Хосе Пласидо Доминго Эмбиль родился 21 января 1941 года в Мадриде в семье
певцов. Его мать (Пепита Эмбиль) и отец (Пласидо Доминго Ферер) были известными
исполнителями в жанре сарсуэлы – так называется в Испании комедия с пением,
танцами и разговорными диалогами.
Хотя мальчик с раннего детства вошел в мир музыки, его
увлечения были разнообразными. В восемь лет он уже выступал перед публикой как
пианист, позднее увлекся пением. Вместе с тем Пласидо страстно любил футбол и
играл в спортивной команде. В 1950 году родители перебрались в Мексику. Здесь
они с успехом продолжали свою артистическую деятельность, организовав
собственную труппу в Мехико.
«Когда мне исполнилось четырнадцать лет… перед родителями
встал вопрос, стоит ли готовить меня к профессиональной карьере
музыканта, – пишет Доминго. – Наконец они решили отправить меня в
Национальную консерваторию, где студенты изучали и музыкальные, и
общеобразовательные предметы. Поначалу мне было там трудно. Я любил Барахаса, привык
к нему и очень долго приспосабливался к своему новому учителю. Но я верю в la
fona del destino, в провидение, все, что ни происходило в моей жизни, обычно
оборачивалось к лучшему. Действительно, если бы мой учитель был жив, я мог и не
попасть в консерваторию и в моей судьбе не случился бы тот переворот, который
произошел в скором времени на этом новом жизненном пути. Оставаясь у Барахаса,
я, вероятнее всего, стремился бы стать концертирующим пианистом. И хотя игра на
фортепиано давалась легко – я хорошо читал с листа, обладал природной
музыкальностью, – сомневаюсь, что из меня получился бы большой пианист.
Наконец, если бы не было новых обстоятельств, я никогда не начал бы петь так
рано, как это случилось».
В шестнадцатилетнем возрасте Пласидо впервые выступил в
труппе своих родителей как певец. В театре сарсуэлы он провел несколько
спектаклей и в качестве дирижера.
"В консерватории вместе со мной учился Мануэль
Агилар, сын видного мексиканского дипломата, работавшего в США, – пишет
Доминго. – Он всегда говорил, что я зря трачу время на музыкальную
комедию. В 1959 году он устроил мне прослушивание в Национальной опере. Я
выбрал тогда две арии из баритонального репертуара: пролог из «Паяцев» и арию
из «Андре Шенье». Члены слушавшей меня комиссии сказали, что мой голос им
нравится, но, по их мнению, я тенор, а не баритон; меня спросили, не могу ли я
спеть теноровую арию. Я вообще не знал этого репертуара, но слышал некоторые
арии и предложил им спеть что‑нибудь с листа. Мне принесли ноты арии Лориса
«Любви нет запрета» из «Федоры» Джордано, и, несмотря на фальшиво спетое
верхнее «ля», мне предложили заключить контракт. Члены комиссии уверились в
том, что я действительно тенор.
Я был поражен и взволнован, тем более что контракт давал
приличную сумму денег, а мне исполнилось всего восемнадцать лет. В Национальной
опере существовало два вида сезонов: национальные, в которых выступали местные
артисты, и интернациональные – для них приглашали петь ведущие партии известных
вокалистов со всего мира, а певцы театра использовались в этих спектаклях на
вторых ролях. Меня, собственно, и пригласили главным образом для исполнения
именно таких партий во время интернациональных сезонов. В мои функции входило
также разучивание партий с другими певцами. Мне довелось быть концертмейстером
во время работы над многими операми. Среди них оказались «Фауст» и глюковский
«Орфей», при подготовке которых я сопровождал репетиции хореографа Анны
Соколовой.
Моей первой оперной ролью стал Борса в «Риголетто». В
этой постановке в заглавной партии выступал Корнелл Макнейл, Флавиано Лабо пел
Герцога, а Эрнестина Гарфиас – Джильду. Это был волнующий день. Мои родители,
как владельцы собственного театрального дела, снабдили меня великолепным
нарядом. Лабо удивлялся, как это начинающему тенору удалось раздобыть такой
красивый костюм. Несколько месяцев спустя я выступил в более значительной
партии – пел капеллана в мексиканской премьере оперы Пуленка «Диалоги
кармелиток».
