Имя певца известно
сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где
он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса,
благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача,
которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на
концертной эстраде.
Зураб Лаврентьевич
Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует
сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, —
говорит Соткилава. — Помню, они садились на улице возле дома, исполняли
старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни
тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого
слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая
абсолютным слухом, была категорически против».
И все же в детстве
главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились
неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался
восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно
подключался к атакам, бегая стометровку за 11, 1 секунды!
В 1956 году Зураб стал
капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной
состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с
московским «Динамо».
"Я горжусь тем, что
выходил на поле против самого Льва Яшина, — вспоминает Соткилава. —
Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с
Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после
операции… На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем
большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со
счетом 1:3.
Это, кстати, была моя
последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня
сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни
в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы
полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году
попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере
поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое‑то
время меня отчислили…
…В 58‑м, когда я играл в
тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям
заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим
голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее
словам не придавал, но все‑таки согласился прийти к какому‑то заезжему
профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой
голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл
футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать
билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для
профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми.
В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И
вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у
меня есть оперное будущее!
Но и тогда подобная
перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после
того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что
ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в
июле 60‑го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского
политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию.
И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Нодаром Ахалкаци, который
предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в
межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был
битком!"
В Тбилисскую
консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе
исправил ошибку, конечно, у нового студента великолепный лирико‑драматический
тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией
Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском
государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант
перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966
году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».
Там он стажировался у лучших
специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться
после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба
напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и
других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец
совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых
вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава
завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года — новый успех, на
этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов — имени П.И.
Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в
1970 году, — Первая премия и «Гран‑при» на Международном конкурсе
вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне — Давид Андгуладзе сказал: «Зураб
Соткилава — одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого
тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко
передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел
композитора. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие,
желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти
такое же „расписание уроков", как и в студенческие годы».
30 декабря 1973 года
Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
«На первый взгляд, —
вспоминает он, — может показаться, что я быстро привык к Москве и легко
вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было
трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И
Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и,
конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера «Отелло» Верди в
Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы —
откровением.
«Работа над партией
Отелло, — рассказывал Соткилава, — открыла мне новые горизонты,
заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии.
Роль Отелло — это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно
дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет
человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем
счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о
следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для
этого нужны большие задачи, которые интересно решать…»
Другим выдающимся
достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала
на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы
образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает:
«"Сельская честь" — веристская опера, опера высокого накала страстей.
Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно
сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное —
позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и
на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных
ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь
исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например,
одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли,
окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности
искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал
страсти в „Сельской чести" должен быть чистым, искренним».
Сила искусства Зураба
Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом
секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли
певца.
«Один из самых сверкающе‑прекрасных
голосов, которые существуют где‑либо сегодня». Так отозвался рецензент о
выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было
начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком
открытия» последовали новые триумфы — блистательный успех в США и затем в
Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой
по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм
Соткилавы исходит непосредственно из сердца».
Гастроли 1978 года
сделали певца знаменитостью мирового масштаба — последовали многочисленные
приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях…
В 1979 году его
художественные заслуги были отмечены высшей наградой — званием народного
артиста СССР.
"Зураб Соткилава —
обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними
нотами и крепким средним регистром, — пишет С. Саванко. — Голоса такого
масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и
усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В
исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического
итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца.
Ядро его сценического репертуара составляют лирико‑драматические партии:
Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал‑маскарад»), Хозе
(«Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского,
а также в грузинских операх — Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра
«Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили.
Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах
отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
"Соткилава —
классический герой‑любовник итальянской оперы, — считает Э.
Дорожкин. — Все Дж. — заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини.
Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа
ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем
послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты
голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же
любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь
окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако,
и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая
внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и
Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, —
делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных
достоинствах.
Последним этапным бастионом,
который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца — самого
русского из всех русских персонажей русской оперы — Соткилава спел так, как
голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из
пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка — а собственно,
Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава — человек
светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих
коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия,
за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены
для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава
зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя
и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном
русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно
на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к
концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в
вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических
решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической
теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом".
С 1987 года Соткилава
ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени
П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много
приятных минут.
Источник:Самин Д. 100 великих вокалистов. - М.: Вече, 2002.
В современном мире без знания иностранного языка, особенно английского, весьма трудно найти хорошую работу. Но, чтоделать, если ходить на курсы в вечернее или дневное время у вас не получается? Не печальтесь! Выход есть. Ведь можно изучать английский язык онлайн с опытными и квалифицированными педагогами и даже носителями языка. Это удобно и совсем недорого!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Зураб Соткилава. Поющий футболист"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.