Любовь к ней со стороны украинского
слушателя находится вне времени: ее неизменно помнят и чтят, хотя в
течение последних лет нам не так уж часто доводилось видеть Беллу
Андреевну на сценах украинских театров. А ведь наши театралы в свое
время приходили в восторг от ее Виолетты, Лючии, Розины, Венеры.
В ее биографии почти
все связано с Украиной — она родилась в шахтерской семье в городе
Антрацит Луганской области. Ее отец — Андрей Макарович — был
стахановцем, и ему за высокие достижения в работе дали рекомендацию на
учебу в Киевский политехнический институт. Вернулся Андрей Макарович на
шахту уже инженером.
Мама Беллы — Екатерина
Ивановна — работала учетчиком и заочно училась в медицинском училище.
Потом дочка вспоминала: «По душевному складу мама была настоящей сестрой
милосердия». Эта профессия и привела ее на фронт.
В военном госпитале в
Фергане, куда Белла приехала вместе с мамой, девочка начала петь для
раненых «взрослые» песни о верности и победе. Слушатели вызывали юную
певицу на «сцену» еще и еще… Это были первые сольные выступления будущей
артистки.
Из эвакуации
возвращались домой долго. Иногда неделями стояли на разрушенных войной
станциях. Сначала поселились в Сумах, но фронтовое ранение Екатерины
Ивановны давало о себе знать. Врачи посоветовали сменить климат, поехать
туда, где море и много солнца. Выбрали Одессу.
Там семья Руденко
соседствовала с бывшей артисткой Анной Хигер. Она первая оценила голос
девчонки, которая соловьем щебетала везде и всегда: на кухне, во время
уборки комнат или стирки и даже за уроками. Потом Белла Андреевна
вспоминала, что за два месяца под руководством этой женщины
подготовилась, как говорят, с нуля до вступления в вуз. А это было
непросто: кроме школьных предметов, нужно было «пропахать» историю и
теорию музыки, сольфеджио. Ведь впервые Белла услышала оперу в Одессе,
когда ей уже исполнилось пятнадцать.
Семнадцатилетняя
стыдливая девочка с длинными косами исполняла перед суровыми
экзаменаторами арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова.
После слов: «Без песен жизнь не в радость ей...» комиссия единодушно
поздравила абитуриентку с завершением экзаменов. Так она стала
студенткой Одесской консерватории имени Неждановой.
Белле повезло: попала в
класс педагога Ольги Благовидовой. К слову, когда преподавательницу
спрашивали, что она нашла в этой худенькой девушке, та отвечала:
«Чистоту. Чистоту удивительную». Ежедневно Белла с утра до вечера
работала над голосом, училась владеть собой, естественно держаться на
сцене, следить за мимикой, движениями. С тех пор она запомнила: если
хотя бы день не порепетируешь, на неделю отступишь назад. Часто
повторяла слова великого Карузо, что нужно уметь распознавать
собственные ошибки и устранять их.
Немногим предлагают
стать солистом знаменитого театра на четвертом курсе. Белле Андреевне
предложили. После того, как спела партию Розины в спектакле «Севильский
цирюльник» Россини. А дипломной работой юной певицы была архитрудная
партия Царицы ночи в моцартовской «Волшебной флейте». Дебютировала же
она на одесской сцене в роли Джильды из «Риголетто» Верди. Но недолго
радовала меломанов причерноморского города: только лишь получила
консерваторский диплом, как попала на Всесоюзный вокальный конкурс в
Москве, откуда поехала уже не в Одессу, а в Киев, в Академический театр
оперы и балета УССР имени Тараса Шевченко.
Впервые Белла Руденко
появилась перед столичными зрителями тоже в образе Джильды, но несколько
более взрослой, не такой наивной и доверчивой. Это уже была лукавая,
порывистая и мужественная женщина. Белла Руденко этим подтвердила
сказанное на выпускном вечере: «Тот, кто меня слушал вчера, сегодня
должен услышать от меня что-то новое...»
