Появление первой итальянской трагедии только на несколько
лет отстало от появления первой комедии. Между тем линия эволюции
трагедийной драматургии получила совершенно иной вид, чем эволюция
драматургии комедийной.
Комедия, по мере того как писание отдельных пьес
переходило к буржуазным драматургам, становилась по тематике и по
идеологии близкой городскому, буржуазному обществу. Постепенно в ней все
меньше оставалось изысков, стремления угождать капризным вкусам
меньшинства. Трагедия, напротив, с самого начала была предназначена для
очень ограниченного меньшинства и до самого конца не выходила из круга
этих задач. Первая итальянская трагедия ("Софонисба" появилась в 1515 г.
Автором ее был ломбардский гуманист-аристократ Джан-Джорджо Триссино
(1478-1550). Это был очень образованный человек, большой меценат,
любивший собирать в своей пышной вилле около Виченцы писателей и
художников и вести с ними беседы на литературные темы. Сам он писал
много - и художественные произведения и теоретические трактаты,
посвященные языку и литературе. Плодом его барских вдохновений была и
трагедия "Софонисба".
Трагедия никогда не пользовалась до этого времени особенной
популярностью в итальянских литературных кругах. Гуманистическая
литература насчитывала всего только одну-две трагедии, написанные
по-латыни, пользовавшиеся почетной известностью, но мало кому знакомые
больше чем по заглавию. Даже в период самого большого увлечения римской
драматургией, когда комедии Плавта и Теренция ставились на сцене
беспрерывно, трагедии самого популярного римского трагедийного
драматурга Сенеки чрезвычайно редко попадали на сцену, хотя и были
переведены. Триссино, повидимому, учел эту малую популярность Сенеки, и
так как он хорошо знал греческий язык и был знаком с трагедиями
аттических трагиков, то решил итти по стопам не Сенеки, а Эсхила,
Софокла и Еврипида. Разумеется, воспроизвести сложные метры стихового
аппарата греческой трагедии оказалось невозможным. Итальянский
силлабический стиховой строй не поддавался сложной метрической
обработке. Поэтому Триссино написал свою трагедию нерифмованным
пятистопным ямбом. Это было первое применение в драме белого стиха. Опыт
Триссино предшествовал стихотворным комедиям Ариосто и должен был
увенчаться большим успехом не только в Италии, но и далеко за ее
пределами. В остальном каноны греческой трагедии были выдержаны довольно
точно. В "Софонисбе" фигурируют сны, в ней участвуют вестники,
наперсницы, хор; в ней нет деления на акты. Все решающие события,
особенно события кровавого характера, спрятаны за кулисы. Соблюдены
единства и закон трех актеров. Целью трагедии Триссино считал
возбуждение сострадания и страха.
Сюжет "Софонисбы" взят из римской истории и в основном следует
изложению Тита Ливия. Софонисба - карфагенская царевна, влюбленная в
нумидийского царя Масиниссу и насильно выданная замуж за африканского
царька Сифакса. Когда начинается война между Римом и Карфагеном,
Масинисса, пылая местью, переходит на сторону Рима и после взятия
Карфагена овладевает Софонисбой. Но римский полководец Сципион
приказывает ему отдать любимую женщину Риму: она должна украсить собой
триумфальное шествие по случаю взятия Карфагена. Масинисса посылает ей
кубок с ядом.
Пример Триссино вызвал много подражаний. Один из его ближайших друзей,
флорентиец Джованни Ручеллаи (1475-1527), племянник Лоренцо
Великолепного, владелец знаменитых садов Ручеллаи во Флоренции, написал
две трагедии. Из них большим успехом пользовалась первая - "Розамунда". В
ней рассказывается история гибели первого лангобардского короля
Альбоина. Когда лангобарды победили своих противников, Альбоин приказал
убить их короля Кунимунда и насильно женился на его дочери Розамунде.
Некоторое время спустя, чтобы наказать жену за нелюбовь к нему, Альбоин
заставил ее выпить вино в кубке, сделанном из черепа ее отца. Розамунда
затаила месть, сговорилась с некоторыми из придворных Альбоина и убила
мужа.
Сюжет второй трагедии Ручеллаи "Орест" - один из популярнейших
сюжетов греческой драматургии. Композиция и все оформление трагедии
Ручеллаи то же, что у Триссино. Только на задачи трагедии Ручеллаи
смотрит иначе, считая, что она должна вызывать не сострадание, а
отвращение и ужас.
В ближайшие годы в той же Флоренции в кругах образованного нобилитета
появились еще три трагедии в духе Триссино и Ручеллаи: "Туллия"
Лодовико Мартелли, "Дидона" Алессандро Пацци и "Антигона" Луиджи
Аламанни. Последний был очень видным поэтом, близко придерживался текста
одноименной софокловой трагедии, и поэтому в литературном отношении
"Антигона" оказалась едва ли не лучшей среди всех трагедий раннего
трагедийного жанра.
Все эти трагедии были написаны в рафинированном аристократическом
вкусе эпохи начинающейся феодальной реакции и прославляли чувства и
страсти, свойственные аристократии. Сценическими достоинствами не
обладала ни одна из них. Поэтому они никогда не были поставлены на сцене
{Единственный случай постановки трагедии этого жанра относится к
значительно более позднему времени, к 1562 г. ("Софонисба").}.
