Псковитянка - не только ровесница, но также и "родственница" "Бориса Годунова". В годы, когда создавались эти оперы, Римского-Корсакова и Мусоргского
связывала тесная дружба.
Одно время они даже жили в одной комнате и
имели возможность ежедневно обмениваться мыслями о своей работе. И в
операх их легко обнаруживаются общие черты. В обеих операх авторы
обращаются к знаменательным, поворотным эпохам истории нашей родины. В
обеих операх на сцене живут и действуют народные массы.
Либретто
"Псковитянки" составлено Римским-Корсаковым по одноименной драме Л. Мея.
Действие происходит во второй половине шестнадцатого века. Царь Иван
Грозный добивается полного подчинения Пскова Москве. Жители Пскова
готовы одчиниться неизбежному — отказаться от независимости родного
города. Но молодые псковичи во главе с Михайлой Тучей — псковская
вольница — не хотят покориться царю и покидают город, "чтоб не видать
бесчестья Пскова".На фоне исторических событий и в тесном сплетении с
ними развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме
псковского наместника и "степенного посадника" боярина Токмакова, Ольга
считается всеми — и сама себя считает — дочерью Токмакова, не
подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги (сестры жены Токмакова) и
царя Ивана Васильевича. Боярин Токмаков знает, что Ольга—дочь Веры, но
имя отца Ольги Вера Шелога унесла с собой в могилу. Драма
Ольги—столкновение двух чувств: любви к Михайле, вожаку псковской
вольницы, и дочернего влечения к царю Ивану. Грозный, пораженный
сходством Ольги с Верой, расспрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать
Ольги — боярыня Шелога, а отец неведом, он понимает, что судьба свела
его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит высшее знамение и решает
пощадить Псков.Развязка драмы в заключительной картине оперы. Близ
ставки Грозного, в лесу, недалеко от Пскова, царская стража задержала
старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу, чтобы против
воли девушки жениться на ней. Ольга в шатре Грозного. Доверчиво
рассказывает она царю о любви к Михайле. Разговор Грозного с дочерью
прерван появлением вблизи ставки псковской вольницы: Михайло Туча
требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи, а самого
Михайлу взять живым. В схватке погибает вся дружина вместе с Тучей;
случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери.
Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную
вольность Совершилося: волей божией пал великий Псков с гордой волею.
За свой родный Псков, за любовь свою отдала ты жизнь, красу,
молодость... Фигура Грозного не раз привлекала внимание русских
писателей и художников. Широко известны пьесы "Василиса Мелентьева"
Островского, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, картина Репина
"Иван Грозный и сын его Иван", скульптура Антокольского "Иоанн Грозный",
созданная в 1871 году, когда заканчивалась "Псковитянка".
На борьбу псковичей и Грозного Римский-Корсаков смотрит глазами
вдумчивого историка: он с полной ясностью показывает, что историческая
правота в борьбе Пскова с Москвой на стороне Москвы, на стороне
Грозного, и что попытка псковской вольницы противостоять Москве обречена
на неудачу. Он подчеркивает, что Грозный — умный, дальновидный
правитель, хорошо понимающий значение государственного единства Руси.
Вместе с тем, Римским-Корсаковым не затушеваны такие черты Грозного, как
подозрительность, недоверчивость (разговор с псковскими боярами),
беспощадность в расправе с непокорными (рассказ новгородского гонца о
казнях в Великом Новгороде). В то же время молодые псковичи, которые не
хотят примириться с утратой независимости родного города, брисованы в
опере с глубоким сочувствием. Не наместник Токмаков, призывающий
псковичей покориться царю, а смелый и горячий Туча со своими товарищами
привлекает симпатии слушателя. В музыке оперы, особенно в заключительном
хоре-отпевании Ольги и былого величия Пскова, звучит скорбь об
утраченной вольности псковской.На первый взгляд это дает право говорить
об известной непоследовательности Римского-Корсакова (и Мея), о
противоречивости идеи оперы (и драмы). Недаром нет единодушия в
определении основной идеи "Псковитянки": некоторые исследователи считают
главной идеей оперы мысль о прогрессивном значении объединения Руси
вокруг Москвы, другие видят основную мысль "Псковитянки" в сочувственной
обрисовке свободолюбивых стремлений молодых псковичей.Все же упреки в
непоследовательности, в нечеткости замысла здесь были бы несправедливы.
Источник: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.91
Мечтаете научиться управлять яхтой и бороздить просторы морей и океанов? В парусной школевы пройдете обучение яхтингу под руководством опытных преподавателей. Вы почувствуете себя свободным, как птица, когда будете стоять за штурвалов вашего корабля.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Псковитянка. Николай Римский-Корсаков"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.