Добавить компанию




ОПЕРА

ИСТОРИЯ
ОПЕРЫ
ЛИБРЕТТО
КОМПОЗИТОРЫ
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ОПЕРА » ИСТОРИЯ




Вокальные школы

Просмотров: 15743 | Рейтинг: 2.7/3 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Пение, являясь психофизиологическим процессом, оказывает едва ли не самое мощное воздействие на слу­шателя и на самого исполнителя. Влиянием инструментальной и вокальной музыки на человека интересовались еще со времен Древ­него мира.

Традиция сравнивать жизнь общества с музыкальным ладом и оркестром, в котором каждому человеку отведена своя роль, пошла от Пифагора. Его ученики свидетельствуют, что Пифагор подобрал мелодии в разных ладах и ритмы, с помощью которых можно было оказывать влияние на человека: усмирять страсть, бороться с грус­тью и гневом. Говорят, что с помощью флейты он успокоил юношу, который собирался поджечь дом неверной возлюбленной.
 
Платон пошел по стопам Пифагора. Ему принадлежит выдаю­щееся наблюдение, которое можно рассматривать как весьма акту­альный и сейчас афоризм о том, что могущество и сила государства зависит от того, какая музыка в нем звучит, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях распущенное начало. Аристотель разрабатывает учение о мимесе, в котором раскры­валось представление о внутреннем мире человека и способах воз­действия на него при помощи искусства. Концепция катарсиса при­надлежит также Аристотелю. Более того, он утверждал, что музыка, написанная в определенном ладу, влияет на психическое состояние человека. Например, человека можно настроить на мужественный лад, если давать ему слушать музыку, звучащую в дорийском ладу; можно сделать человека расслабленным и жалобным, если он слу­шает музыку, написанную в лидийском ладу; а можно перевозбудить человека, сделав его неуравновешенным, если он будет слушать музыку, написанную во фригийском ладу. А потому молодым лю­дям запрещалось слушать музыку, написанную не в дорийском ладу. Не рекомендовалась музыка, которую исполняли авлос (род старин­ного гобоя), флейта, буюны, тимпаны. Предлагалась кифаристика (игра на кифарах, лирах, наблах).

 

 

В произведениях античных авторов встречается много приме­ров о влиянии музыки на психику человека. Вспомним мифы об Одиссее и Пенелопе, Орфее и Эвридике. Известно, что Ахилл смирял приступы своей ярости игрой на лире. Демокрит пропи­сывал музыку при лечении инфекционных заболеваний и добивал­ся положительных результатов в сочетании с медикаментозным лечением. Приведенные примеры о влиянии музыки и искусства в целом на психику человека легли в основу науки музыкальной психологии.


А теперь обратимся к прошлому академического пения.

 

 

В последующем материале кратко описаны истоки академиче­ского пения на примере вокального искусства и педагогики Италии, Франции и Германии, приведены изменяющиеся требования к голо­су исполнителя, предъявляемые в рамках разных школ и стран.

 

 


Итальянская национальная вокальная школа

 

 

 

Ее формирование связано с появлением жанра оперы. Первая опера (1594 г.) Якопо Пери и Оттавио Риннучини «Дафна» яви­лась итогом развития музыкального искусства всей эпохи Возрож­дения. Гибкая мелодика, ритмическое разнообразие, традиции на­родно-песенного творчества «майских игрищ», фонетические осо­бенности языка (например: частое удвоение соннорных согласных, одинаковое произношение гласных вне зависимости от соседствую­щей согласной, отсутствие сложных звукосочетаний, активная арти­куляция) — черты итальянского академического пения.

В основе церковной музыки среднего и раннего Средневековья.негромкое пение спокойной поступенной мелодии в медленном темпе и с равномерным ритмом. С IX по XI век унисонное пение начало дополняться полифонией, а с XII века стало принято укра­шать верхнюю партию. Позднее украшения получили и свои назва­ния — группето, трель, форшлаг. Их исполнение требовало особо­го певческого умения. В раннем Возрождении (XIV век) становится популярным один из видов светской музыки — домашнее музицирование и пение под аккомпанемент лютни, виолы, арфы, маленького органа.

С середины XV века во многих западно-европейских странах господствует многоголосная музыка нидерландской школы, в осно­ве которой лежало плавное развертывание нескольких мелодичес­ких линий в контрапункте.
Итак, возникновению итальянской национальной вокальной школы предшествовало такое развитие народного, церковного пе­ния, в результате которого сложилось кантиленное пение, с виртуоз­ными украшениями, с богатым художественным интонированием и бережным отношением к слову.

