После того как по следам полицианова "Орфея" появилась в
XV веке серия драматизированных пасторалей, жанр этот на время увял.
Расцвел он вновь уже в конце XVI века, применявшихся и под конец совсем
изменившихся социальных условиях. Оживление пасторального жанра началось
с поэмы неаполитанского поэта Санадзаро "Аркадия", оконченной в 1504
г., но оказавшей свое влияние с полной силой уже во второй половине
века.
Пасторальная драма, как и рыцарская поэма, процветала главным образом в
Ферраре, центре аристократически-рыцарского быта, хотя и выросшего на
обыкновенных буржуазно-экономических основаниях. Герцоги феррарские,
гордившиеся тем, что Феррара была первым городом в Италии, сменившим
республиканское правление на синьориальное, всячески культивировали
рыцарские традиции во внешнем быту. Нигде не было таких пышных турниров,
празднеств и зрелищ, как в Ферраре, до тех пор, пока ее не превзошла
герцогская Флоренция. Вместе с укреплением веяний феодальной реакции
тяга к аристократическим забавам и зрелищам сделалась еще сильнее. Уже
две из старых пасторальных драм XV века - "Кефал" и "Тимон" - появились в
Ферраре. Но в то время как в XV веке пасторальная драма не выходила из
русла гуманистических увлечений и не была связана с определенной
социальной средой, начиная со второй половины XVI века она прочно
слилась с феодальной реакцией. Увлечение пасторалью отражало теперь тягу
к перенесению из города в село социального базиса новой культуры.
Первыми авторами новой пасторальной драмы в Ферраре были Джиральди
Чинтио ("Эгле") и Агостино Беккари ("Жертвоприношение"). Но оба эти
автора были забыты после появления в Ферраре двух пасторальных драм,
прогремевших на весь мир: "Аминты" Торквато Тассо и "Верного пастуха"
Джован-Баттисты Гуарини (1538-1612).
Пастораль Тассо названа по имени ее главного героя, влюбленного
пастуха. Содержание драмы - любовь Аминты к нимфе Сильвии. Юноша долго
не может преодолеть холодность девушки и лишь после целого ряда
драматических перипетий покоряет ее гордое сердце. "Аминта" плод юных
вдохновений Торквато, порождение его еще здорового таланта. Тассо писал
ее в молодом упоении классическими образами, давая полную волю и своему
страстному лиризму и своему виртуозному стиху. Он прославляет страсть,
ее законность и заложенную в ней силу, побеждающую все препятствия. И
лишь легкая дымка меланхолии, обволакивающая повествование, намекает на
то, что "Аминта" - дитя не утреннего расцвета культуры Ренессанса, а ее
заката.
Совсем иной смысл "Верного пастуха". Гуарини лучше владеет
драматургической техникой, чем Тассо,- в этом ему помогло глубокое
изучение греческих трагиков. Как пьеса, в основу которой положена
интрига, пастораль Гуарино значительно превосходит лирическую по
существу пастораль Тассо, и, быть может, в этом была главная причина
того, что успех "Верного пастуха" превзошел даже успех "Аминты". "Верный
пастух" написан вскоре после "Аминты" (1573-1585), но вдохновляется он
совершенно иными настроениями. Гуарино прославляет не страсть, а борьбу
со страстями, совершенно в духе феодально-католической реакции, чем
открыто расходится с "Аминтою". По своему стилю "Верный пастух" является
шагом назад. Содержание пьесы - перекрестная любовь двух молодых пар,
усложненная подменами детей и неизбежными узнаваниями в заключительных
сценах. В ней отсутствует простота и уже звучат нотки барочной поэтики.