Вскоре Белла Руденко
становится лауреатом Республиканского и Всесоюзного фестивалей советской
молодежи. Одним из значительных этапов ее творческой эпопеи был успех
на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Тогда Тито
Скипа, возглавлявший жюри, зааплодировал певице, нарушая все запреты на
аплодисменты, действовавшие во время конкурсного прослушивания.
Впоследствии состоялись совместные концерты Беллы Руденко и Тито Скипы в
Москве, Ленинграде и Риге. В том же году она стала лауреатом
Международного конкурса вокалистов в Тулузе, а вскоре после этого
состоялись ее первые гастроли на сцене Большого театра в составе труппы
Киевской оперы. Тогда Белла Руденко выступала в операх «Война и мир» С.
Прокофьева и «Милана» Г. Майбороды. А уже в следующем году певица
отправляется в первые свои зарубежные гастроли — в Болгарию, Румынию и
Польшу. Затем были Нью-Йорк, Лондон, Торонто… Ей довелось объехать весь
мир, и везде ее сопровождали восторженные отзывы, рецензии.
«Чикаго Сан-таймс»
(США): «...Это изысканная и волшебная артистка...»; «Дейли Уоркер»
(Англия): «Сногсшибательная техника, большая одаренность, исключительная
сценическая привлекательность...»; «Нью-Йорк пост» (США): «Руденко —
редкая колоратура. Голос певицы чист и мелодичен, словно флейта...» Как
всегда образно изобразили впечатление от выступления артистки японцы:
«Когда хотите услышать, как катятся жемчужины по бархату, послушайте
пение Беллы Руденко». Но больше всего певицу взволновали слова
старенького суфлера из румынского местечка Клуж: «Я сорок лет суфлирую в
«Травиате», а сегодня впервые заплакал»... К слову, в этой опере она
пела почти пятьсот раз.
А первым ее
артистическим титулом было звание «Заслуженная артистка Украины»,
полученное в 1959 году.
В октябре 1960-го Белла
Андреевна, уже известная оперная певица, побывала на Декаде украинского
искусства в Москве. И стала народной артисткой Советского Союза. Долго
она оставалась самой молодой среди тех, кто заслужил это высокое звание.
В Москве хорошо знали
нашу соотечественницу по гастролям на оперной сцене и концертным
выступлениям. В 1973 году Беллу Андреевну пригласили в главный театр
СССР — Большой. По этому поводу певица сказала: «Я очень любила Киев и
театр. Но так сложились личные обстоятельства, что в конечном итоге
приняла престижное предложение и оказалась в Москве». Пятнадцать лет
сценической жизни. Оперные партии, концертные программы. Особенно
полюбила камерную музыку, потому что она, по словам артистки, будто
останавливает время, передает тончайшие нюансы чувств и переживаний.
Звучали произведения Зарембы, Стеценко, Лысенко, Степового, Чайковского,
Рахманинова, Шуберта, Листа, Гуно, Баха... Интересно, что московских
меломанов именно она познакомила с вокальным циклом современного
украинского композитора Леси Дичко.
С особенным пиететом
относилась к народной песне. Радовалась, что во время гастролей в Токио
японские студенты заинтересовались нотами украинских произведений:
«...Чудо в народной песне, которая даже в современных одеяниях остается
народной, глубокой...» Ее любимыми были «Співаночки мої», «Чом, чом не
прийшов», «Пливе щука». К слову, именно за концертную деятельность
народной артистке присуждена Государственная премия СССР в отрасли
литературы, искусства и архитектуры.
В 1988 году Белла
Руденко завершила артистическую карьеру. В прощальном спектакле
исполняла роль Иоланты — одной из самых любимейших героинь. После
бенефиса певица призналась, что и сейчас чувствует себя свободной и
получает большое удовольствие от занятий со студентами. «Радуюсь каждому
новому молодому таланту», — сказала Белла Андреевна в одном из
интервью. А поводов для радости у нее хватает: все «дочки» известного
педагога в настоящее время исполняют ведущие партии в престижных театрах
Минска, Москвы, Киева. Работают и в дальнем зарубежье. И везде — с
незаурядным успехом.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Бэла Руденко. Украинский соловей"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.