Пение, являясь психофизиологическим процессом, оказывает едва ли не самое мощное воздействие на слушателя и на самого исполнителя. Влиянием инструментальной и вокальной музыки на человека интересовались еще со времен Древнего мира.
Традиция сравнивать жизнь общества с музыкальным ладом и оркестром, в котором каждому человеку отведена своя роль, пошла от Пифагора. Его ученики свидетельствуют, что Пифагор подобрал мелодии в разных ладах и ритмы, с помощью которых можно было оказывать влияние на человека: усмирять страсть, бороться с грустью и гневом. Говорят, что с помощью флейты он успокоил юношу, который собирался поджечь дом неверной возлюбленной.
Платон пошел по стопам Пифагора. Ему принадлежит выдающееся наблюдение, которое можно рассматривать как весьма актуальный и сейчас афоризм о том, что могущество и сила государства зависит от того, какая музыка в нем звучит, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях распущенное начало. Аристотель разрабатывает учение о мимесе, в котором раскрывалось представление о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. Концепция катарсиса принадлежит также Аристотелю. Более того, он утверждал, что музыка, написанная в определенном ладу, влияет на психическое состояние человека. Например, человека можно настроить на мужественный лад, если давать ему слушать музыку, звучащую в дорийском ладу; можно сделать человека расслабленным и жалобным, если он слушает музыку, написанную в лидийском ладу; а можно перевозбудить человека, сделав его неуравновешенным, если он будет слушать музыку, написанную во фригийском ладу. А потому молодым людям запрещалось слушать музыку, написанную не в дорийском ладу. Не рекомендовалась музыка, которую исполняли авлос (род старинного гобоя), флейта, буюны, тимпаны. Предлагалась кифаристика (игра на кифарах, лирах, наблах).
В произведениях античных авторов встречается много примеров о влиянии музыки на психику человека. Вспомним мифы об Одиссее и Пенелопе, Орфее и Эвридике. Известно, что Ахилл смирял приступы своей ярости игрой на лире. Демокрит прописывал музыку при лечении инфекционных заболеваний и добивался положительных результатов в сочетании с медикаментозным лечением. Приведенные примеры о влиянии музыки и искусства в целом на психику человека легли в основу науки музыкальной психологии.
А теперь обратимся к прошлому академического пения.
В последующем материале кратко описаны истоки академического пения на примере вокального искусства и педагогики Италии, Франции и Германии, приведены изменяющиеся требования к голосу исполнителя, предъявляемые в рамках разных школ и стран.
Итальянская национальная вокальнаяшкола
Ее формирование связано с появлением жанра оперы. Первая опера (1594 г.) Якопо Пери и Оттавио Риннучини «Дафна» явилась итогом развития музыкального искусства всей эпохи Возрождения. Гибкая мелодика, ритмическое разнообразие, традиции народно-песенного творчества «майских игрищ», фонетические особенности языка (например: частое удвоение соннорных согласных, одинаковое произношение гласных вне зависимости от соседствующей согласной, отсутствие сложных звукосочетаний, активная артикуляция) — черты итальянского академического пения.
В основе церковной музыки среднего и раннего Средневековья.негромкое пение спокойной поступенной мелодии в медленном темпе и с равномерным ритмом. С IX по XI век унисонное пение начало дополняться полифонией, а с XII века стало принято украшать верхнюю партию. Позднее украшения получили и свои названия — группето, трель, форшлаг. Их исполнение требовало особого певческого умения. В раннем Возрождении (XIV век) становится популярным один из видов светской музыки — домашнее музицирование и пение под аккомпанемент лютни, виолы, арфы, маленького органа.
С середины XV века во многих западно-европейских странах господствует многоголосная музыка нидерландской школы, в основе которой лежало плавное развертывание нескольких мелодических линий в контрапункте.
Итак, возникновению итальянской национальной вокальной школы предшествовало такое развитие народного, церковного пения, в результате которого сложилось кантиленное пение, с виртуозными украшениями, с богатым художественным интонированием и бережным отношением к слову.