Элементам барокко и маньеризма суждено было восторжествовать
окончательно в совершенно новом жанре, сформировавшемся при
флорентийском герцогском дворе, в так называемой музыкальной драме. Во
второй половине XV века искусство переживает кризис, обусловленный
новыми социальными настроениями и образовавшимися под их влиянием
художественными вкусами. В искусствах пространственных это становится
заметно, когда мастера не очень большого дарования пытаются подражать
такому титану, как Микельанджело. В живописи новое направление особенно
усиливается после появления "Страшного суда" Сикстинской капеллы, той
картины Микельанджело, про которую он сам грустно говорил: "Скольких это
мое искусство сделает дураками". Маньеристические элементы в новом
искусстве заключались в том, что и живопись, и скульптура, и архитектура
все больше отходили от классической простоты и сдержанности, от
стремления передавать, эмоции самыми скромными, порою даже скупыми
средствами. Новые вкусы требовали, чтобы искусство, в том числе такое
искусство, которое выражается средствами зрелища, ослепляло, ошеломляло,
восхищало, чтобы все вызывало волнения не тонкие, а бурные. Эти новые
настроения и вкусы поддерживались и усиливались всем тем, что внесла в
итальянскую культуру Испания. После того, как испанцы прочно
обосновались в Неаполе и Милане, Италия оказалась словно окутанной со
всех сторон атмосферой абсолютистско-католической культуры испанских
социальных верхов. Наружная набожность, доходящая до ханжества,
гордость, выражающаяся в высокомерии и чопорности, холодная сдержанность
и молчаливость, беспощадная жестокость, распущенность, прикрытая
лицемерием, - все эти свойства постепенно просачивались в нравы высших
слоев итальянского общества и начинали заражать даже лучшие умы.
Показная пышность больше всего отвечала вкусам, порожденным такими
настроениями, и когда в 1537 г. на флорентийском герцогском престоле
появился посаженный испанцами Козимо Медичи, старая флорентийская
культура, создававшая глубокое и благородное искусство кватроченто,
стала быстро изменяться. В 1539 г. Козимо женился на Элеоноре Толедо,
дочери неаполитанского вице-короля, у которой изумительная красота
сочеталась с черствостью, мелочной скаредностью и ханжеством. С ее
приездом Флоренцию заполнили кавалеры и дамы ее свиты, которые привезли в
старую столицу Ренессанса разнообразные цветы культуры, порожденной
великодержавным высокомерием и отупелым страхом перед инквизицией. На
торжествах, устроенных по случаю свадьбы Козимо, уже были налицо все
признаки дурного вкуса, хотя они и не достигли еще больших размеров.
Зрелища, показанные гостям, уже носили чисто формальный характер. Это
были бессюжетные интермедии, в которых главное составляли музыка и
декоративное оформление. Каждое следующее торжество увеличивало
богатство и пышность постановки, развертывало музыкальные,
пантомимические и хореографические моменты, но нисколько не устраняло
формализма и сюжетной бессодержательности всего зрелища. Все это очень
хорошо соответствовало тем нравам, которые расцвели при герцогском дворе
и сделались вскоре притчею во языцех не только в Италии и Испании, но и
в других странах.
У Элеоноры и Козимо появилась большая семья. Все это были красивые
юноши и девушки, окружившие цветущим венком отцовский престол. Но не
успели они вырасти, как в семье начались мрачные трагедии. Когда умерла
старшая дочь Козимо, Мария, откуда-то возникли разговоры, что отец
застал ее с пажом и заколол собственноручно. Вторая дочь Козимо,
Лукреция, сделалась герцогиней Феррарской и умерла семнадцати лет, как
подозревали, убитая мужем. Третья, Изабелла, была замужем за князем
Паоло Орсини; ее приказал задушить муж. В обоих последних случаях молва
приписывала насильственную смерть молодых женщин их неверности. Двое
сыновей умерли одновременно. Были разговоры, что младший в ссоре убил
старшего и был заколот отцом. Меньшой, Пьетро, убил свою жену.
Франческо, наследовавший отцу, находился в связи с венецианкой Бианкой
Капелло, женой одного молодого флорентийца, а по политическим
соображениям женился на австрийской принцессе. Через несколько лет
внезапно при странных обстоятельствах умерла его жена, а муж Бианки был
умерщвлен наемными убийцами. Франческо женился на Бианке, и это вызвало
тревогу у последнего оставшегося в живых сына Козимо, кардинала
Фердинандо. Повидимому, он покушался на жизнь брата, а Бианка принимала
меры предосторожности. Кардинала пригласили на ужин в один из загородных
медичейских дворцов и пытались отравить. Но, очевидно, он был
предупрежден, и яд попал в кушанья Франческо и Бианки. Оба умерли, а
кардинал, освобожденный папою от обетов, стал герцогом.
