ОПЕРА

ИСТОРИЯ
ОПЕРЫ
ЛИБРЕТТО
КОМПОЗИТОРЫ
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ОПЕРА » ОПЕРЫ




Псковитянка. Николай Римский-Корсаков

Просмотров: 4667 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ


Псковитянка - не только ровесница, но также и "родственница" "Бориса Годунова". В годы, когда создавались эти оперы, Римского-Корсакова и Мусоргского связывала тесная дружба.

Одно время они даже жили в одной комнате и имели возможность ежедневно обмениваться мыслями о своей работе. И в операх их легко обнаруживаются общие черты. В обеих операх авторы обращаются к знаменательным, поворотным эпохам истории нашей родины. В обеих операх на сцене живут и действуют народные массы.

Либретто "Псковитянки" составлено Римским-Корсаковым по одноименной драме Л. Мея. Действие происходит во второй половине шестнадцатого века. Царь Иван Грозный добивается полного подчинения Пскова Москве. Жители Пскова готовы одчиниться неизбежному — отказаться от независимости родного города. Но молодые псковичи во главе с Михайлой Тучей — псковская вольница — не хотят покориться царю и покидают город, "чтоб не видать бесчестья Пскова".На фоне исторических событий и в тесном сплетении с ними развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме псковского наместника и "степенного посадника" боярина Токмакова, Ольга считается всеми — и сама себя считает — дочерью Токмакова, не подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги (сестры жены Токмакова) и царя Ивана Васильевича. Боярин Токмаков знает, что Ольга—дочь Веры, но имя отца Ольги Вера Шелога унесла с собой в могилу. Драма Ольги—столкновение двух чувств: любви к Михайле, вожаку псковской вольницы, и дочернего влечения к царю Ивану. Грозный, пораженный сходством Ольги с Верой, расспрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать Ольги — боярыня Шелога, а отец неведом, он понимает, что судьба свела его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит высшее знамение и решает пощадить Псков.Развязка драмы в заключительной картине оперы. Близ ставки Грозного, в лесу, недалеко от Пскова, царская стража задержала старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу, чтобы против воли девушки жениться на ней. Ольга в шатре Грозного. Доверчиво рассказывает она царю о любви к Михайле. Разговор Грозного с дочерью прерван появлением вблизи ставки псковской вольницы: Михайло Туча требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи, а самого Михайлу взять живым. В схватке погибает вся дружина вместе с Тучей; случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери. Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную вольность Совершилося: волей божией пал великий Псков с гордой волею. За свой родный Псков, за любовь свою отдала ты жизнь, красу, молодость... Фигура Грозного не раз привлекала внимание русских писателей и художников. Широко известны пьесы "Василиса Мелентьева" Островского, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван", скульптура Антокольского "Иоанн Грозный", созданная в 1871 году, когда заканчивалась "Псковитянка".
    На борьбу псковичей и Грозного Римский-Корсаков смотрит глазами вдумчивого историка: он с полной ясностью показывает, что историческая правота в борьбе Пскова с Москвой на стороне Москвы, на стороне Грозного, и что попытка псковской вольницы противостоять Москве обречена на неудачу. Он подчеркивает, что Грозный — умный, дальновидный правитель, хорошо понимающий значение государственного единства Руси. Вместе с тем, Римским-Корсаковым не затушеваны такие черты Грозного, как подозрительность, недоверчивость (разговор с псковскими боярами), беспощадность в расправе с непокорными (рассказ новгородского гонца о казнях в Великом Новгороде). В то же время молодые псковичи, которые не хотят примириться с утратой независимости родного города, брисованы в опере с глубоким сочувствием. Не наместник Токмаков, призывающий псковичей покориться царю, а смелый и горячий Туча со своими товарищами привлекает симпатии слушателя. В музыке оперы, особенно в заключительном хоре-отпевании Ольги и былого величия Пскова, звучит скорбь об утраченной вольности псковской.На первый взгляд это дает право говорить об известной непоследовательности Римского-Корсакова (и Мея), о противоречивости идеи оперы (и драмы). Недаром нет единодушия в определении основной идеи "Псковитянки": некоторые исследователи считают главной идеей оперы мысль о прогрессивном значении объединения Руси вокруг Москвы, другие видят основную мысль "Псковитянки" в сочувственной обрисовке свободолюбивых стремлений молодых псковичей.Все же упреки в непоследовательности, в нечеткости замысла здесь были бы несправедливы.
   

Источник: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.91


Мечтаете научиться управлять яхтой и бороздить просторы морей и океанов? В парусной школе вы пройдете обучение яхтингу под руководством опытных преподавателей. Вы почувствуете себя свободным, как птица, когда будете стоять за штурвалов вашего корабля.



Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Псковитянка. Николай Римский-Корсаков" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2011-10-08



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz