Слабое
развитие городской жизни, духовный характер науки и образования, относительно
устойчивый уклад монастырского бытия в пору беспрестанных междоусобиц - все это
способствовало выдвижению монастырей в качестве весьма своеобразных очагов
средневековой культуры. В монастырях была сосредоточена письменность (в то
время как вокруг них мало кто владел даже грамотой), монастыри частично
уберегли наследие античной образованности.
Из монашеской среды вышли и
деятельные музыканты, которые заслуживают признания как первые композиторы
средневековья, чьи имена, сохранились в истории, - среди них крупнейший Ноткер
Заика (Бальбулус). С его именем связана разработка особого рода
музыкально-поэтических образований, возникающих первоначально как бы
"изнутри" григорианского хорала и получивших название секвенций (не в
том смысле, как мы обычно понимаем этот музыкально-теоретический термин).
Ноткер
Заика был, по-видимому, крупной личностью, одаренным и образованным
монахом-бенедиктинцем с многосторонними интересами. Родился он вблизи
Санкт-Галлена около 840 года, образование получил в монастырской школе, изучая
традиционные тогда "trivium" (грамматику, логику, риторику) и
"quadrivium" (арифметику, геометрию, астрономию, музыку) в системе
семи свободных искусств. Стал затем учителем в той же школе и библиотекарем
Санкт-Галленского монастыря. Проявил себя как поэт (создатель гимнов),
композитор (его секвенций вошли в "Книгу гимнов", относящуюся
примерно к 860-887 годам), музыкальный ученый (автор трактатов, часть которых
не сохранилась), историк ("Деяния Карла Великого", 880-е годы). Умер
в Санкт-Галлене 6 апреля 912 года.
По
свидетельству самого Ноткера, он впервые услышал о секвенциях от монаха,
попавшего в Санкт-Галлен из другого, разрушенного норманнами аббатства (близ
Руана), а затем стал и сам создавать секвенции. Исходя из мелодики
григорианского хорала, Ноткер начал, видимо, с подстановки новых текстов к
наиболее широко распетым слогам в слове Alleluja в характере мелизматических
юбиляций. Присутствие таких текстов превращало широкоразвернутую юбиляцию в
силлабическое сочетание прежней мелодии с новыми словами (по звуку на слог).
Это и стало новым музыкально-поэтическим образованием, пока еще внутри хорала.
Оно было важно, в частности, и потому, что помогало запомнить очень длинную
мелодию, "поддерживая" каждый ее звук, а также, видимо, придавая ей
твердую ритмическую организацию через слово. В дальнейшем мелодия хорала
подверглась не только этой подтекстовке, но и некоторой трансформации:
подчеркивалось окончание каждой строки текста (единством заключительного звука,
интонационной ячейки), что создавало впечатление некоторой периодичности;
повторялись те или иные попевки. Так "изнутри" григорианской мелодики
постепенно разрастались по-новому организованные фрагменты. Шаг за шагом
секвенции приобретали самостоятельность, пока не смогли, по существу,
отпочковаться от григорианского контекста: появлялись мелодические добавления,
формировалось некое новое целое, а затем Ноткер стал попросту сочинять
секвенции как возможные вставки в хорал. Сопоставляя, например, григорианскую
основу секвенции (то есть мелодию "Аллилуйи") - и собственно
секвенцию на нее, созданную Ноткером, нетрудно заметить, как из одного
мелодического фрагмента вырастает новое музыкально-поэтическое образование.
Важно, что Ноткер был и поэтом: поэтические строки стали для него первичным
организующим началом мелодии (в дальнейшем эти строки, рифмовались попарно, что
усилило их организующую роль). В принципе же секвенции были первым
"прорывом" музыкального творчества в область догматически
канонизированной мелодики. разумеется, до кодификации григорианского хорала
творческие возможности духовных поэтов и певцов еще не были в такой степени
стеснены: вспомним о гимнотворцах. Теперь же, при существовании григорианского
антифонария, создание секвенций (они назывались также "прозами" -
происхождение термина не вполне уточнено), по существу, знаменовало зарождение
антигригорианской тенденции, пусть еще на первых порах очень скромно
выраженной.
С понятием секвенции несомненно соприкасается и понятие «тропа")
так обозначались вставки в ритуальный текст (разросшиеся из ладовых формул,
ранее добавлявшихся к концу или середине тех или иных песнопений, а также из
юбиляций).
Создание
тропов приписывается санкт-галленскому монаху Тотилону, о котором известно,
кроме того, что он прекрасно играл на струнных и духовых инструментах и, по
разрешению настоятеля монастыря, обучал этому искусству сыновей знатных лиц.
Среди тропов Тотилона были диалогические, предполагающие антифонное
исполнение (чередование групп хора). Разрастаясь, тропы, как и секвенции,
включали в себя новый текст (библейского происхождения) и мелодические
добавления в хорал. В форме диалога создана пасхальная секвенция Випона (вторая
четверть XI века). С принципом тропирования история связывает и возникновение
(в IX-Х веках) литургической драмы как разросшейся части рождественского или
пасхального богослужения.
Т. Ливанова
Источник: Ливанова Т. История
западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1.
М., 1983.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "НОТКЕР ЗАИКА. СОЗДАТЕЛЬ СЕКВЕНЦИЙ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.