Флорентийская школа

Эта школа связана с авторами первых опер. Джулио Каччини создает музыку, в которой «можно говорить музыкально» . В его опере «Эвридика» арии «укладываются» в октавный диапазон. При переходе в верхний регистр (ре - ми второй октавы) певцу разрешается использовать фальцет. Главные интервалы в во­кальной партии — секунды и терции — близки к разговорной речи. О начале представления возвещали фанфары — увертюра отсутство­вала. Самому действию предшествовал пролог, а музыка была пост­роена на речевых интонациях, потому господствовали речитатив и Декламация, почти как в античном театре. Итак, флорентийская школа характеризуется монотонным, негромким пением под сопровождение маленького оркестра, скорее Даже ансамбля, который располагался за сценой.

Римская школа

1620—1640 гг. — годы господства этой школы. Барберини, род­ственники папы, до середины 40-х годов XVII века были одними из самых влиятельных семейств Рима. А потому с оперной сцены рас­сказываются жития святых, восхваляются иезуиты и т.д. В недрах римской школы зародился жанр оратории — произведение для со­листов, хора и оркестра на библейский сюжет. Позднее Джакомо Кариссими и Алессандро Страделла стали мастерами кантатыпроизведения мелодико-гармонического склада, небольшой ли­рико-драматической пьесы, состоящей из арий, речитативов и ансамблей. Еще через некоторое время появятся и хоровые кантаты как разновидности оратории. Композиторы этой школы создают ре­читатив secco, вводят определенную форму арии и вокальные ан­самбли, включают в оперу комические элементы. Пышные декора­ции, большой оркестр, мощный состав хора, костюмы, артистизм, речевая декламация, сугубо мужское пение кастратов, которые ис­полняют и женские партии — основные черты этой школы. Выдаю­щиеся вокальные педагоги: Доменико Мадзокки, Стефано Ланди, Лорето Виттори. Один из выдающихся певцов Балдассар Ферри кастрат-виртуоз, для которого не существовало никаких техни­ческих трудностей.

Венецианская школа

Связана она прежде всего с именем Клаудио Монтеверди, выдающимся мастером по­лифонии, автором мадригалов и 9-ти опер. Он явился создателем настоящей музыкальной ре­алистической драмы — оперы, именно поэто­му его называют реформатором нового жанра. Он считал, что слово является определяющим в мелодике, однако его музыка совершенно не похожа на музыку композиторов флорентий­ской школы, в силу ее яркой эмоциональнос­ти, экспрессивности. В его опере «Коронация Поппеи» намечены все формы арий: декламационная, варьированная, двухчастная, ария da capo, народная песня. Он ввел понятие арии lamento (жалоба, плач), сделав ее двух- и трехчастной; разнообразил вокаль­ные формы оперы, наделил своих героев определенны­ми чертами характера, об­рисовав их индивидуаль­ность всеми возможными музыкальными средства­ми, и, прежде всего, техни­чески прекрасно оснащен­ным и одновременно бога­тым интонациями челове­ческим голосом. Он был выдающимся композито­ром, певцом и педагогом, который воспитал велико­лепных певиц: Катарину Катанео, Катарину Мар-тинелли. В рамках венецианской школы стало возможным вставлять комические эпизоды в действие — это привлекало горожан. Так зарождался новый жанр оперы — buffa. К концу XVIII века певцы-кастраты исчезают со сцены. В one pax buffa и seria появляются женские партии и певицы.

 

 

 

Неаполитанская оперная школа

Ее родоначальником и продолжателем тра­диций венецианской школы считается Алессан-дро Скарлатти, автор 115-ти опер, а его после­дователями — Джованни Баттиста (Драги) Перголези, Никола Порпора, Леонардо Лео. Скарлатти создал класси­ческий образец оперы seria. В это время складывается вокальный стиль bel canto: вокальные партии изобилу­ют сложнейшими украше­ниями, приветствуется имп­ровизация, искусство певца оценивают по слож­ности колоратурных украшений. Особое место в вокальном творчестве того времени занимают пев­цы-кастраты, о мастерстве которых складывались легенды. Например, развитие техники пения их было таково, что они могли петь двухоктав-ную хроматиче­скую гамму 18 раз подряд. Известен случай, когда. Карло Фаринел­ли победил труба­ча в состязании на силу звука и длительность дыхания. В З0-е годы XVIII века оформляется новый жанр оперы — buffa, который предъявил повышенные требования и к тех­нической оснащенности голоса, и к актерской одаренности певца.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вокальные школы" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
2010-12-31


Теги: вокальные школы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0