Но
тогда, признаюсь, и не думал, что стану профессиональным певцом. Друг
Володя Юркин советовал: «Тебе, Боря, петь надо, поступай-ка в
консерваторию!» А я отмахивался: и время послевоенное было нелегкое, да и
нравилось мне на флоте.
Своим появлением на большой театральной сцене я обязан
Георгию Константиновичу Жукову. Было это в 1949 году. С Балтики я
вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда
Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов.
Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое
выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В.
Соловьева-Седого. Волновался: впервые при такой большой аудитории, о
высоких гостях и говорить нечего.
После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не
пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в
консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По
знакомству, так сказать…"
Так Штоколов стал студентом вокального факультета
Уральской консерватории. Учебу в консерватории Борису пришлось совмещать
с вечерней работой электриком в драмтеатре, а затем осветителем в
Театре оперы и балета. Еще в студенческие годы Штоколов был принят
стажером в труппу Свердловского оперного театра. Здесь он прошел хорошую
практическую школу, перенимал опыт старших товарищей. Его имя впервые
появляется на афише театра: артисту поручают несколько эпизодических
ролей, с которыми он прекрасно справляется. И в 1954 году, сразу после
окончания консерватории, молодой певец становится одним из ведущих
солистов театра. Первая же его работа — Мельник в опере «Русалка»
Даргомыжского — высоко оценена рецензентами.
Летом 1959 года Штоколов впервые выступил за рубежом,
завоевав звание лауреата Международного конкурса на VII Всемирном
фестивале молодежи и студентов в Вене. А еще перед отъездом его приняли в
оперную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета
имени С.М. Кирова.
С этим коллективом связана дальнейшая артистическая
деятельность Штоколова. Он завоевывает признание как отличный
интерпретатор русского оперного репертуара: царь Борис в «Борисе
Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Руслан и Иван Сусанин в
операх Глинки, Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Гремин в «Евгении
Онегине». Успешно выступает Штоколов и в таких партиях, как Мефистофель в
«Фаусте» Гуно и Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. Певец
участвует и в постановках современных опер — «Судьба человека» И.
Дзержинского, «Октябрь» В. Мурадели и других.
Каждая роль Штоколова, каждый сценический образ,
созданный им, как правило, отмечены психологической глубиной, цельностью
замысла, вокальной и сценической отточенностью. Его концертные
программы включают десятки классических и современных произведений. Где
бы ни выступал артист — на оперной сцене или на концертной эстраде, его
искусство увлекает слушателей яркой темпераментностью, эмоциональной
свежестью, искренностью переживаний. Голос певца — высокий подвижный бас
— отличается ровной выразительностью звучания, мягкостью и красотой
тембра. Во всем этом могли убедиться слушатели многих стран, где с
успехом выступал талантливый певец.
Штоколов пел на многих оперных сценах и концертных
эстрадах мира, в оперных театрах США и Испании, Швеции и Италии,
Франции, Швейцарии, ГДР, ФРГ; его восторженно принимали в концертных
залах Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады и многих других стран
мира. Зарубежная пресса высоко оценивает певца и в опере, и в концертных
программах, причисляя его к выдающимся мастерам мирового искусства.
В 1969 году, когда в Чикаго Н. Бенуа ставил оперу
«Хованщина» с участием Н. Гяурова (Иван Хованский), для исполнения
партии Досифея был приглашен Штоколов. После премьеры критики писали:
«Штоколов — великолепный художник. Его голос обладает редкой красотой и
ровностью. Эти вокальные качества служат исполнительскому искусству
наивысшей формы. Вот великий бас, имеющий в своем распоряжении
безупречную технику. Борис Штоколов входит во внушительный по своим
размерам список великих русских басов недавнего прошлого…», «Штоколов
первым выступлением в Америке подтвердил свою репутацию истинного
баса-кантанте…» Продолжатель великих традиций русской оперной школы,
развивающий в своем творчестве достижения русской музыкально-сценической
культуры, — так единодушно оценивают Штоколова советские и зарубежные
критики.
Плодотворно работая в театре, Борис Штоколов уделяет
большое внимание концертным выступлениям. Концертная деятельность стала
органичным продолжением творчества на оперной сцене, но в ней раскрылись
иные стороны его самобытного дарования.
«На концертной эстраде певцу труднее, чем в опере, —
говорит Штоколов. — Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и
артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только
вокальными средствами, один, без помощи партнеров».
На концертной эстраде Штоколова ждало, пожалуй, еще
большее признание. Ведь в отличие Кировского театра гастрольные маршруты
Бориса Тимофеевича пролегли по всей стране. В одном из газетных
откликов можно было прочесть: «Гори, гори, моя звезда…» — если бы певец
исполнил в концерте только один этот романс, воспоминаний хватило бы на
всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу — и мужественному, и нежному, к
этим словам — «гори», «заветная», «волшебная»… Как он их выговаривает —
будто дарит, как драгоценности. И так шедевр за шедевром. «О, если б мог
выразить в звуке», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Выхожу
один я на дорогу», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные». Никакой
фальши — ни в звуке, ни в слове. Как в сказках о чародеях, в чьих руках
простой камень становится алмазом, каждое прикосновение голоса Штоколова
к музыке, к слову рождает то же чудо. В горниле какого вдохновения он
творит свою правду русской музыкальной речи? А неисчерпаемая в нем
русская равнинная распевность — какими верстами измерить ее даль и
ширь?"
«Я заметил, — признается Штоколов, — что мои чувства и
внутреннее видение, то, что я сам себе представляю и вижу в воображении,
передается в зал. Это усиливает чувство творческой, художнической и
человеческой ответственности: ведь народ, слушающий меня в зале,
обмануть нельзя».
В день своего пятидесятилетия на сцене Кировского театра
Штоколов исполнил свою любимую роль — Бориса Годунова. «В исполнении
певца Годунов, — пишет А.П. Коннов, — умный, сильный правитель, искренне
стремящийся к процветанию своего государства, но силою обстоятельств
самой историей поставленный в трагическую ситуацию. Слушатели и критики
оценили созданный им образ, отнеся его к высоким достижениям советского
оперного искусства. Но Штоколов продолжает работу над „своим Борисом",
пытаясь передать все самые сокровенные и тончайшие движения его души».
«Образ Бориса, — говорит сам певец, — таит в себе
множество психологических оттенков. Его глубина мне кажется
неисчерпаемой. Он так многогранен, так сложен в своей противоречивости,
что все больше меня захватывает, открывая новые возможности, новые грани
своего воплощения».
В год юбилея певца газета «Советская культура» писала.
«Ленинградский певец — счастливый обладатель голоса уникальной красоты.
Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца,
богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет своей могучей силой,
певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поет народный
артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим
его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной
вокальной школы. Правда звука, правда слова, завещанные ее учителями,
нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение».
Сам артист говорит: «Русское искусство требует русской души, великодушия, что ли… Этому нельзя выучиться, это надо чувствовать».
Борис Тимофеевич Штоколов ушел из жизни 6 января 2005 года.
Знание иностранного языка - залог успеха вашего бизнеса. Рано или поздно придется общаться с зарубежными партнерами, вступать в переговоры, подписывать договоры. Поэтому, если вы еще не овладели в достаточной мере деловым английским, советуем вам срочно записаться на курсы бизнес английского. Педагоги с многолетним стажем в два счета научат вас общаться с иностранцами!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Борис Штоколов. "Русское искусство требует русской души""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.