В сезоне 1960/61 года я впервые получил возможность
выступать рядом с выдающимися певцами Джузеппе Ди Стефано и Мануэлем Аусенси. В
числе моих ролей были Ремендадо в «Кармен», Сполетта в «Тоске», Щеголь и Аббат
в «Андре Шенье», Горо в «Мадам Баттерфляй», Гастон в «Травиате» и Император в
«Турандот». Император почти не поет, но наряд у него роскошный. Марта, с
которой я как раз в то время познакомился ближе, даже теперь не упускает случая
напомнить о том, как я гордился великолепным одеянием, хотя сама роль была
пустяковая. Когда мне предложили сыграть Императора, я совсем не знал «Турандот».
Никогда не забуду своего первого появления в репетиционном зале, где в тот
момент хор и оркестр разучивали номер «О луна, что ты медлишь?». Возможно, если
бы я стал свидетелем их работы сегодня, то отметил бы, что оркестр играет
плоско, да и хор поет не так уж хорошо, но в те минуты музыка совершенно
захватила меня. Это было одно из самых ярких впечатлений в моей жизни – такой
прекрасной вещи мне еще не доводилось слышать".
Вскоре после дебюта Доминго уже пел в Далласском оперном
театре, затем на протяжении трех сезонов был солистом оперы в Тель‑Авиве, где
сумел приобрести необходимый опыт и расширить репертуар.
Во
второй половине 60‑х к певцу приходит широкая известность. Осенью 1966 года он
становится солистом Нью‑Йоркского городского оперного театра и в течение
нескольких сезонов исполняет на его сцене такие ведущие партии, как Рудольф и
Пинкертон («Богема» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Канио в «Паяцах» Р.
Леонкавалло, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Гофман в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха.
В 1967 году Доминго поразил многих своей
разносторонностью, блестяще выступив в «Лоэнгрине» на гамбургской сцене. А в
самом конце 1968 года благодаря случайности дебютировал и в «Метрополитен‑опера»:
за полчаса до спектакля почувствовал недомогание знаменитый Франко Корелли, и
Доминго стал партнером Ренаты Тебальди в «Адриенне Лекуврер». Отзывы критиков
были единодушно восторженными.
В том же году испанский певец был удостоен чести петь на
открытии сезона в «Ла Скала», в «Эрнани», и с тех пор остается неизменным украшением
этого театра.
Наконец, в 1970 году Доминго покорил окончательно и своих
соотечественников, выступив сначала в «Джоконде» Понкьелли и в национальной
опере «Поэт» Ф. Торробы, а затем и в концертах. В октябре того же года Доминго
впервые выступил в «Бале‑маскараде» Верди – в ансамбле с прославленной
испанской певицей Монтсеррат Кабалье. В дальнейшем они составили один из самых
широко известных дуэтов.
С тех пор за стремительной карьерой Пласидо Доминго уже
невозможно уследить перу летописца, его триумфы трудно даже перечислить. Число
оперных партий, вошедших в его постоянный репертуар, превысило восемь десятков,
но, помимо этого, он охотно пел и в сарсуэлах – излюбленном жанре испанского
народного музыкального спектакля. Сотрудничал со всеми крупнейшими дирижерами
современности и с многими кинорежиссерами, экранизировавшими оперы с его
участием, – Франко Дзеффирелли, Франческо Рози, Джозефом Шлезинджером.
Добавим, что с 1972 года Доминго систематически выступает и как дирижер.
На протяжении 70–80‑х годов Доминго регулярно поет в
спектаклях ведущих театров мира: лондонского «Ковент‑Гарден», миланского «Ла
Скала», парижского «Гранд‑опера», гамбургской и венской оперы. Прочные связи
установились у певца с фестивалем «Веронская арена». Видный английский музыковед,
историк оперного театра Г. Розенталь писал: «Доминго явился настоящим
откровением фестивальных спектаклей. После Бьёрлинга мне еще не приходилось
слышать тенора, в исполнении которого было бы столько завораживающего лиризма,
настоящей культуры и тонкого вкуса».
В 1974 году Доминго – в Москве. Проникновенное исполнение
певцом партии Каварадосси надолго осталось в памяти многих любителей музыки.
«Мой русский дебют состоялся 8 июня 1974 года, –
пишет Доминго. – Прием, который оказала Москва труппе „Ла Скала", поистине
неправдоподобен. После спектакля нам аплодировали, выражали одобрение всеми
существующими способами в течение сорока пяти минут. Повторные спектакли
„Тоски" 10 и 15 июня прошли с таким же успехом. Мои родители были вместе со
мной в Советском Союзе, и мы поехали ночным поездом, который скорее можно
назвать „поездом белой ночи", поскольку по‑настоящему темно так и не стало, в
Ленинград. Этот город оказался одним из самых красивых, которые я видел в своей
жизни».
Доминго отличает поразительная работоспособность и
самоотдача. А о широте и разносторонней одаренности художественной натуры певца
свидетельствуют записи на пластинки, работа на радио и телевидении, выступления
в амплуа дирижера и писателя.
"Великолепный певец с мягким, сочным, полетным
голосом, Пласидо Доминго покоряет слушателей непосредственностью и
искренностью, – пишет И. Рябова. – Исполнение его очень музыкально, в
нем нет аффектации чувств, игры на публику. Артистическую манеру Доминго
отличает высокая вокальная культура, богатство тембровой нюансировки,
отточенность фразировки, необыкновенное сценическое обаяние.
Разносторонний и тонкий художник, он с равным успехом
поет лирические и драматические теноровые партии, репертуар его огромен – около
ста ролей. Многие партии записаны им на пластинки. Обширнейшая дискография
певца включает и популярные песни – итальянские, испанские, американские.
Несомненной удачей было исполнение Доминго ведущих ролей в самых значительных
оперных экранизациях последнего времени – «Травиате» и «Отелло» Ф. Дзеффирелли,
«Кармен» Ф. Рози".
Алексей Парин пишет: «Американцы любят регистрировать
рекорды. К осени 1987 года Доминго восемь раз открывал сезон „Метрополитен‑опера".
Его превзошел только Карузо. Доминго срывал самые долгие овации в мире оперы,
ему принадлежит самое большое число поклонов после представления. „Он разве что
не выступал еще в главном кратере Этны, не участвовал в прямой трансляции из
космического корабля и не пел в благотворительном концерте перед пингвинами
Антарктиды", – пишет близкий друг Доминго, дирижер и критик Харви Сакс.
Человеческая энергия и художественные возможности Доминго грандиозны – в
настоящее время, безусловно, нет ни одного тенора с таким обширным и тесситурно
разнообразным репертуаром, как у Доминго. Поставит ли его будущее в тот же ряд,
что Карузо и Каллас, решит время. Однако уже сейчас несомненно одно: в лице
Доминго мы имеем дело с крупнейшим представителем итальянской оперной традиции
второй половины XX века, и его собственные свидетельства о своей богатой событиями
артистической карьере представляют огромный интерес».
Доминго находится в расцвете творческих сил. Музыканты и
любители музыки видят в нем продолжателя замечательных традиций выдающихся
теноров прошлого, артиста, творчески обогащающего наследие своих предшественников,
яркого представителя вокальной культуры нашего времени.
Вот фрагмент из рецензии, названной «В „Ла Скала" – снова
„Отелло"» (журнал «Музыкальная жизнь» за апрель 2002 года): «Было трудно, почти
невозможно предположить, что испанский тенор окажется в состоянии исполнить
роль мавра с теми же порывом и энергией, какие были свойственны певцу в самые
лучшие годы. И, однако, чудо произошло: Доминго, хоть и испытывал трудности в
верхнем регистре, предложил интерпретацию более зрелую, более горькую, плод
долгих размышлений великого артиста, легендарного Отелло второй половины только
что закончившегося двадцатого века».
"Опера – бессмертное искусство, она существовала
всегда, – говорит Доминго. – И будет жить, пока людей волнуют
искренние чувства, романтика…
Музыка способна возвысить нас почти до совершенства,
способна излечить нас. Одна из самых больших радостей моей жизни – получать
письма от людей, которым мое искусство помогло восстановить здоровье. С каждым
прожитым днем все больше убеждаюсь, что музыка облагораживает, помогает в
общении людей. Музыка учит нас гармонии, несет мир. Верю, что это и есть ее
главное призвание".
Приходите каждый день домой и чувствуете, что валитесь с ног? Победить хроническую усталость и повысить жизненный тонус помогут продукты для тонуса и витамины
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Пласидо Доминго. "Опера будет жить, пока людей волнуют искренние чувства и романтика""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.