Флорентийская школа
Эта школа связана с авторами первых опер. Джулио Каччини создает музыку, в которой «можно говорить музыкально» . В его опере «Эвридика» арии «укладываются» в октавный диапазон. При переходе в верхний регистр (ре - ми второй октавы) певцу разрешается использовать фальцет. Главные интервалы в вокальной партии — секунды и терции — близки к разговорной речи. О начале представления возвещали фанфары — увертюра отсутствовала. Самому действию предшествовал пролог, а музыка была построена на речевых интонациях, потому господствовали речитатив и Декламация, почти как в античном театре. Итак, флорентийская школа характеризуется монотонным, негромким пением под сопровождение маленького оркестра, скорее Даже ансамбля, который располагался за сценой.
Римская школа
1620—1640 гг.— годы господства этой школы. Барберини, родственники папы, до середины 40-х годов XVII века были одними из самых влиятельных семейств Рима. А потому с оперной сцены рассказываются жития святых, восхваляются иезуиты и т.д. В недрах римской школы зародился жанр оратории — произведение для солистов, хора и оркестра на библейский сюжет. Позднее Джакомо Кариссими и Алессандро Страделла стали мастерами кантатыпроизведения мелодико-гармонического склада, небольшой лирико-драматической пьесы, состоящей из арий, речитативов и ансамблей. Еще через некоторое время появятся и хоровые кантаты как разновидности оратории. Композиторы этой школы создают речитатив secco, вводят определенную форму арии и вокальные ансамбли, включают в оперу комические элементы. Пышные декорации, большой оркестр, мощный состав хора, костюмы, артистизм, речевая декламация, сугубо мужское пение кастратов, которые исполняют и женские партии — основные черты этой школы. Выдающиеся вокальные педагоги: Доменико Мадзокки, Стефано Ланди, Лорето Виттори. Один из выдающихся певцов Балдассар Ферри кастрат-виртуоз, для которого не существовало никаких технических трудностей.
Венецианская школа
Связана она прежде всего с именем Клаудио Монтеверди, выдающимся мастером полифонии, автором мадригалов и 9-ти опер. Он явился создателем настоящей музыкальной реалистической драмы — оперы, именно поэтому его называют реформатором нового жанра. Он считал, что слово является определяющим в мелодике, однако его музыка совершенно не похожа на музыку композиторов флорентийской школы, в силу ее яркой эмоциональности, экспрессивности. В его опере «Коронация Поппеи» намечены все формы арий: декламационная, варьированная, двухчастная, ария da capo, народная песня. Он ввел понятие арии lamento (жалоба, плач), сделав ее двух- и трехчастной; разнообразил вокальные формы оперы, наделил своих героев определенными чертами характера, обрисовав их индивидуальность всеми возможными музыкальными средствами, и, прежде всего, технически прекрасно оснащенным и одновременно богатым интонациями человеческим голосом. Он был выдающимся композитором, певцом и педагогом, который воспитал великолепных певиц: Катарину Катанео, Катарину Мар-тинелли. В рамках венецианской школы стало возможным вставлять комические эпизоды в действие — это привлекало горожан. Так зарождался новый жанр оперы — buffa. К концу XVIII века певцы-кастраты исчезают со сцены. В one pax buffa и seria появляются женские партии и певицы.
Неаполитанская оперная школа
Ее родоначальником и продолжателем традиций венецианской школы считается Алессан-дро Скарлатти, автор 115-ти опер, а его последователями — Джованни Баттиста (Драги) Перголези, Никола Порпора, Леонардо Лео. Скарлатти создал классический образец оперы seria. В это время складывается вокальный стиль bel canto: вокальные партии изобилуют сложнейшими украшениями, приветствуется импровизация, искусство певца оценивают по сложности колоратурных украшений. Особое место в вокальном творчестве того времени занимают певцы-кастраты, о мастерстве которых складывались легенды. Например, развитие техники пения их было таково, что они могли петь двухоктав-ную хроматическую гамму 18 раз подряд. Известен случай, когда. Карло Фаринелли победил трубача в состязании на силу звука и длительность дыхания. В З0-е годы XVIII века оформляется новый жанр оперы — buffa, который предъявил повышенные требования и к технической оснащенности голоса, и к актерской одаренности певца.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вокальные школы"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.