Когда итальянская трагедия попала на сцену, она была уже иной, чем у
Триссино и его последователей. Авторы трагедий второй фазы вдохновлялись
уже не греческими трагиками, а Сенекою и пытались воздействовать на
зрителя - именно на зрителя, а не на читателя - нагромождением
всевозможных ужасов. Первым образцом этого рода трагедий была "Орбекка",
написанная Джиральди Чинтио (1504-1578), очень популярным ломбардским
писателем-гуманистом, автором большого сборника новелл и многочисленных
теоретических рассуждений о литературе. Как опытный новеллист, Чинтио
взял новеллистический сюжет, историю персидской царевны Орбекки,
соединившейся вопреки воле отца со своим возлюбленным. Отец захватывает
ее мужа и детей, приказывает их убить и отправляет их тела к дочери.
Обезумевшая от горя Орбекка убивает отца, а затем закалывается сама.
Публика цепенела от ужаса, смотря трагедию Чинтио. Успех ее тем не менее
был очень большой, и она, так же как в свое время "Софонисба", вызвала
ряд подражаний.
Почти не уступала в успехе "Орбекке" трагедия падуанского гуманиста
Спероне Сперони "Канака" (1542). Сперони был одним из ученейших людей
своего времени. Торквато Тассо называл его отцом современной науки. Во
взглядах на трагедию он был совершенно солидарен с Чинтио и в своей
"Канаке" нагромоздил не меньшее количество ужасов, чем его недавний
предшественник. В "Канаке" рассказывается о том, как Венера, чтобы
отомстить богу ветров Эолу, внушила двум его детям, дочери и сыну,
преступную страсть. Она привела к кровосмешению и в конце концов к
вынужденному самоубийству обоих молодых людей. Трагедий, построенных по
этому шаблону, было много; они отвечали все более утрачивавшим чистоту и
тонкость вкусам аристократизировавшегося итальянского общества.
Феодальная реакция, охватившая уже всю Италию, за исключением одной
только территории Венецианской республики, все больше углубляла
внедрение дурных вкусов и поощряла произведения такого жанра. Уберечь
авторов трагедий от следования этому мутному потоку могли только два
обстоятельства: или благоприятная общественная и культурная обстановка,
не допускавшая внедрения дурных новых вкусов, или очень большой талант.
Первое обстоятельство спасло Пьетро Аретино, второе - Торквато Тассо.
Трагедия Аретино "Горации" (1546) {Заглавие трагедии в оригинале
"Orazia". Но это несомненно не имя героини, которая у Аретино зовется
Целией. Переводить поэтому нужно не "Горация", а "Трагедия о Горациях"
или просто "Горации".} впервые в драматургии повествует о судьбе трех
сыновей и дочери старого Горация, римского патриота, пославшего своих
юношей биться за честь и славу родного города с бойцами враждебной Альба
Лонги. Сюжет получит мировую известность впоследствии в разработке
Корнеля, но первым его нашел Аретино. "Горации", как и "Софонисба",
написаны белыми стихами и сохраняют пресловутые единства. Но сделаны они
гораздо проще и содержат в себе ряд удачных новшеств. Все интермедии
исполняются "хором доблестей". А рядом с хором фигурирует вполне
реалистический коллектив, действующий и говорящий народ, что создает тот
естественный фон, который оживляет всю трагедию и делает живыми людьми
ее героев.
Торквато Тассо (1544-1595) закончил своего "Торисмунда" (1586) на
закате своей творческой карьеры, когда его великая поэма "Освобожденный
Иерусалим" уже гремела на всю Италию и завоевывала популярность за
границей. Несмотря на то, что здоровье поэта было уже надломлено тяжелой
болезнью, все же "Торисмунд" как литературное произведение стоял
значительно выше, чем любая трагедия ужасов. Действие происходит на
севере, в скандинавских государствах. В трагедию введен комедийный прием
узнавания. Двое молодых людей любят друг друга, но оказываются братом и
сестрой и в отчаянии лишают себя жизни. Все, чем силен Тассо как поэт,
сказалось в "Торисмунде", но далеко не в той мере, как в его поэме или
даже в "Аминте". Успех "Торисмунда" был слабый. Тем не менее трагедия
Тассо вместе с трагедией Аретино представляет единственное светлое пятно
на общем тусклом фоне трагедийного творчества Италии.
Так как Италии принадлежал почин создания новой драматургии в Европе,
то, естественно, в Италии же появились первые попытки создать теорию
драмы. И так как создатели новой драмы были в большинстве гуманисты, то и
теория драмы сложилась по гуманистическому методу: путем
комментирования верховного авторитета древнего мира в этой области,
Аристотеля в его "Поэтике", Триссино и тут показал пример. Но его
"Поэтика" написана в два приема: первые четыре книги в 1529 г., две
последние, где говорится о драме, - в 1563 г., т. е. когда были уже
напечатаны "Рассуждения" Джиральди Чинтио (1554) и латинский трактат
Скалигера "Семь книг Поэтики". Аристотель, как известно, говорит о
необходимости только одного единства: действия. Чинтио возвел его
наблюдение, что действие у греческих трагиков совершается в течение
одного оборота солнца, в закон, который позднее был формулирован как
требование единства времени. А Скалигер истолковал замечание Аристотеля,
что события в драме должны быть как можно ближе к истине, в качестве
требования единства места. Все эти комментарии были сведены в "Поэтике"
Лодовико Кастельветро в стройную теорию трех единств (1570).
Кастельветро и должен считаться отцом классицистского канона, который
быстро нашел отклик во всей Европе и хотя разными результатами, но
одинаково тиранически воздействовал на всех представителей
классицистской драматургии.
Источник:Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Итальянская трагедия"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.