В такой атмосфере, насыщенной развратом, преступлениями и черными
замыслами, расцветала новая зрелищная культура во Флоренции. До нас
дошли описания торжеств по случаю бракосочетаний Франческо с Иоганной
Австрийской в 1566 г., Франческо с Бианкою в 1578 г., Фердинандо с
Христиною Лотарингской в 1589 г. Все зрелища, устроенные на этих
торжествах, были задуманы и осуществлены по одному принципу: поразить
зрителей все возраставшим великолепием, пышностью и богатством. В
представлениях было занято каждый раз очень много людей, тратились
огромные средства, показывались необыкновенные чудовища, драконы,
гигантский змей Пифон, которого поражал насмерть выезжавший на сцену
верхом, закованный в латы рыцарь. Музыка звучала от начала до конца, на
просцениуме свертывались и развертывались гирлянды танцующих, живые
картины показывали в символических фигурах счастливое будущее,
открывавшееся перед женихом и невестой, все боги Олимпа поочередно
приносили им свои дары и предсказывали счастье.
Эти зрелища оставили яркий след в истории итальянского театра. Как
перечисленные торжества, так и другие, менее заметные и не столь пышные,
имели ту особенность, что в них все больше и больше выдвигалась роль
музыки, и в последние десятилетия XVI века во Флоренции появились люди,
которые решили придать музыкальным элементам зрелищ недостававшую им
ранее оформленность. Эту реформу начал один из потомков славной
республиканской фамилии Джованни Барди, который теперь носил уже титул
графа Вернио. Вместе со своими друзьями Джироламо Меи и Винченцо
Галилеи, отцом великого ученого, он стал разрабатывать проблемы
музыкального оформления зрелищ. А когда Барди был вызван в Рим к
папскому двору, его место занял другой представитель флорентийской
аристократии, Якопо Кореи. В своем кружке (camerata) в сотрудничестве с
поэтом Оттавио Ринуччини и музыкантами Якопо Пери и Джулио Каччини,
Кореи делает попытку создать музыкальную драму. Этот новый жанр
понимался его создателями как написанный поэтом стихотворный текст с
музыкальным и вокальным сопровождением. Очень типично для не угасших еще
гуманистических настроений, Пери и Каччини поставили себе задачей
воскрешение греческой декламации, сопровождаемой музыкой. Но они создали
нечто совершенно новое. Декламация оставалась ведущим элементом. Она
получила вид выразительной напевной речитации, очень непохожей на то,
что понимается у нас под речитативом. Эта музыка очень хорошо передавала
и действие и эмоции. Инструментовка была чрезвычайно слаба. Первенцем
нового жанра была музыкальная драма "Дафна" (1594), музыка к которой, на
слова Ринуччини, была написана Каччини и Пери. Вскоре (1600) те же
авторы написали оперу "Эвридика", на мотивы Полициано, представленную
при бракосочетании Марии Медичи, дочери Франческо, с Генрихом IV
Французским. В этой пьесе элемент песенной мелодики был уже гораздо
сильнее, чем в "Дафне",- прекрасно звучали канцоны и хоры.
Опыты Ринуччини и обоих музыкантов получили широкую известность в
Италии. Продолжение их дела вскоре перешло к человеку, который гораздо
лучше был подготовлен к этой миссии, - Клаудио Монтеверди (1568-1649),
написавшему в 1608 г. свою первую оперу "Ариадна". Это было
произведение, которое вывело новый жанр на широкую дорогу, открыв перед
ним самые блистательные перспективы. В 1613 г. Монтеверди был приглашен
на должность руководителя венецианской капеллы св. Марка, и вся
дальнейшая его деятельность как композитора сосредоточилась уже в
Венеции. Тем самым новый жанр был вырван из душной обстановки
придворно-аристократических опытов, перенесен на иную сцену, открыт
буржуазной и демократической аудитории. Только в таких условиях
оказалось возможным мощное развитие музыкальной драмы сначала в Италии,
потом в Европе, ибо опера - так стала называться теперь музыкальная
драма - как особый театральный жанр постепенно стала утверждаться на
всех европейских сценах. В самой Италии с оперой оказалась связанной еще
одна сторона театральной культуры - эволюция театрального здания и
сцены.
Источник:Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Итальянский театр. Пасторальная драма"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.